Дело

УИД: 54RS0№-74

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

           ДД.ММ.ГГГГ                                         <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе судьи                   Топчиловой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Рычковой К.Н.,

с участием истца, законного представителя несовершеннолетних истцов, Пинчук С.В., представителя Минтруда и соцразвития НСО Саулиной К.С., представителя Правительства НСО Зиминой И.М., помощника прокурора <адрес> Андрахановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пинчук С. В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Старунова В. А., Старуновой Т. А., к Министерству труда и социального развития <адрес> о взыскании единовременной выплаты,

у с т а н о в и л:

Пинчук С.В. обратилась в суд с иском в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей, и просила, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, взыскать с Министерства труда и социального развития <адрес> единовременную материальную помощь в сумме 3000 0000 рублей.

В обоснование требований указано, что она является супругой Старунова А.С., а Старунова Т.А., Старунов С.В. детьми Пинчук С.В. и Старунова А.С. ДД.ММ.ГГГГ Старунов А.С. погиб в ходе Специальной Военной операции, награжден орденом «Мужества». Старунов А.С. участвовал в СВО на основании контракта, заключенного с ЧВК «Вагнер», а следовательно, является лицом, выполнявшим задачи по обороне Российской Федерации в организации, содействующей выполнению задач, стоящих перед ВС РФ. Истец обратилась к ответчику с заявлением об осуществлении единовременной выплаты, в удовлетворении которого было отказано. Полагая данный отказ незаконным, Пинчук С.В. обратилась в суд с иском.

Пинчук С.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Старунова В.А., Старуновой Т.А., в судебном заседании доводы иска поддержала в полном объеме, дала пояснения согласно содержанию иска. Настаивала, что ЧВК «Вагнер» относится к организациям, содействующим выполнению задач, стоящих перед ВС РФ со ссылками на позицию Президента России. Полагала, что отказ в выплате нарушает права истцов на получение равных социальных гарантий по сравнению с иными семьями лиц, принимающих участие в Специальной военной операции. Также полагала, что выплата в сумме 5 000 000 рублей, полученная ею от неустановленного лица, правового значения не имеет.

Представитель Министерства труда и социального развития НСО в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель Правительства НСО в судебном заседании полагала, что иск не подлежит удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Третье лицо – Старунова А.А. в лице законного представителя Мурыгиной А.Г. в судебное заседание не явилась, была извещена судом надлежащим образом, представила отзыв, в котором полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Третье лицо – Минтруда России направило в суд письменный отзыв, в котором полагало, что Минтруда России не является лицом, чьи права и обязанности могут быть затронуты вынесенным решением, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третьи лица – Старунова Т.А., Старунов С.А. извещались судом по известным адресам, в судебное заседание не явились.

Третьи лица – Управление по делам Президента России, Правительство России, Национальный центр управления обороной Министерства обороны России в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом.

Помощник прокурора <адрес> в судебном заседании дала заключение, согласно которому полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.

Пинчук С.В. и Старунов А.С. являются родителями Старунова В. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Старуновой Т. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10, 11).

ДД.ММ.ГГГГ между Старуновым А.С. и Пинчук С.В. заключен брак, что подтверждается соответствующим свидетельством о браке (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ Старунов А.С. умер в Донецкой Народной Республике (городе Артемовске), что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Согласно справке о смерти, причиной смерти послужило огнестрельное взрывное осколочное ранение головы и туловища (л.д.9).

Из справки межрегиональной общественной организации «Лига защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов» следует, что Старунов А.С. с 18 по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в качестве добровольца – бойца ЧВК «Вагнер» в специальной военной операции, защищал интересы Российской Федерации на территории ЛНР и ДНР (л.д.14).

ДД.ММ.ГГГГ Пинчук С.В. обратилась в Министерство труда и социального развития <адрес> с заявлениями об оказании единовременной материальной помощи в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об оказании единовременной помощи участникам специальной военной операции, проводимой на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес>, и членам их семей и установлении дополнительных единовременных выплат гражданам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес>, и членам их семей».

