Дело № 2-2050/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
с участием истца Фотеева Ю.И.,
представителя истца Тихомировой А.С.,
представителя ответчика Шапенковой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
26 июня 2018 года гражданское дело по иску Фотеева Ю.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми об обязании произвести перерасчет пенсии,
у с т а н о в и л:
Фотеев Ю.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми (далее по тексту - ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми), в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом максимального отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате работников с коэффициентом от 1,3 до 1,5 с момента вынесения решения суда. В обоснование иска указывая, что является получателем страховой пенсии по старости с 10 июля 2017 года. При назначении пенсии соотношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате было применено в размере 1,2, так как на 01 января 2002 г. истец не имел регистрацию по месту жительства на территории Республики Коми. Однако истец родился и постоянно проживает в Республике Коми, с 1981 года по 2000 год работал и проживал в г. Сосногорске и г. Ухте Республики Коми, в 2000 году был выписан с постоянного места жительства в связи с расторжением брака. С 2000 года до 2004 года проживал без регистрации в г. Ухте Республики Коми ввиду отсутствия своего жилья. Учитывая, что по состоянию на 01 января 2002 года Фотеев Ю.И. проживал в г. Ухте Республики Коми, то полагал, что имеет право на исчисление пенсии с учетом повышенного соотношения заработков в размере от 1,3 до 1,4, поскольку отсутствие регистрации не может негативно отразиться на его правах.
Истец Фотеев Ю.И. и его представитель Тихомирова А.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, указывая на то, что истец все время проживал в Республике Коми, и вся трудовая деятельность истца протекала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми Шапенкова А.Л., выступая в суде, исковые требования не признала.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;
Судом установлено, что Фотеев Ю.И. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 10 июля 2017 года, то есть с достижением возраста 55 лет по указанным выше основаниям.
Согласно ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не подлежит применению за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г. определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), исчисленной по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5 до 1.8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Постановлением Совмина РСФСР от 20.03.1991 № 162 установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, содержатся в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, Пенсионного Фонда РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995.
В соответствии с указанным Информационным письмом, для Республики Коми (Ижемский, Печорский, Троицко-Печорский, Усть-Цилемский, Удорский районы, города Вуктыл и подчиненные его администрации населенные пункты, Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты, Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты, Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты, Печора и подчиненные его администрации населенные пункты), установлен коэффициент (для расчета пенсий, стипендий и пособий), применяемый для работников непроизводственных отраслей, равный - 1.3.
Как следует из материалов пенсионного дела № ...., при расчете пенсии фактическое отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации определено в 1,349, применено ограничение отношения заработков в размере 1,2, так как по состоянию на 01 января 2002 года Фотеев Ю.И. не имел регистрацию по месту жительства и не работал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Между тем в ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, в том числе из показаний свидетелей, допрошенных в ходе рассмотрения дела, что с 26.05.1978 по 21.02.1995 Фотеев Ю.И. был зарегистрирован по месту жительства: Республика Коми, г. Сосногорск, ....; с 22.11.1995 по 05.01.2000 имел постоянную регистрацию по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ....; с 18.06.2004 по 01.05.2009 был временно зарегистрирован по адресу: Республика Коми, г. Ухта, 1. В период с 06.01.2000 по 17.06.2004 проживал в г. Ухте без регистрации по причине отсутствия своего жилья. При этом как следует из подсчета стажа истца имеющего в материалах пенсионного дела, вся трудовая деятельность Фотеева Ю.И. протекала в г. Сосногорске и г. Ухте в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Доказательств того, что истец в спорный период не проживал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, стороной ответчика не представлено.
Поскольку факт проживания истца по состоянию на 01 января 2002 года в г. Ухте Республики Коми установлен только в суде, Фотеев Ю.И. имеет право на перерасчет пенсии с учетом соотношение заработков в размере 1,4 со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, истец Фотеев Ю.И. обратился за юридической помощью в Центр оказания услуг «Юрист плюс», оплатил его услуги, общая стоимость которых составила 6000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № .... от 15.02.2018.
При определении размера расходов на оплату услуг представителя суд полагает необходимым исходить из характера спора, длительности судебного разбирательства, количества судебных заседаний с участием представителя (три судебных заседания), объема проделанной работы (консультации, составление иска в суд, участие в суде), сложности спора, удовлетворения заявленных требований, принципа разумности и справедливости.
С учетом этих обстоятельств, суд считает, что с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб., так как эта сумма при указанных конкретных обстоятельствах дела, характеризующих объем проделанной представителем работы по данному делу, является разумной и не чрезмерной, а также соответствует сложившимся в Республике Коми тарифным ставкам на услуги, оказываемые адвокатами.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Фотеева Ю.И. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми произвести перерасчет пенсии Фотеева Ю.И. с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4 со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми в пользу Фотеева Ю.И. в счет возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 02.07.2018.
Судья С. С. Логинов