Дело № 2-242/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Токаревка 25 июня 2015 г.
Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Копченкиной Н.В.
при секретаре Молчанове Н.В.
с участием заместителя прокурора Токаревского района Айдарова С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Токаревского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Токаревского поселкового округа о признании бездействия незаконным и обязании оборудовать твердое дорожное покрытие на участках автомобильных дорог по <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, государственных стандартов, строительных норм и правил
установил:
Прокурор Токаревского района Тамбовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Токаревского поселкового округа о признании бездействия, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения незаконным и обязании в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать твердое покрытие на участках автомобильных дорог по <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, государственных стандартов, строительных норм и правил. В обосновании своего иска прокурор указал, что прокуратурой Токаревского района проведена проверка коллективного обращения жителей р.п.Токаревка по вопросу отсутствия надлежащего дорожного покрытия по <адрес>. Результаты проверки свидетельствуют о том, что участки автомобильных дорог по <адрес> представляют собой грунтовую дорогу, проходящую между жилыми домами <адрес> и с одной стороны - рядом с домами, с другой – по полю <адрес>), дорога имеет ямы, колеи, грунт размок и просел, дорога не имеет твердого покрытия, движение в дождливое время года ограничено. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.
П.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
По правилам п.1 ст.12 названного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Указанные требования законодательства администрацией Токаревского поселкового округа не соблюдаются, проектно-сметная документация на обустройство дорог по указанным улицам не разрабатывалась, денежные средства в бюджете на дорожную деятельность по указанным улицам не предусмотрены, в то время как полномочия в области дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами поселения.
Незаконное бездействие администрации Токаревского поселкового округа препятствует созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан, проживающих на <адрес> которые вынуждены испытывать неудобства, вызванные отсутствием оборудованной в соответствии с ГОСТом и СНиПами улично-дорожной деятельности, что препятствует обеспечению быстрой, удобной и безопасной пешеходной и транспортной связи с местами приложения труда, учреждениями образования и здравоохранения, в том числе доступу к неотложной медицинской помощи, предприятиями обслуживания, общественным центрам и т.п. Принадлежность автомобильных дорог по <адрес> к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения в границах Токаревского поселкового округа подтверждается информационными картами автомобильных дорог, утвержденными заместителем главы Токаревской поселковой администрации.
В связи с этим прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения. Обязать администрацию Токаревского поселкового округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу оборудовать твердое дорожное покрытие на участках автомобильных дорог по <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, государственных стандартов, строительных норм и правил.
В судебном заседании заместитель прокурора Токаревского района Айдаров С.В. исковые требования уточнил и просил признать незаконным бездействие администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения и обязать администрацию Токаревского поселкового округа в срок до 1 сентября 2016 года провести ремонт на участках автомобильных дорог по <адрес> в соответствии с требованиями Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог и с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
Представитель ответчика, администрации Токаревского поселкового округа, в судебное заседание не явился, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Требования прокуратуры не признают. Токаревская поселковая администрация постоянно, ежегодно ведет работы по содержанию, обслуживанию, а также ремонту автомобильных дорог местного значения, в том числе и <адрес> в пределах средств местного бюджета, выделенных на данные нужды.
Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Мордовский» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица МУП «Авангард» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч.3 ст.15 вышеуказанного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу п.5 ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст.17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Статья 6 Федерального закона от 10 декабря 1995г. № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничений или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Из ст. 12 вышеназванного закона следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Как видно из п.3.1.1 и 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993г. № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.
Данный стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Решением Собрания представителей Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области от 10.07.2005г. № 63 принят Устав Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области. В соответствии со ст.6 данного Устава к вопросам местного значения поселкового округа, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселкового округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселкового округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 16.11.2012г. № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.
Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
Так, в соответствии с п. «з» ч.2 ст.5 Классификации при ремонте дорожных одежд автомобильных дорог проводится восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги.
Согласно п. «з» ч.2 ст.6 Классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300м3 на 1 километр.
Как установлено судом автомобильные дороги по <адрес> находятся в собственности Токаревского поселкового округа. Согласно информационным картам дорога по <адрес> имеет грунтовое покрытие, а по <адрес> покрытие из щебня. В ходе проведенной проверки было установлено, что участки автомобильных дорог по <адрес> представляют собой грунтовую дорогу, идущую между жилыми домами (ул.Демократическая) и с одной стороны – рядом с домами, с другой – по полю (ул.Победы), дорога имеет ямы, колеи, грунт размок и просел, дорога не имеет твердого покрытия, движение в дождливое время года ограничено.
Интенсивность движения на автодороге по <адрес> крайне низкая, данная дорога расположена в жилой застройке, используется только жителями близлежащих домов для выезда на основные магистрали, не служит для движения транзитных транспортных средств.
В результате непринятия своевременных мер, направленных на ремонт автомобильных дорог р.п.Токаревка возникла ситуация, исключающая безопасное движение пешеходов и автомобильного транспорта, чем нарушены права значительного количества пользователей данными автомобильными дорогами.
При этом в настоящее время создаются условия для совершения дорожно-транспортных происшествий, ставятся под угрозу жизнь и здоровье пользователей автомобильными дорогами.
Таким образом, бездействие администрации Токаревского поселкового округа, выраженное в непринятии мер по проведению ремонта, организации работ по надлежащему содержанию автомобильных дорог по <адрес>, нарушает законные права граждан на безопасное передвижение и создает угрозу их жизни и здоровью.
Имеющиеся повреждения на автомобильных дорогах являются препятствием для прибытия на место оперативных служб в случае возникновения пожаров, совершения преступлений, необходимости оказания скорой медицинской помощи, негативно влияет на безопасное и комфортное движение, что является недопустимым.
В связи с чем, требования прокурора являются законными и обоснованными.
Доводы представителя Токаревской поселковой администрации, изложенные в письменном заявлении, о том, что ими ежегодно проводится ремонт дорог по <адрес> не нашли своего подтверждения при рассмотрении гражданского дела. Так, согласно представленным материалам, жители <адрес> на протяжении последних шести лет обращаются с жалобами в различные организации по вопросу ремонта этих дорог.
Вместе с тем, учитывая, что организация и проведение ремонтных работ требует длительного времени и определенных финансовых затрат, суд считает возможным установить ответчику срок для ремонта дорог до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ
решил:
Признать бездействие администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области по ремонту и содержанию участков автомобильных дорог по <адрес> незаконным.
Обязать администрацию Токаревского поселкового округа в срок до 1 сентября 2016 года произвести ремонт и привести участки автомобильных дорог по <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. № 221 и в соответствии с требованиями Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012г. № 402.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца через районный суд, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Копченкина
Мотивированное решение составлено
29 июня 2015 года.
Судья Н.В