№ 2а-303/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п.Новосергиевка Оренбургской области 01 апреля 2019 г.
Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бредихиной И.В.,
при секретаре Кривобоковой Е.Н.,
с участием административного истца Булгакова В.А., представителей административных ответчиков Воронина М.А., Инозенцевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Булгакова Виталия Анатольевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, Межрайонной ИФНС № 6 по Оренбургской области о признании действий налогового органа незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога,
установил:
Булгаков В.А. обратился в суд с заявлением о признании решения ИФНС России № 6 по Оренбургской области об отказе в перерасчете транспортного налога, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, решения УФНС по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении жалобы без удовлетворения, незаконными; возложении обязанности произвести перерасчет сумм транспортного налога за 2017 год.
В обоснование заявления указано, что заявитель является собственником автомобиля УАЗ-452, 1970 года выпуска, государственный регистрационный знак №. Налоговая ставка на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. составляет 0,0 рублей. Одним из документов - оснований для налогообложения и основным документом является паспорт технического транспортного средства. Из ПТС серии № от ДД.ММ.ГГГГ МРЭО ГАИ УВД г.Оренбурга невозможно сделать однозначный вывод о принадлежащего ему автомобиля к одной из установленных подкатегорий. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков. Поскольку ПТС принадлежащого истцу автомобиля не содержит прямого указания, что автомобиль является грузовым, исходя из мощности двигателя автомобиля налоговая ставка на него равняется нулю. Его обращения в налоговые органы положительного результата не принесли.
Полагает, что указание налоговым органом на зависимость ставки налога от категории транспортного средства не является основанной на нормах права, поскольку ставка налога устанавливается в зависимости от мощности двигателя и типа транспортного средства. Просит обязать Межрайонную ИФНС № 6 по Оренбургской области пересчитать сумму транспортного налога с учетом указанных в иске обстоятельств.
В судебном заседании административный истец Булгаков В.А. доводы иска поддержал, просил его удовлетворить.
Представители административных ответчиков - ИФНС России № 6 по Оренбургской области, Управления ФНС по Оренбургской области в судебном заседании заявленные требования не признали, поскольку налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем при исчислении суммы налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговым органом исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобилей, представленными подразделениями ГИБДД МВД России.
Выслушав административного истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со статьями 356, 358, 360, 361, 362 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Объектом налогообложения являются, в том числе, и автомобили. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Налоговые ставки устанавливаются для легковых автомобилей и для грузовых автомобилей в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы). Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарный год), исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Транспортный налог установлен на территории Оренбургской области Законом от 16.11.2002 № 323/66 111 «О транспортном налоге», также установлены ставки этого налога соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, при этом налоговая ставка на легковые автомобили мощностью двигателя до 100 л.с. составляет 0,0рублей. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, руководствуется сведениями, предоставленными органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств.
Порядок регистрации транспортного средства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
В силу пункта 2 этого нормативного акта все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД), а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и менее, - в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор).
Таким образом, регистрация и постановка на учет транспортного средства в одном из названных регистрирующих органов производится на основании квалификации транспортного средства специально уполномоченным государственным органом. При этом отличительным признаком автомобиля (автомототранспортного средства) от иных транспортных средств является его допуск для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Булгаков В.А. является собственником транспортного средства УАЗ-452, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, государственный регистрационный номер №.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, направленному в адрес Булгакова В.А., налоговым органом исчислен транспортный налог по указанному выше транспортному средству по ставке, установленной для грузовых автомобилей по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ 25 рублей исходя из мощности двигателя <данные изъяты> кВт (<данные изъяты> л.с.) в сумме 2414 рублей.
Булкагов В.А. не согласился с расчетом налога, обратился в ИФНС России № 6 по Оренбургской области, после получения отрицательного ответа - в УФНС по Оренбургской области с заявлением о перерасчете налога за 2017 год по тем основаниям, что указанные выше транспортное средство однозначно грузовым автомобилем не является, с наличием неясностей и неоднозначного толкования норм права налоговая ставка данного транспортного средства должна составить 0.0 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России № 6 по Оренбургской области, УФНС по Оренбургской области своими сообщениями заявление на зачет к исполнению не приняли, в связи с отсутствием переплаты по транспортному налогу. Указано, что налоговая ставка к спорным транспортным средствам налоговым органом применена, верно, исходя из сведений, полученных из ГИБДД.
Таким образом, истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, срок давности для обращения в суд с момента получения ответа вышестоящей инстанции им не нарушен.
Как усматривается из представленных в материалы дела свидетельства о регистрации транспортного средства на спорный автомобиль, выданного МРЭО ГАИ г.Оренбурга, указанный выше автомобиль зарегистрирован за истцом, в строках "Тип ТС" тип транспортного средства не указан, в строке "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" указано - "В", в строках "Мощность двигателя, л.с. (кВТ)" указано – <данные изъяты> л.с.
В приложении "А" к государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", утвержденному постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 01.02.2001 N 47-ст, автомобильные транспортные средства классифицируются на легковые, грузовые и так далее.
В рамках переписки с налогоплательщиком, Инспекцией была запрошена информация в Управлении ГИБДД У МВД по Оренбургской области о зарегистрированных на имя Булгакова В.А. транспортных средствах.
Согласно поступившего ответа ДД.ММ.ГГГГ №, автомобиль марки УАЗ 45?, государственный регистрационный знак №, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ на имя Булгакова В.А. является грузовым, тип ТС: Грузовые автомобили фургоны.
Приказами МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение).
В силу указанного Положения паспорта выдаются собственникам транспортных средств организациями, являющимися изготовителями транспортных средств, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции.
В связи с отсутствием в паспорте транспортного средства (ПТС) показателя: тип ТС, Инспекцией направлен запрос на завод изготовитель ООО «Ульяновский автомобильный завод» от ДД.ММ.ГГГГ № для уточнения характеристик транспортного средства и типа ТС марки УАЗ 452, ДД.ММ.ГГГГ выпуска.
Согласно поступившего ДД.ММ.ГГГГ ответа от завода изготовителя ООО «Ульяновский автомобильный завод» №, автомобиль УАЗ-452 выпускался заводом до 1985г., после завершения очередного этапа модернизации автомобилю было присвоено обозначение УАЗ-3741. Автомобиль УАЗ-3741 согласно действующей системе сертификации (введенной в 1993г.) был отнесен к категории N1G, к которой согласно приложению № к Положению относятся механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.
Исходя из вышеизложенного и учитывая, что пунктом 28 Положения о паспортах транспортных средств установлено, что в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 г., где к категории "В" отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Согласно определениям категории транспортных средств, представленным в Приложении N3 к Положению о паспортах транспортных средств, к автомобилям с перечисленными характеристиками категории "В" относятся:
механические транспортные средства для перевозки пассажиров (т.е. легковые автомобили), имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя);
механические транспортные средства специального назначения, сконструированные так.что они включают жилой отсек (автомобиль - дом);
механические транспортные средства для перевозки грузов (т.е. грузовые автомобили), максимальная масса которых не более 3,5 т.
Как следует из изложенного, категория "В" в равной степени может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям.
Согласно пункту 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Таким образом, налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделениями ГИБДД МВД России.
Аналогичная позиция отражена в письме ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой при выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, необходимо руководствоваться типом объекта налогообложения, сведения о котором переданы регистрирующими органами.
При этом на доводы истца о том, что используемое им транспортное средство не используется как грузовой автомобиль, суд отмечает, что, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно фактически используется, сведения о нем вносятся исключительно регистрирующими органами.
Поскольку регистрирующим органом МРЭ ГАИ г.Оренбурга сведения об автомобиле истца представлены по типу ТС; Грузовые автомобили фургоны, налоговой инспекцией обоснованно исчислен транспортный налог на спорное транспортное средство, исходя из ставок, установленных для грузовых автомобилей.
Принимая во внимание изложенное выше, исходя из того, что оспариваемые решения приняты налоговыми органами в пределах своей компетенции, учитывая, что доказательств того, что оспариваемыми решениями налоговых органов нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, либо он незаконно привлечен к ответственности, в материалы дела заявителем не представлено, суд полагает, что правовых оснований для признания незаконными ответов ИФНС № 6 по Оренбургской области и УФНС по Оренбургской области ИФНС, не имеется, а, соответственно, и для возложения обязанности на налоговый орган произвести такой перерасчет, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку легковые и грузовые автомобили регистрируются в органах ГИБДД согласно Правилам регистрации автотранспортных средств. Определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов.
При том ссылка истца на наличие оснований для применения в данном случае положений п. 7 ст. 3 НК РФ является несостоятельной ввиду отсутствия неустранимых сомнений, противоречий и неясностей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 6 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░