Решение по делу № 33-4374/2022 от 26.04.2022

Сергокалинский районный суд РД

судья ФИО1

Дело

УИД: 05RS0-22

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 июня 2022 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО8,

судей ФИО2 и ФИО3

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации СП «сельсовет Сергокалинский» <адрес> РД о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления,

по апелляционной жалобе Главы администрации СП «сельсовет Сергокалинский» на решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от <дата>,

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, пояснения прокурора ФИО5, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

<адрес> РД ФИО6 обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации СП «сельсовет Сергокалинский» <адрес> РД о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления, в обосновании которого указано, что прокуратурой <адрес> во исполнение решения коллегии прокуратуры Республики Дагестан от <дата> «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами» с привлечением специалистов ОМВД России по <адрес>, Управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения «сельсовет Сергокалинский» <адрес> (далее - сельское поселение) требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, при этом, обращено внимание на соблюдение законодательства при осуществлении временного складирования отходов на территории муниципального образования сельского поселения и реализацию программных задач, предусмотренных национальным проектом в сфере экологии.

Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрены 12 национальных проектов, одним из которых является «Экология». Для достижения поставленных целей и решения задач при реализации национального проекта в сфере экологии органы местного самоуправления нацелены на формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.

Проведённой прокуратурой района проверкой в деятельности администрации сельского поселения установлены многочисленные факты нарушений обязательных санитарно-эпидемиологических требований, которые не устранены по настоящее время. В ходе проведения проверки установлено, что вопреки указанным выше требованиям земельного законодательства, а также законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления на административной территории сельского поселения «сельсовет Сергокалинский» на земельном участке площадью 100 кв.м. выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов и мусора (несанкционированная (стихийная) мусорная свалка), что подтверждается письменными материалами и фото-таблицей, представленными ОМВД России по <адрес> и Управлением государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. Размещение отходов на административной территории сельского поселения производится без соблюдения действующих экологических, санитарно - гигиенических и противоэпидемиологических норм и правил.

Территория захламлена бытовыми отходами I-V класса опасности, а именно: строительными отходами в виде обломков железобетонных изделий, кирпичей и др. строительного мусора; хозяйственно-бытовым и промышленным мусором несортированным, полиэтиленовыми пакетами, биологическими и пищевыми отходами, полимерной и стеклянной тарой, деревом, шинами отработанными, отходами бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходами животноводческой деятельности и т.д. Со стороны администрации сельского поселения «сельсовет Сергокалинский» отсутствует контроль за использованием и охранной земель, не осуществляется комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном действующим законодательством.

Выявленные нарушения носят систематический характер. Аналогичные нарушения периодически выявляются и должностными лицами ОМВД России по <адрес>. Вместе с тем, принимаемые меры реагирования оказались недостаточными и малоэффективными, нарушения требований природоохранного законодательства в полном объёме не устранены и продолжают допускаться на регулярной основе ответственными должностными лицами администрации сельского поселения. При этом действия, направленные на устранение нарушений законодательства, в добровольном порядке не предприняты. Настоящее исковое заявление подано прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи с осуществлением администрацией сельского поселения деятельности в нарушение требований федерального законодательства, длительным бездействием ответчика по устранению выявленных нарушений и значимостью нарушенных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Бездействие по выполнению вышеуказанных требований законодательства нарушает права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, как одно из основных условий реализации гарантий на охрану здоровья, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных водных источников, что в свою очередь может привести к возникновению и распространению инфекционных и других заболеваний, то есть создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

С учётом необходимости выполнения работ по устранению выявленных нарушений (по организации сбора, вывоза, обезвреживания, переработке отходов), требующих определённых временных затрат, необходимо установить разумные и обоснованные сроки исполнения решения суда.

РешениемСергокалинского районного суда Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«Исковое требование прокурора <адрес> РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации СП «сельсовет Сергокалинский» <адрес> РД о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления, удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «сельсовет Сергокалинский» <адрес> не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные (стихийные) мусорные свалки, расположенные на территории <адрес> на земельном участке площадью 600 кв. м., а также на окраине села Кадиркент на земельном участке площадью 55 кв.м., входящих в состав административной территории сельского поселения «сельсовет Сергокалинский» <адрес> РД путем сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на специализированный объект размещения отходов, соответствующий действующему законодательству».

На данное решение Главой администрации СП «сельсовет Сергокалинский» подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Действительно мусорная свалка, указанная в иске прокурора имеет место быть.

Согласно действующему законодательству, орган местного самоуправления несет ответственность за охрану окружающей среды на соответствующей территории, обязан осуществлять мероприятия по защите земельных участков от загрязнения, предотвращать наступление негативных последствий для экологии, на постоянной основе осуществлять вывоз бытовых и производственных отходов.

Однако судом не учтено, что у них нет своей техники, своего полигона по размещению мусорных отходов. Они пытались договориться с региональным оператором по вывозу мусора в нашем регионе, но тщетно.

Также отсутствуют достаточные финансовые средства для этих целей.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора <адрес> ФИО7 просит решение Сергокалинского районного суда РД от <дата> оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 8 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статья 1 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды - это деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.

Согласно ст. 4 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу статьи 3 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, в том числе органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Эта же статья предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от <дата> - ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 2 статьи 51 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ содержит прямой запрет на сброс отходов производства и потребления на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами, санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, при проведении прокуратурой <адрес> РД проверки соблюдения администрацией сельского поселения «сельсовет Сергокалинский» <адрес> требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществления временного складирования отходов на территории муниципального образования сельского поселения, установлено, что в деятельности администрации сельского поселения установлены многочисленные факты нарушений обязательных санитарно-эпидемиологических требований, которые не устранены по настоящее время.

Согласно заключению Министерства природных ресурсов и экологии РД от <дата> в ходе проведения обследования установлено, что несанкционированная стихийная свалка строительного мусора и твердых коммунальных отходов расположена на территории Администрации МО СП «сельсовет Сергокалинский», на участке земли населенных пунктов в <адрес> – общая площадь 550 кв.м., в <адрес> 600 кв.м., общая площадь 655 кв.м. Компонентный состав отходов при визуальном осмотре представляет собой: строительные отходы в виде обломков железобетонных изделий, кирпичей, бумагу, картон (макулатура); дерево; стекло; резина; полимерные материалы, строительный мусор.

Разрешая спор суд первой инстанции с учетом имеющихся доказательств по делу и принимая во внимание то, что твердый бытовой мусор от населения, производственный мусор, строительные отходы, отходы древесины и другие материалы являются опасными отходами могут представлять опасность для окружающей среды и здоровья человека, и то, что обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на ответчика по делу, правильно пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора к Администрации СП «сельсовет Сергокалинский».

Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пункт 1 статьи 22 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 51).

Согласно ст. 13 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе экологических принципов. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размещение отходов производства и потребления на данном участке является незаконным.

В ходе проведения проверки установлено, что вопреки указанным выше требованиям земельного законодательства, а также законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления на территории сельского поселения «Сельсовет Сергокалинский» <адрес> на земельном участке площадью 600 кв.м., а также на окраине села Кадиркент на земельном участке площадью 55 кв.м, входящих в состав административной территории сельского поселения «Сельсовет Сергокалинский» <адрес>, выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов и мусора, что подтверждается письменными материалами дела и фото-таблицей, представленными ОМВД России по <адрес> и Управлением государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.

При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о незаконности решения судебная коллегия полагает необходимыми признать необоснованными, поскольку оснований, освобождающих администрацию СП «Сельсовет Сергокалинский» от возложенных федеральным законодательством обязанностей по исполнению законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучия населения и об отходах производства и потребления законодательство не предусматривает.

Ссылка в жалобе на отсутствие техники, своего полигона по размещению мусорных отходов и попытках договориться с региональным оператором по вывозу мусора в регионе, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции по существу спора и не может служить основанием для отмены решения об удовлетворении иска прокурора.

Довод жалобы об отсутствии финансовых средств на указанные выше цели не является основанием для бездействия ответчика и отмены решения суда.

Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому изложенные в ней доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

При таком положении доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда в силу вышеизложенного.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан, судебная коллегия

определила:

решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации СП «сельсовет Сергокалинский» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий

Судьи:

Сергокалинский районный суд РД

судья ФИО1

Дело

УИД: 05RS0-22

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 июня 2022 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО8,

судей ФИО2 и ФИО3

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации СП «сельсовет Сергокалинский» <адрес> РД о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления,

по апелляционной жалобе Главы администрации СП «сельсовет Сергокалинский» на решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от <дата>,

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, пояснения прокурора ФИО5, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

<адрес> РД ФИО6 обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации СП «сельсовет Сергокалинский» <адрес> РД о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления, в обосновании которого указано, что прокуратурой <адрес> во исполнение решения коллегии прокуратуры Республики Дагестан от <дата> «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами» с привлечением специалистов ОМВД России по <адрес>, Управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения «сельсовет Сергокалинский» <адрес> (далее - сельское поселение) требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, при этом, обращено внимание на соблюдение законодательства при осуществлении временного складирования отходов на территории муниципального образования сельского поселения и реализацию программных задач, предусмотренных национальным проектом в сфере экологии.

Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрены 12 национальных проектов, одним из которых является «Экология». Для достижения поставленных целей и решения задач при реализации национального проекта в сфере экологии органы местного самоуправления нацелены на формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.

Проведённой прокуратурой района проверкой в деятельности администрации сельского поселения установлены многочисленные факты нарушений обязательных санитарно-эпидемиологических требований, которые не устранены по настоящее время. В ходе проведения проверки установлено, что вопреки указанным выше требованиям земельного законодательства, а также законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления на административной территории сельского поселения «сельсовет Сергокалинский» на земельном участке площадью 100 кв.м. выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов и мусора (несанкционированная (стихийная) мусорная свалка), что подтверждается письменными материалами и фото-таблицей, представленными ОМВД России по <адрес> и Управлением государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. Размещение отходов на административной территории сельского поселения производится без соблюдения действующих экологических, санитарно - гигиенических и противоэпидемиологических норм и правил.

Территория захламлена бытовыми отходами I-V класса опасности, а именно: строительными отходами в виде обломков железобетонных изделий, кирпичей и др. строительного мусора; хозяйственно-бытовым и промышленным мусором несортированным, полиэтиленовыми пакетами, биологическими и пищевыми отходами, полимерной и стеклянной тарой, деревом, шинами отработанными, отходами бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходами животноводческой деятельности и т.д. Со стороны администрации сельского поселения «сельсовет Сергокалинский» отсутствует контроль за использованием и охранной земель, не осуществляется комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном действующим законодательством.

Выявленные нарушения носят систематический характер. Аналогичные нарушения периодически выявляются и должностными лицами ОМВД России по <адрес>. Вместе с тем, принимаемые меры реагирования оказались недостаточными и малоэффективными, нарушения требований природоохранного законодательства в полном объёме не устранены и продолжают допускаться на регулярной основе ответственными должностными лицами администрации сельского поселения. При этом действия, направленные на устранение нарушений законодательства, в добровольном порядке не предприняты. Настоящее исковое заявление подано прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи с осуществлением администрацией сельского поселения деятельности в нарушение требований федерального законодательства, длительным бездействием ответчика по устранению выявленных нарушений и значимостью нарушенных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Бездействие по выполнению вышеуказанных требований законодательства нарушает права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, как одно из основных условий реализации гарантий на охрану здоровья, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных водных источников, что в свою очередь может привести к возникновению и распространению инфекционных и других заболеваний, то есть создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

С учётом необходимости выполнения работ по устранению выявленных нарушений (по организации сбора, вывоза, обезвреживания, переработке отходов), требующих определённых временных затрат, необходимо установить разумные и обоснованные сроки исполнения решения суда.

РешениемСергокалинского районного суда Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«Исковое требование прокурора <адрес> РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации СП «сельсовет Сергокалинский» <адрес> РД о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления, удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «сельсовет Сергокалинский» <адрес> не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные (стихийные) мусорные свалки, расположенные на территории <адрес> на земельном участке площадью 600 кв. м., а также на окраине села Кадиркент на земельном участке площадью 55 кв.м., входящих в состав административной территории сельского поселения «сельсовет Сергокалинский» <адрес> РД путем сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на специализированный объект размещения отходов, соответствующий действующему законодательству».