На момент смерти Старунова А.С. указанное постановление наименовалось как Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об оказании единовременной материальной помощи участникам специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины с ДД.ММ.ГГГГ, военнослужащим пограничных органов федеральной службы безопасности и членам их семей и установлении дополнительных единовременных выплат гражданам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и членам их семей» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в выплате материальной помощи, поскольку погибший Старунов А.С. участвовал в СВО в составе частной военной компании, право на получение единовременной материальной помощи у истцов не возникло.

Полагая данный отказ незаконным, Пинчук С.В., действующая в своих интересах и интересах Старуновой Т.А., Старунова В.А., обратилась в суд с иском.

Суд, исследовав представленные доказательства, установил следующее.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п» внесены изменения в ранее действующую редакцию Постановления №-П, согласно которым, внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 Постановления, закреплено, что <адрес> принимает на себя обязательства по осуществлению единовременной материальной помощи членам семей военнослужащих, лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) и имевших специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявленных умершими) в результате участия в специальной военной операции, проводимой на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> (далее - специальная военная операция), военнослужащих органов федеральной службы безопасности, непосредственно выполнявших задачи по охране государственной границы Российской Федерации на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции, погибших (умерших, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявленных умершими) (далее - погибшие (умершие) военнослужащие, единовременная материальная помощь членам семей погибших (умерших) военнослужащих), являвшихся гражданами Российской Федерации и на дату гибели (смерти) постоянно проживавших на территории <адрес>, либо зарегистрированных на территории <адрес> и проходивших службу в воинских частях, территориальных органах Росгвардии, расположенных на территории <адрес>, органах федеральной службы безопасности, либо если погребение (кремация с последующим захоронением урны с прахом) (далее - погребение) погибшего (умершего) военнослужащего произведены на территории <адрес>, в размере 3 000 000 рублей.

На основании пункта 4 Постановления, членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющими право на получение единовременной материальной помощи, являются следующие граждане Российской Федерации (состав членов семьи и их гражданство определяются на день гибели (смерти) погибшего (умершего) военнослужащего):

1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) в зарегистрированном браке по состоянию на день гибели (смерти) погибшего (умершего) военнослужащего;

2) родители (усыновители) погибшего (умершего) военнослужащего;

3) дети погибшего (умершего) военнослужащего, не достигшие возраста 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Как следует из текста искового заявления и ответа МОО «Лига защиты интересов ветеранов локальных войн и конфликтов», Старунов А.С. погиб в зоне СВО при выполнении обязанностей, вытекающих из контракта, заключенного с ЧВК «Вагнер».

Пинчук С.В. полагает, что Старунов А.С. относится к числу лиц, которые заключили контракт с организацией, содействующей в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации. В связи с изложенным, полагает, что отказ Министерства труда и социального развития <адрес> не основывается на требованиях законодательства.

Суд, оценивая доводы иска, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для его удовлетворения.

Так, ссылаясь на заключение Старуновым А.С. контракта с ЧВК «Вагнер» как организацией, содействующей в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, истцом не представляется относимых и допустимых доказательств, подтверждающих указанные доводы.

В подтверждение доводов о заключении контракта с ЧВК «Вагнер» в материалы дела представлен только ответ МОО «Лига защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов». Доказательств наличия у данной организации полномочий для подтверждения факта содействия Российской Федерации в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы, материалы дела и нормативно-правовые акты не содержат.

Равно как и не содержат материалы дела доказательств наличия каких-либо контрактов, заключенных между ЧВК «Вагнер» и Вооруженными Силами Российской Федерации.

Ссылки Пинчук С.В. на выступления Президента Российской Федерации – Путина В.В., согласно которым Путин В.В. подтвердил факт участия бойцов ЧВК «Вагнер» в СВО, равно как и финансового участия Российской Федерации в финансировании указанной организации, не могут подменять собой нормативно-правовые акты, регламентирующие право лиц на получение единовременной выплаты.

Более того, как следует из общедоступных источников, в своих выступлениях президент России Путин В.В. пояснил, что ЧВК «Вагнер» целиком «финансировалась из госбюджета». В частности, Президент указал, за год на финансирование ЧВК было потрачено более 86 миллиардов рублей, в том числе: «денежное содержание — более 70,3 миллиардов, стимулирующие выплаты — 15,8 миллиардов рублей. Также на страховые выплаты было потрачено 110 млрд 179 миллионов рублей». Данная информация (выступление) размещена в общедоступных источниках.

Таким образом, указанное выступление подтверждает, что бюджетом Российской Федерации предусмотрен различный порядок формирования выплат для бойцов ЧВК «Вагнер» по сравнению с военнослужащими и добровольцами.

Для бойцов ЧВК «Вагнер» производятся самостоятельные стимулирующие и страховые выплаты, порядок выплат которых закреплен соответствующими контрактами.

Как подтвердила сама истец, в декабре 2023 года ей были получены выплаты от неустановленного лица в наличной форме в сумме 5 000 000 рублей.

Таким образом, вопреки доводам истца о неравном положении бойцов частных военных компаний по сравнению с семьями обычных военнослужащих, государство, осуществляя финансирование ЧВК, предусмотрело порядок компенсаций, условия о выплатах которых закреплены в контрактах, осуществило финансирование ЧВК для проведения выплат в случае гибели бойца. При этом, сумма указанных выплат выше сумм, которые получают семьи погибших военнослужащих и добровольцев на территории <адрес>.

Ссылки Пинчук С.В. на то обстоятельство, что на погибшего Старунова А.С. и членов его семьи подлежат распространению нормы как на лицо, заключившее контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.

Понятие добровольческого формирование и возможность граждан заключить контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации) регламентированы в статье 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне», внесенной в данный закон Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 419-ФЗ.

В соответствии с пунктом 10 статьи 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» граждане РФ, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, распространяется статус военнослужащих.

Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что гражданин Российской Федерации может поступить в добровольческое формирование путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации). Термин «контракт о пребывании в добровольческом формировании» и термин «контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации» в федеральных законах используются в одном значении.

Таким образом, обязательным условием для признания лица, заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, является именно факт заключения самим лицом контракта с Министерством обороны Российской Федерации.

При этом, указанная норма введена после смерти Старунова А.С. Между тем, положения о возможности осуществления единовременной выплаты семьям лиц, добровольно заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации в Постановлении Правительства №-П введены уже после внесения изменений в Федеральный закон, что следует, что данные нормы являются взаимосвязанными и именно положения в указанной редакции Федерального закона подлежат применению для установления факта возникновения права на получение единовременной выплаты.

Расширительное толкование нормы в отношении лиц, заключивших контракт с частной военной компанией, которая финансировалась государством с целью выполнения отдельных задач, не может приравниваться к заключению лицом контракта с Министерством обороны Российской Федерации. В связи с чем, суд приходит к выводу, что Министерством труда и социального развития НСО правомерно было отказано истцам в осуществлении единовременной выплаты, поскольку они не относятся к числу лиц, имеющих право на такую выплату.

Суд, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

░░░ ░░░░░░ ░. ░. (░░░ 540445628494), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ 5023 №), ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ 5406979072) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                            ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2399/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Центрального района города Новосибирска
Информация скрыта
Пинчук Светлана Валентиновна
Ответчики
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Другие
Старунова Татьяна Алексеевна
Информация скрыта
Управление делами Президента Российской Федерации
Национальный центр управления обороны Министерства обороны Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
Правительство Новосибирской области
Старунов Сергей Андреевич
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирск
Дело на сайте суда
centralny.nsk.sudrf.ru
31.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2024Передача материалов судье
05.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2024Судебное заседание
18.06.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2024Дело оформлено
02.11.2024Дело передано в архив
23.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее