Дело № 2-235/2021
УИД 59RS0043-01-2021-000392-02
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2021 г. г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Хорошевой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Поповой Н.А.,
с участием процессуального истца - помощника прокурора Чердынского района Артамонова Г.Е.,
представителя ответчика - администрации Чердынского городского округа -Галашова С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя ответчика муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство-Чердынь» - Одинцова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чердыни гражданское дело по исковому заявлению Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному образованию «Чердынский городской округ» в лице администрации Чердынского городского округа, муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство-Чердынь» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию «Чердынский городской округ» в лице администрации Чердынского городского округа, муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство-Чердынь» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе осуществления прокурорского надзора в мае 2021 года выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при оказании услуг по водоснабжению населения с. Камгорт Чердынского городского округа. Установлено, что на основании акта приема-передачи муниципального имущества из состава казны Чердынского муниципального района во исполнение постановления администрации Чердынского муниципального района от 9 октября 2019 г. № 427 «О приеме имущества в муниципальную собственность» муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство - Чердынь» (далее - МБУ «Благоустройство-Чердынь», Учреждение) передано в оперативное управление, среди прочего, муниципальное недвижимое имущество - скважина, расположенная по адресу: с. Камгорт, ул. Средняя, д. 12 а. Данное имущество используется для добычи подземных вод и обеспечения населения с. Камгорт услугами децентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В течение длительного времени МО «Чердынский городской округ» в лице администрации Чердынского городского округа не принимались меры к организации использования скважины в с. Камгорт в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а МБУ «Благоустройство-Чердынь» осуществляло эксплуатацию названного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на его использование. Отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта влечет за собой нарушение принципа обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также означает невозможность определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, чем нарушает закрепленные статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации Чердынского городского округа пояснил, что с исковыми требованиями не согласен.
Из возражений на исковое заявление следует, что скважина, расположенная по адресу: с. Камгорт, ул. Средняя, д. 12 а, в 2019 году передана на праве оперативного управления МБУ «Благоустройство-Чердынь», то есть МБУ «Благоустройство-Чердынь» наделено правом владения, пользования и распоряжения переданным имуществом для осуществления уставной деятельности. В соответствии с действующим законодательством и Уставом МБУ «Благоустройство-Чердынь» от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредитель МБУ (администрация) не несет ответственности по обязательствам МБУ. В соответствии с Уставом МБУ «Благоустройство-Чердынь» для достижения установленных целей и задач выполняет следующие виды основной деятельности: забор и очистка воды; услуги по распределению воды; эксплуатация сетей водоснабжения. Ответчик - администрация не является водопользователем водного объекта - скважины, расположенной по адресу: с. Камгорт, ул. Средняя, д. 12 а, не осуществляет забор воды в нем и не несет обязанностей, предусмотренных законом для собственника или пользователя данного объекта, в том числе в части получения санитарно-эпидемиологического заключения, равно как и не имеет никаких полномочий и оснований для вмешательства в деятельность МБУ и участия в обеспечении наличия данного заключения. В соответствии с ч. 12 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем, то есть МБУ. Исходя из заявленных требований о возложении на администрацию обязанности организовать водоснабжение населения в части наличия санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта не представляется установить, какие именно действия должна осуществить администрация, либо от совершения каких действий необходимо воздержаться. Требования истца в указанной части не конкретизированы, что делает их исполнение невозможным для администрации.
Представитель ответчика МБУ «Благоустройство-Чердынь» в судебном заседании пояснил, что в заявленный срок исполнить требования не смогут ввиду отсутствия финансирования и объема проведения работ.
Представитель третьего лица - управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв, который приобщен к материалам дела. Из отзыва в том числе следует, что в систему хозяйственно-питьевого водоснабжения с.Камгорт входит один подземный источник водоснабжения (скважина без разводящей сети), расположенный по адресу: с.Камгорт, ул. Средняя, 12А, являющийся единственным источником нецентрализованного водоснабжения. С 1 марта 2021 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 утверждены новые санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу ч. 1 ст. 43.1 указанного Закона при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Из материалов дела следует, что 25 мая 2021 г. и 31 мая 2021 г. были приняты решения о проведении проверки в отношении администрации Чердынского городского округа и МБУ «Благоустройство-Чердынь» в части исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 7,8).
Согласно рапорту помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в соответствии с отзывом Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 20 апреля 2021 г. в систему хозяйственно - питьевого водоснабжения с. Камгорт входит один подземный источник водоснабжения (скважина без разводящей сети), расположенный по адресу: с. Камгорт, ул. Средняя, д. 12 а, и являющийся источником нецентрализованного водоснабжения. С 1 марта 2021 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Данными санитарными правилами установлены требования, в соответствии с которыми должны использоваться источники нецентрализованного водоснабжения, в том числе, артезианская скважина, указанная выше. Между тем в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства санитарно-эпидемиологическое заключение на использование данного источника водоснабжения отсутствует (л.д. 10,11).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 5 Устава Чердынского городского округа, утвержденного решением Думы Чердынского городского округа от 15 ноября 2019 г. № 60, к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д. 13-28).
Согласно письму администрации Чердынского городского округа от 28 мая 2021 г. № 240-02-18-Исх-536 водоснабжение населения в с. Камгорт организовано децентрализованным способом с артезианской скважины, расположенной по адресу: с. Камгорт, ул. Средняя, д. 12 а. Указанная артезианская скважина в 2019 году передана на праве оперативного управления МБУ «Благоустройство-Чердынь», осуществляющему ее эксплуатацию и обеспечивающего соблюдение действующего законодательства в области водоснабжения населения. В связи с чем МБУ «Благоустройство-Чердынь» обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю по вопросу получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование указанного источника водоснабжения. Также МБУ «Благоустройство-Чердынь» решается вопрос по установлению охранной зоны данного источника питьевого водоснабжения (л.д. 30, 31-34, 35).
Из заключения Северного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» № 2.454, 2.455 Э следует, что по результатам лабораторных испытаний № 2.454 - скважины, расположенной по адресу: с. Вильгорт, ул. Трактовая, 26а, № 2.455 - скважины, расположенной по адресу: с. Камгорт, ул. Средняя, 12 а, пробы №№ 454, 455 «Вода подземного источника централизованного водоснабжения» в объеме проведенных испытаний соответствуют требованиям п. 3.3, п.3.4, п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (л.д. 40-42, 43).
Согласно постановлению администрации Чердынского муниципального района Пермского края от 9 октября 2019 г. № 427 в состав казны муниципального образования «Чердынский муниципальный район Пермского края» принято муниципальное имущество Вильгортского сельского поселения, в том числе водонапорная башня и глубинная скважина, расположенная по адресу: Пермский край, Чердынский район, с. Камгорт, ул. Средняя, 12 а, о чем свидетельствует перечень муниципального имущества Вильгортского сельского поселения, передаваемого в собственность Чердынского муниципального района (л.д. 48, 49-52).
Из заявлений жителей с. ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в адрес директора МБУ «Благоустройство-Чердынь» Одинцова А.Е. следует, что они просят не начислять плату за услуги холодного водоснабжения, поскольку они пользуются колодцами.
В связи с появлением воды в колодце администрация Чердынского городского округа в лице администратора Вильгортского территориального отдела администрации Чердынского городского округа просит директора МБУ «Благоустройство-Чердынь» прекратить начисления за услуги холодного водоснабжения на следующих жителей с. Камгорт: ФИО13, ФИО18 ФИО14, ФИО15, о чем свидетельствует письмо администрации Чердынского городского округа от 22 апреля 2021 г. № 16-В.
Согласно письму директора МБУ «Благоустройство-Чердынь» от 30 апреля 2021 г. № 220 в адрес главы городского округа - главы администрации Чердынского городского округа ФИО16 в с. Камгорт имеется скважина (с краном для отбора воды), расположенная на ул. Средняя в жилом секторе. Получить положительное заключение на проект ЗСО невозможно. Для этого необходимо разработать ПСД на новую скважину и водоразборные сети. На момент передачи от Вильгортского поселения были заключены 8 договоров на услугу холодного водоснабжения (ХВС) с населением. В зимнее время, когда сильные морозы обсушили колодцы, еще заключили 10 договоров. С наступлением тепла в колодцах появилась вода, и от жителей стали поступать заявления об отказе услуг на воду. Расторгли 5 абонентов.
Из письма директора МБУ «Благоустройство-Чердынь» от 21 июня 2021 г. № 273 в адрес главы городского округа - главы администрации Чердынского городского округа ФИО16 следует, что МБУ «Благоустройство-Чердынь» просит выделить дополнительные денежные средства для заключения договора на 2021 г. с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» на оплату услуг лабораторные исследования воды из скважин и разводящей сети в г. Чердынь; скважин в с. Вильгорт, с. Камгорт, с. Покча, с. Кольчуг, согласно договору № СЛ000014-Д/21 от 11 января 2021 г. в сумме 105 555,64 руб.
МБУ «Благоустройство-Чердынь» просит главу городского округа - главу администрации Чердынского городского округа ФИО16 выделить дополнительные денежные средства для заключения договора на 2021 г. с ФБУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Пермском крае» на оплату услуг на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы на использование водного объекта (скважины № 3331, 58887 с. Покча), зоны санитарной охраны источника централизованного питьевого водоснабжения, согласно договору СЛ000754-Раз/21от 23 июня 2021 г. в сумме 20 619, 60 руб., что подтверждается письмом МБУ «Благоустройство-Чердынь» от 25 июня 2021 г. № 302.
Из письма Финансового управления администрации Чердынского городского округа от 2 июля 2021 г. № 240 Ф-01-05-88 следует, что оплата услуг на лабораторные исследования воды, проведение санитарно - эпидемиологической экспертизы, в сумме 261 94484 тыс. рублей необходимо провести за счет приносящей доход деятельности или за счет иной субсидии на выпадающие доходы.
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем водонапорной башни, расположенной по адресу: Пермский край, Чердынский городской округ, с. Камгорт, ул. Средняя, соор. 12 А, на праве оперативного управления является МБУ «Благоустройство-Чердынь».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 12 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.
Из части 9 статьи 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 72 правил предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
В силу пункта 73 Правил забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пункту 74 Правил при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3.
В соответствии с п. 85 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3, выбор места расположения водозаборных сооружений источников нецентрализованного водоснабжения населения должен осуществляться водопользователем на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов обследования близлежащей территории с учетом наличия возможных источников микробного или химического загрязнения воды. Водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения необходимо размещать на удаленном, не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от источников загрязнения, месте. Водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения не должны размещаться на участках, затапливаемых паводковыми водами, в заболоченных местах, а также местах, подвергаемых оползням, а также ближе 30 метров от автомагистралей.
Как установлено судом, правообладателем водонапорной башни, расположенной по адресу: Пермский край, Чердынский городской округ, с. Камгорт, ул. Средняя, соор. 12 А, на праве оперативного управления является МБУ «Благоустройство-Чердынь», собственником - муниципальное образование Чердынский городской округ Пермского края, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22 июля 2021 г.
Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
На основании ч. 1 ст. 6 Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч.ч.1, 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Частью 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии с пунктом 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах таких зон, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предусмотренных настоящими СанПиН.
Таким образом, в силу действующего законодательства органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения, обеспечивают соответствие водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования.
В судебном заседании установлено, что администрацией Чердынского городского округа обязанность организовать водоснабжение населения
с. Камгорт надлежащим образом не исполняется.
Использование водного объекта в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения является нарушением статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 10 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Обязанность организовать водоснабжение населения надлежащим образом в силу положений статьей 14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» необходимо возложить на администрацию Чердынского городского округа.
При этом ссылка представителя администрации Чердынского городского округа на факт передачи водонапорной башни в с. Камгорт в оперативное управление не освобождает ее от обязанности обеспечить решение вопросов местного значения вне зависимости от распределения своих функций между муниципальными бюджетными учреждениями, поскольку администрация обладает необходимыми, в том числе бюджетными (ст.ст. 15, 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации), полномочиями.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества, что не противоречит положениям ч. 12 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Между тем судом установлено, в том числе из пояснений директора муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство-Чердынь», что указанное юридическое лицо осуществляет эксплуатацию источника водоснабжения в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на его использование.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Как следует из Устава МБУ «Благоустройство-Чердынь», учреждение является некоммерческой организацией, созданной содержания объектов внешнего благоустройства и управления комплексом недвижимого имущества централизованной системы коммунального водоснабжения на закрепленной территории.
Таким образом, МБУ «Благоустройство-Чердынь» не относится ни к государственным органам, ни к органам местного самоуправления, а относится к муниципальным учреждениям, которые выступают в гражданско-правовых отношениях самостоятельно, в связи с чем не подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям, не имеют.
Поскольку процессуальный истец при подаче указанного иска освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 300 рублей (п.п. 3 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации) подлежит взысканию с ответчика МБУ «Благоустройство-Чердынь» в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному образованию «Чердынский городской округ» в лице администрации Чердынского городского округа, муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство-Чердынь» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование «Чердынский городской округ» в лице администрации Чердынского городского округа обязанности:
1. Организовать водоснабжение населения с. Камгорт в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в части наличия санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта - скважины, расположенной по адресу: с. Камгорт, ул. Средняя, д. 12а.
2. Установить муниципальному образованию «Чердынский городской округ» в лице администрации Чердынского городского округа (ИНН/ОГРН: 5919030057/1195958041069) срок исполнения обязательств - 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
3. Возложить на ответчика - муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство-Чердынь» (ИНН/ОГРН: 5919020274/1125919000811) обязанность получить санитарно- эпидемиологическое заключение на использование водного объекта - скважины, расположенной по адресу: с. Камгорт, ул. Средняя, д. 12а.
4. Установить муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство-Чердынь» (ИНН/ОГРН: 5919020274/1125919000811) срок исполнения обязательств - 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство-Чердынь» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Хорошева
Мотивированное решение суда изготовлено 2 августа 2021 г.