43RS0043-01-2023-000775-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2024 года г. Яранск Кировской области
Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Смоленцевой О.Е.,
при секретаре Коряковой А.В.,
с участием помощника прокурора Яранского района Кировской области Верлана В.И.,
представителя ответчика МО Яранское городское поселение Яранского района Кировской области в лице администрации Яранского городского поселения Яранского района Кировской области Толмачева Д.В.,
представителя третьего лица МУП «Водоканал» Кряжевских Ю.В., Ефремова Н.В.,
представителя третьего лица МУП «Вулкан» Мосина А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-21/2024 по иску прокурора Яранского района Кировской области к Муниципальному образованию Яранское городское поселение Яранского района Кировской области в лице администрации Яранского городского поселения Яранского района Кировской области о возложении обязанности обеспечить наличие тротуаров на участке автомобильной дороги на ул.Поселковая,
установил:
прокурор Яранского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанным иском.
Требование мотивировано тем, что требования к автомобильным дорогам общего пользования установлены «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст).
Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150, утвержденный приказом Госстандарта от 31.08.2015 N 1206-ст.
Согласно п. 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В соответствии с п. 4.5.1.7 ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1,0 м.
В нарушение норм законодательства администрацией Яранского городского поселения Яранского Кировской области не обеспечено наличие тротуаров на участке автомобильной дороги на ул. Поселковая от пересечения с ул. Лагуновская до пересечения с ул. Юбилейная г. Яранска Яранского района Кировской области.
10.08.2023 прокуратурой района главе Яранского городского поселения Яранского района Кировской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
Просят возложить обязанность на муниципальное образование Яранское городское поселение Яранского района Кировской области в лице администрации Яранского городского поселения Яранского района Кировской области обеспечить наличие тротуаров на участке автомобильной дороги на ул. Поселковая от пересечения с ул. Лагуновская до пересечения с ул. Юбилейная г. Яранска Яранского района Кировской области.
Помощник прокурора Яранского района Кировской области Верлан В.И. в судебном заседании заявленное требование поддержал.
Представитель ответчика МО Яранское городское поселение Яранского района Кировской области в лице администрации Яранского городского поселения Яранского района Кировской области Толмачев Д.В. требования не признал, считает, что исходя из сложившейся застройки и проектных решений при строительстве данной автомобильной дороги, которая введена в эксплуатацию в 1970 году исполнить данное требование без реконструкции линейного объекта не представляется возможным. Вблизи данного линейного объекта проходят коммунальные сети в подземном исполнении: тепловые сети и участки водопроводной сети, обеспечивающие предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению и водоснабжению, многоквартирных домов. Требования прокуратуры, фактически обязывают муниципальное образование осуществить реконструкцию линейного объекта в соответствии с требованиями ГОСТ и предоставление коммунальной услуги невозможно, так как по требованиям прокладка водопроводных сетей на глубине трех метров, тепловые сети проложены на глубине один метр двадцать сантиметров, что приведет к выходу из строя и большим финансовым затратам данных хозяйствующих субъектов. С учетом интенсивности дорожного движения и интенсивности пешеходного движения считает обустройство данного участка тротуарами нецелесообразным и не обеспечивающим безопасность дорожного движения и движения пешеходов. Кроме того, в рамках реализации проектов местных инициатив, территория многоквартирных домов и права граждан, проживающих в данных домах реализованы путем обустройства на придомовых территориях пешеходных тропинок, обеспечивающих комфортное движение в сторону участков федеральной трассы. Считает целесообразным обустроить участок от пересечения с федеральной трассой до первого въезда на придомовую территорию, как и указано в обращении. Требования прокуратуры направлены на обязание провести реконструкцию линейного объекта по существующим нормативам, что исходя из сложившейся застройки, в настоящее время неисполнимо. Считает, что требования прокурора нарушают права хозяйствующего субъекта, поскольку на участке дороги, указанной в исковом заявлении согласно ГОСТ, проложены тепловые и водопроводные сети, на которые законодательством устанавливается охранная зона. В охранной зоне запрещено проводить земляные работы и обустраивать переходы, переезды через трубопроводы. Прокурор требует обеспечить наличие тротуаров над тепловой сетью, чем нарушает права хозяйствующего субъекта. Согласно типовых правил должно быть получено согласие, которое не получено, поскольку при строительстве тротуар согласно ГОСТ возможно повреждение участков тепловых сетей, что приведет к необоснованным расходам предприятия и прекращению оказания услуг населению многоквартирных домов.