На данное решение Главой администрации СП «сельсовет Сергокалинский» подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Действительно мусорная свалка, указанная в иске прокурора имеет место быть.

Согласно действующему законодательству, орган местного самоуправления несет ответственность за охрану окружающей среды на соответствующей территории, обязан осуществлять мероприятия по защите земельных участков от загрязнения, предотвращать наступление негативных последствий для экологии, на постоянной основе осуществлять вывоз бытовых и производственных отходов.

Однако судом не учтено, что у них нет своей техники, своего полигона по размещению мусорных отходов. Они пытались договориться с региональным оператором по вывозу мусора в нашем регионе, но тщетно.

Также отсутствуют достаточные финансовые средства для этих целей.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора <адрес> ФИО7 просит решение Сергокалинского районного суда РД от <дата> оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 8 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статья 1 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды - это деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.

Согласно ст. 4 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу статьи 3 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, в том числе органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Эта же статья предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от <дата> - ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 2 статьи 51 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ содержит прямой запрет на сброс отходов производства и потребления на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами, санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, при проведении прокуратурой <адрес> РД проверки соблюдения администрацией сельского поселения «сельсовет Сергокалинский» <адрес> требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществления временного складирования отходов на территории муниципального образования сельского поселения, установлено, что в деятельности администрации сельского поселения установлены многочисленные факты нарушений обязательных санитарно-эпидемиологических требований, которые не устранены по настоящее время.

Согласно заключению Министерства природных ресурсов и экологии РД от <дата> в ходе проведения обследования установлено, что несанкционированная стихийная свалка строительного мусора и твердых коммунальных отходов расположена на территории Администрации МО СП «сельсовет Сергокалинский», на участке земли населенных пунктов в <адрес> – общая площадь 550 кв.м., в <адрес> 600 кв.м., общая площадь 655 кв.м. Компонентный состав отходов при визуальном осмотре представляет собой: строительные отходы в виде обломков железобетонных изделий, кирпичей, бумагу, картон (макулатура); дерево; стекло; резина; полимерные материалы, строительный мусор.

Разрешая спор суд первой инстанции с учетом имеющихся доказательств по делу и принимая во внимание то, что твердый бытовой мусор от населения, производственный мусор, строительные отходы, отходы древесины и другие материалы являются опасными отходами могут представлять опасность для окружающей среды и здоровья человека, и то, что обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на ответчика по делу, правильно пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора к Администрации СП «сельсовет Сергокалинский».

Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пункт 1 статьи 22 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 51).

Согласно ст. 13 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе экологических принципов. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размещение отходов производства и потребления на данном участке является незаконным.

В ходе проведения проверки установлено, что вопреки указанным выше требованиям земельного законодательства, а также законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления на территории сельского поселения «Сельсовет Сергокалинский» <адрес> на земельном участке площадью 600 кв.м., а также на окраине села Кадиркент на земельном участке площадью 55 кв.м, входящих в состав административной территории сельского поселения «Сельсовет Сергокалинский» <адрес>, выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов и мусора, что подтверждается письменными материалами дела и фото-таблицей, представленными ОМВД России по <адрес> и Управлением государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.

При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о незаконности решения судебная коллегия полагает необходимыми признать необоснованными, поскольку оснований, освобождающих администрацию СП «Сельсовет Сергокалинский» от возложенных федеральным законодательством обязанностей по исполнению законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучия населения и об отходах производства и потребления законодательство не предусматривает.

Ссылка в жалобе на отсутствие техники, своего полигона по размещению мусорных отходов и попытках договориться с региональным оператором по вывозу мусора в регионе, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции по существу спора и не может служить основанием для отмены решения об удовлетворении иска прокурора.

Довод жалобы об отсутствии финансовых средств на указанные выше цели не является основанием для бездействия ответчика и отмены решения суда.

Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому изложенные в ней доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

При таком положении доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда в силу вышеизложенного.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан, судебная коллегия

определила:

решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации СП «сельсовет Сергокалинский» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий

Судьи:

33-4374/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Сергокалинского района
Ответчики
Администрация сельского поселения Сельсовет Сергокалинский
Другие
Прокуратура РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Загиров Нариман Велибекович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
26.04.2022Передача дела судье
01.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2022Передано в экспедицию
01.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее