№ 2-1820/2024
УИД 03RS0065-01-2024-002434-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2024 года г.Учалы РБ
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Латыповой Л.Ф.,
при секретаре Батршиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галимовой Илюзы Ильдаровны, действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка Г.А.Д. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ :
Галимова И.И., действующая в интересах несовершеннолетнего сына Г.А.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом, указав в обоснование исковых требований, что ее сын Г.А.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом, относится к категории ребенок инвалид, в связи с заболеванием «юношеский <***> По указанному заболеванию сын получал Адалимумаб под торговым наименованием "Хумира", в результате чего у сына была положительная динамика к выздоровлению, каких-либо побочных реакций не было. Однако по непонятным причинам, указанный лекарственный препарат был заменен на Адалимумаб под торговым наименованием "Далибра", после применения которого у А возникло обострение основного заболевания. Далее им стали выдавать Адалимумаб под торговым наименованием «Эксемптия», в результате применения которого у А возникло обострение основного заболевания и ухудшения суставного синдрома. При обращении в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан для получения лекарственного препарата Адалимумаб под торговым наименованием "Хумира", им было отказано, без указания мотивов. Таким образом, Министерством здравоохранения РБ допущены нарушения конституционных прав его несовершеннолетнего сына на охрану здоровья и медицинскую помощь, тогда как А нуждается в постоянном применении лекарственного препарата Адалимумаб под торговым наименованием «Хумира», а прекращение приема лекарственного препарата, его отмена и замена может повлечь угрозу его здоровью. Просит обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечивать ее сына Г.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения за счет средств бюджета Республики Башкортостан лекарственным препаратом Адалимумаб под торговым наименованием "Хумира", не допуская замены назначенного препарата без согласования с лечащим врачом в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом объёме постоянно, до отмены данного препарата лечащим врачом.
Истец Галимова И.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок.
Представители третьих лиц ГУП «Башфармация» РБ, ГБУЗ РБ Учалинская ЦГБ, Министерства финансов Республики Башкортостан, Управления материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок. От представителя ГУП «Башфармация» поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что Минздрав РБ обязано предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами отдельных групп населения и граждан по категориям заболеваний, имеющих право на меры социальной поддержки. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречат сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья. ГУП «Башфармация» не осуществляет закупок лекарственных препаратов, а лишь оказывает услуги на основании заключенных государственных контрактов по приемке от организаций-поставщиков, хранению, доставке, учету и отпуску лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения и граждан по категориям заболеваний, имеющих право на меры социальной поддержки на основании разнарядок и поручений Минздрава РБ. От представителя ГБУЗ РБ Учалинская ЦГБ поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что обязательство по обеспечению лекарственными средствами гражданина РФ, имеющего право на получение государственную социальную помощь возложено на субъект Федерации - Республику Башкортостан в лице исполнительного органа Министерства здравоохранения РБ за счет бюджета субъекта, в связи с чем ГБУЗ РБ Учалинская ЦРБ обеспечить лекарственными средствами Г.А.Д. без получения соответствующего государственного задания и финансового обеспечения от Министерства здравоохранения РБ, не вправе. Просит отказать в удовлетворении исковых требований Галимовой И.И.
Выслушав доводы истца, изучив материалы дела, полагая возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, суд приходит к следующему.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации здоровье людей охраняется (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены дети-инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Кроме того, государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.13 которого предусматривает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
При этом, базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, охраны здоровья матери и ребенка является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При этом, врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 494.
В период спорных отношений по вопросу обеспечения Г.А.Д.. лекарственным препаратом действовала утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2505 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Данной программой, в частности установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III названной программы указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в том числе при болезнях костно - мышечной системы и соединительной ткани.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
Также в силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Таким образом, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2021 г. N 702 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
В разделе 4 данной Программы указано, что в рамках Программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования в ее базовой части оказываются следующие виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в случаях болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.
Оговорено, что оказание медицинской помощи в рамках Программы осуществляется на основе стандартов медицинской помощи в соответствии с условиями и порядками оказания медицинской помощи по ее видам, утвержденными в установленном порядке.
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В силу пункта 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается среди прочих обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 г. N 310).
Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения).
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан осуществляет ведомственный контроль за качеством и безопасностью медицинской деятельности подведомственных Министерству медицинских и фармацевтических организаций посредством осуществления полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 89 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3.7 Положения), осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также внутренний финансовый контроль (пункт 3.9 Положения).
В силу требований пунктов 3.24, 4.1 Положения, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан формирует заявку на получение бюджетных средств на очередной финансовый год, осуществляет в установленном экономический анализ и финансирование деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства, объектов капитального строительства для нужд здравоохранения, а также финансирование мероприятий, проводимых в сфере здравоохранения, организовывает обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Кроме того, на Министерство здравоохранения возложены полномочия:
по осуществлению организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (пп. 2 пункта 4.2 Положения);
разработка и реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан, включающей программу обязательного медицинского страхования в Республике Башкортостан (пп. 3 пункта 4.2 Положения);
создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (пп. 6 пункта 4.2 Положения);
координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пп. 11 пункта 4.2 Положения);
осуществление полномочий оператора информационных систем в сфере здравоохранения (пп. 21 пункта 4.2 Положения).
Таким образом, по смыслу указных норм закона, обеспечение ребенка - инвалида необходимыми лекарственными препаратами должно осуществляться Министерством здравоохранения РБ, за счет средств субъекта Российской Федерации и не может ставиться в зависимость от наличия лекарственного препарата в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи.
Судом установлено и из материалов следует, что несовершеннолетний Г.А.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, дата установления инвалидности ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно медицинской карте №, выписке ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» МЗ РФ от 15.05.2024г., Г.А.Д. состоит у врача на учете, с диагнозом «<***>», и ему по жизненным показаниям назначено лечение лекарственным препаратом Адалимумаб с торговым наименованием «Хумира». Лечение принимает с 2023г. Наблюдалось положительный эффект, купировались клинические проявления болезни, нормализовались лабораторные маркеры активности. В январе 2024г. получил инъекцию Адалимумаб с торговым наименованием «Далибра». Констатировано обострение суставного синдрома, отмечалось развитие лейкопении. В связи с чем лечащим врачом в Фармаконадзор подано извещение, и проведена врачебная комиссия. После этого до июня 2024г. Г.А.Д. получал Адалимумаб с торговым наименованием «Хумира», состояние оставалось удовлетворительным, жалоб на боли в суставах не было. В течение последних двух месяцев получает Адалимумаб с торговым наименованием «Эксемптия» и у Г.А.Д. возобновились жалобы на боли в голеностопном суставе.
Согласно выписному эпикризу, 14.08.2024г. лечащим врачом в Фармаконадзор подано извещение о реакции на лекарственный препарат. При этом, лечащим врачом Г.А.Д. рекомендовано по жизненным показаниям продолжить терапию Адалимумабом с торговым наименованием «Хумира», в дозе 40 мг подкожно каждые 2 недели по месту жительства в амбулаторно- поликлинических условиях длительно, в течение как минимум <***>.)
Таким образом, судом установлено и не оспаривалось участниками процесса, что Г.А.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который страдает <***>, лечащим врачом, также на основании врачебной комиссии рекомендовано продолжить терапию адалимумабом под торговым наименованием отличным от торговых наименований «Далибра» и «Эксемптия», в дозе 40 мг подкожно 1 раз в 4 недели.
Доказательств, опровергающих нуждаемость пациента в лекарственных средствах, не представлено.
В обоснование своих исковых требований истица указывает, что при обращении в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан для получения лекарственного препарата Адалимумаб под торговым наименованием "Хумира", им было отказано, без указания мотивов.
При этом судом установлено, что рецепт на получение лекарственного препарата врачом выписывался. Сведений о том, что на сегодняшний день Г.А.Д. обеспечена возможность получения в аптечных учреждениях препарата Адалимумаб под торговым наименованием "Хумира", ответчиком не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, применительно к вышеуказанной норме закона, стороной ответчика не представлено суду доказательств, оспаривающих доводы истца.
При этом, суд считает, что Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, обладая всеми необходимыми для этого полномочиями, имело возможность представить суду доказательства и сведения о том, что в данном конкретном случае обеспечение Г.А.Д. лекарственными средствами не в полной мере произошло не по вине Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, а по вине иных органов, осуществляющих лекарственное обеспечение на территории Республики Башкортостан. Однако таких сведений суду ответчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах, проанализировав представленные сторонами доказательства, учитывая, что Г.А.Д. до настоящего времени нуждается в лекарственном препарате Адалимумаб под торговым наименованием «Хумира» и не обеспечен им, суд считает необходимым на ответчика возложить обязанность по обеспечению ребенка-инвалида названным препаратом до отмены данного препарата лечащим врачом.
При этом, отсутствии заявки истца на приобретение лекарственных средств, не может являться основанием для отказа удовлетворения исковых требований, поскольку данное обстоятельство не может повлиять на само условие обеспечения гражданина жизненно необходимыми лекарственными препаратами, учитывая, что оказание медицинской помощи в виде амбулаторного лечения не должно ограничивать его право на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе, на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.
Обращение в суд с требованием об обеспечении лекарственным препаратом, назначенным лечащим врачом, право на бесплатное получение которого имеется у ребенка-инвалида, не может быть признано судом со стороны истца Галимовой И.И. злоупотреблением правом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Галимовой Илюзы Ильдаровны (паспорт <***> выдан ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по Республике Башкортостан в г.Учалы) действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка Г.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан за счет средств бюджета Республики Башкортостан обеспечить Г.А.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом Адалимумаб под торговым наименованием "Хумира", не допуская замены назначенного препарата без согласования с лечащим врачом в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом объёме постоянно, до отмены данного препарата врачом.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Учалинский районный суд Республики Башкортостан.
Судья: Л.Ф.Латыпова
Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2024 года.