Представитель третьего лица МУП «Вулкан» Мосин А.Ю. в удовлетворении требований прокурора просил отказать, поддержал позицию представителя ответчика, пояснил, что Земельный кодекс РФ предусматривает установление охранных зон тепловых сетей. Ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей установлены Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными Приказом Минстроя России от 17 августа 1992 года. Охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. В пункте 6 данных Типовых правил сказано, что в охранной зоне запрещено выполнять земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы, сооружать переезды и переходы через трубопроводы и тепловые сети. В случае удовлетворения требований прокурора тротуары будут идти прямо по тепловым сетям, тепловые сети распложены на глубине от метра до метра двадцати сантиметров, при том что от середины дома 65А по улице Лагуновская и дальше сети не реконструировались порядка 10 лет, то есть они неизвестно в каком состоянии находятся, поэтому любые земляные работы, проводимые поверх этих сетей, могут привести к их разрушению. Планировка сооружения тротуар, тротуарных дорожек, влекущих за собой проведение работ по покрытию земельного участка уплотнениями, рытье траншей, уплотнение грунта катками, асфальтирование, укладка плитки на участке дороги на ул.Поселковой где проходит тепловая сеть, может привести к нарушению нормальной работы тепловых сетей их повреждению, несчастным случаям и препятствованию ремонтным работам тепловых сетей.
Представители третьего лица МУП «Водоканал» Кряжевских Ю.В., Ефремов Н.В. с требованиями прокурора не согласны, пояснили, что на участке от пересечения с улицей Лагуновская до пересечения с улицей Юбилейная на самом деле существует прокладка водопроводных сетей. Согласно строительных норм и правил данные сооружения имеют охранную зону, так что прокладка вдоль данных линейных сооружений пешеходных тротуаров невозможна
Представитель третьего лица ГИБДД МО МВД России «Яранский»в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, извещался судом надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истец просит обеспечить обустройство новых тротуаров, то есть реконструкцию автомобильной дороги.
Участок автомобильной дороги на ул. Поселковая от пересечения с ул. Лагуновская до пересечения с ул. Юбилейная г. Яранска Яранского района Кировской области, как линейный объект, относится к объектам недвижимости.
Для реконструкции объектов недвижимости необходимы заключения соответсвуцющих служб, органов и организаций о возможности реконструкции с соблюдением строительных, технических, санитарно-экологических, противопожарных норм и правил. Ни одного такого заключения истцом по делу суду не представлено.
В соответствии с частями 1, 2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995г №196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим, нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Уставу Муниципального образования Яранское городское поселение, принятого решением Яранской городской Думы Кировской области 08 декабря 2005 г. N 17 к вопросам местного значения Яранского городского поселения относятся кроме прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, пешеходные дорожки и тротуары.
Национальным стандартом РФ ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007г. № 270-ст, установлены основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог; стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства безопасности дорожного движения.
Пунктом 4.5 Стандарта ГОСТ Р52766-2007 предусмотрены средства организации движения пешеходов и велосипедистов.
В соответствии с п. 4.5.1.1 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Исходя из содержания искового заявления и позиции стороны истца в суде, истец при предъявлении и поддержании иска не учитывает все требования ГОСТ относительно обустройства тротуаров (пешеходных дорожек) в их совокупности и взаимосвязи.
В соответствии с пунктом 4.5.1.2 Стандарта ГОСТ Р52766-2007 в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений, а именно в соответствии со СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
В соответствии с пунктом 4.5.1.3 Стандарта ГОСТ Р52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны; согласно пункту 4.5.1.4 пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна; согласно пункту 4.5.1.7 ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м, минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м.
При этом согласно пункту 4.5.1.9 ГОСТ Р52766-2007 в населенных пунктах городского типа вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части; высота кустарника должна быть не более 0,8 м.
По ГОСТ Р52766-2007 пешеходные дорожки должны быть расположены за пределами земляного полотна автодороги, т.е. за обочинами.
СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция которых содержится в Своде Правил СП 42 13330.2011) в Примечаниях к Таблице 8, определяющей категории дорог и улиц в зависимости от ширины и необходимой в связи с этим ширины тротуаров, в пункте 1 указано, что ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно- гигиенических требований и требований гражданской обороны; как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается: магистральных дорог 50-75м, магистральных улиц - 40-80м, улиц и дорог местного значения 15-25м.
В соответствии с пунктом 7 указанных Примечаний к Таблице 8, в условиях реконструкции на улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел/ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м. Согласно пункту 8 указанных Примечаний, при непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам необходимо увеличивать их ширину не менее чем на 0,5 м.
Таким образом, истцом не представлено допустимых доказательств возможности обустройства тротуаров (пешеходных дорожек) с соблюдением ГОСТ при имеющейся ширине улиц. Ширина проезжей части и обочин на всей протяженности заявленных участков улицы не измерялась. В то же время, из представленных суду фотографий, исследованных в судебном заседании, не представляется возможным сделать однозначный вывод о застройке улицы. При этом истцом не доказана обоснованность требования обустройства тротуаров (пешеходных дорожек) по обеим сторонам улицы, при существующей застройке, и не доказано обстоятельства того, что обустройство тротуаров (пешеходных дорожек), соответствовало бы интересам собственников зданий, расположенных вдоль данной автодороги и не нарушало бы их права.
Помимо вышеуказанной классификации автодорог на категории по СНиП, иную классификацию автомобильных дорог (их участков) и их отнесение к категориям автомобильных дорог - в зависимости от транспортноэксплуатационных характеристик и потребительских свойств определяют Правила классификации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г. № 767.
По условиям движения и доступа к ним автомобильные дороги подразделяются на классы (пункт 2 Правил).
Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога(нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться категории I, II, III, IV и V категории. На категории дороги разделяются в зависимости от общего числа полос движения, ширины полос движения, ширины обочины, наличия и ширины разделительной полосы, типа пересечения с автодорогой и доступа к автодороге (пункт 4 Правил), согласно Приложению (пункт 5 Правил). Также классификация дорог предусмотрена ГОСТ Р52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования».
В соответствии с вышеуказанным пунктом 4.5.1.1 Национального Стандарта ГОСТ Р52766-2007, тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут, на дорогах I - III категорий по ГОСТ Р52398.
На дорогах IV и V категории обустройство тротуаров не является обязательным. В соответствии с п.4.5.1.3 Национального Стандарта ГОСТ Р52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Согласно пункту 6 Правил № 767, классификация и отнесение автомобильной дороги по категориям осуществляется по результатам оценки технического состояния автодороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта РФ: в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления (т.е. ответчиком по делу).
Улица Полевая от пересечения с ул. Лагуновская и до пересечения с ул. Юбилейная (четная сторона) имеет одностороннею застройку, сведения о том, к какой категории дороги относится данная улица истцом не представлено.
Стороны по делу не представили суду классификации автодорог, требований об обязании ответчика произвести классификацию автодорог в порядке пункта 6 Правил 767 истец не заявлял.
Таким образом, обоснованность требований обустройства тротуаров по четной стороне улицы Полевая истцом не доказана.
Что касается участка дороги по ул. Полевая от пересечения с ул. Лагуновская и до пересечения с ул. Юбилейная (нечетная сторона), то истцом не представлено доказательств, что имеется техническая возможность обустройства тротуаров на данном отрезке дороги. Установлено, что на указанном отрезке дороги проходят тепловые и водопроводные сети.
Кроме того, следует учесть требования СНиП Ш-10-75 «Благоустройство территорий», согласно пункту 1.1 которых, правила настоящих норм должны соблюдаться при производстве и приемке работ по благоустройству территории, включая подготовку их к застройке, работы с растительным грунтом, устройство внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, оград, открытых плоскостных спортсооружений, оборудование мест отдыха и озеленение.
Пунктом 1.8 СНиП Ш-10-75 предусмотрено, что после снятия растительного грунта должен быть обеспечен водоотвод со всей поверхности строительной площадки.
Согласно пункту 1.12 данных СНиП, подготовка территорий к застройке должна выполняться в изложенной в данном пункте последовательности, в том числе, на территориях, свободных от построек и зеленых насаждений - устройство временного поверхностного водоотвода со строительством малых искусственных сооружений на пересечениях с транспортными путями; на территориях, занятых постройками и коммуникациями - прокладка инженерных коммуникаций, обеспечивающих нормальную работу объектов и сооружений в данном районе; после окончания строительно-монтажных работ - устройство проездов, тротуаров, дорожек, площадок и оград (пункт 4.1 СНиП).
Согласно пункту 2.2 СНиП, сооружения постоянного водоотвода, совпадающие с сооружениями временного водоотвода, должны возводиться в процессе подготовки территории к строительству. К этим сооружениям относятся: кюветы, канавы, водопропускные трубы под дорогами и проездами, перепускные лотки и устройства для снижения скорости и течения воды.
Таким образом, истцом не представлено доказательств того, что обустройство тротуаров (пешеходных дорожек) на заявленном по иску участку дороги технически возможно, как и не представлено доказательств того, что отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек) на указанной автомобильной дороге влечет снижение уровня безопасности дорожного движения или увеличение тяжести последствий при совершении ДТП.
Истцом не доказано, что требованиями по иску учитываются все основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренные статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в том числе соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
По делу нет оснований полагать, что избранный истцом способ защиты права соответствует характеру нарушенных прав, существу отношений, сложившихся между сторонами, для восстановления нарушенных прав.
При таких обстоятельствах в совокупности, иск удовлетворению не подлежит. Оснований и доказательств для другого вывода по делу не представлено.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурору Яранского района Кировской области к Муниципальному образованию Яранское городское поселение Яранского района Кировской области в лице администрации Яранского городского поселения Яранского района Кировской области о возложении обязанности обеспечить наличие тротуаров на участке автомобильной дороги на ул.Поселковая отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Яранский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01.04.2024(за исключением выходных дней 30.03.2024 и 31.03.2024).
Судья О.Е.Смоленцева