РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2024 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.
при секретаре Тошевой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А2 к ООО УК «ЖСК» о защите прав потребителей Z,-
У С Т А Н О В И Л:
Малышева Н.Н. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к ООО УК «ЖСК» о защите прав потребителей, мотивируя свои требования тем, что она предоставила ответчику справки о том, что ее сыновья не проживают по месту регистрации по адресу: г Красноярск, Х, однако, она не была принята во внимание и расчет за ЖКУ произведен с учетом всех зарегистрированных лиц. Считает, что расчет произведен неверно. Ответчик посчитал справки об отсутствии сыновей недействительными, т.к. нет счетчиков, что противоречит закону, поскольку она производит отплату за услуги по повышенному коэффициенту. Просит признать действительными Свидетельства о регистрации по месту пребывания, произвести перерасчет за ЖКУ за период с 1 ноября 2016 года по август 2022 года
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Ваганова Н.К.., действующая на основании доверенности 6 сентября 2023 года, исковые требования не признала.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 13 августа 2018 года по иску Малышевой Н.Н. к ООО УК «ЖСК» о возложении обязанности, Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 26 ноября 2018 года по указанному делу, установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Х «Б», осуществляет ООО Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска». Истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: Х Х Х. По указанному адресу по состоянию на 13 апреля 2018 года на регистрационном учете состояли Малышева Н.Н., Малышев В.А., Малышев Ю.А., Малышев В.А. снят с регистрационного учета по указанному адресу 31 июля 2018 года, Малышев Ю.А. снят с регистрационного учета по указанному адресу 20 июля 2018 года, в настоящее время на регистрационном учете в указанной квартире состоит Малышева Н.Н., являющаяся собственником квартиры.
В силу ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Как следует из пояснений истца в судебном заседании, Малышев Ю.П. и Малышев В.А. с ней в спорный период не проживали, были зарегистрированы по месту пребывания и фактически проживали в Х, Х, Х, в связи с чем в управляющую компанию ею были предоставлены Свидетельства о регистрации по месту пребывания № 711 от 28 мая 2016 года № 407 от 1 июня 2011 года, № 726 от 1 июня 2016 года, № 408 от 1 июня 2011 года на Малышева Ю.П. и Малышева В.А. с требованием произвести перерасчет за ЖКУ, на что она получила отказ, с указанием на то, что данные свидетельства не имеют значения для перерасчета, в связи с чем ей необходимо установить действительность данных документов.
Разрешая настоящие исковые требования, суд исходит из того, что спор относительно действительности вышеприведенных Свидетельств регистрации по месту пребывания сыновей истца, выданных Отделением УФМС России по Красноярскому краю в Емельяновском районе, т.е. уполномоченным органом, между сторонами отсутствует, ответчиком достоверность сведений, содержащихся в указанных документах, не оспаривается, кроме того, свидетельства не относятся к правоустанавливающим документам Малышевой Н.Н., выданы на имя ее сыновей. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что права истца не затронуты, в связи с чем законных оснований для удовлетворения требований в данной части не находит.
В силу ч.1, п. 2 ч.2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч.1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч.2, ч. 3, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила, действующие с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2018 года № 331.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Раздел VIII Правил определяет Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, пунктом 86 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил. Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы. (п. 86 Правил)
Положениями п. 87 Правил размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.
Согласно п. 88 Правил не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Регулируя вопросы внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом согласно ч. 1 ст. 157 ЖК размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Истцом заявлены требования о перерасчете платы за ЖКУ за период с ноября 2016 года по август 2022 года.
Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 26 марта 2024 года производство по требованиям о перерасчете платы за ЖКУ за 2017 год прекращено, соответственно, рассматриваемым спорным периодом является время с ноября 2016 года по декабрь 2016 года, с января 2018 года по август 2022 года.
Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, сведений о состоянии ФЛС за период с августа 2016 года по май 2023 года, решения Октябрьского районного суда г. Красноярска от 13 августа 2018 года, Справки по начислениям за ЖКУ от 26 марта 2024 года, на основании заявления Малышевой Н.Н. о временном отсутствии проживающих граждан, до января 2017 года производился перерасчет платы за ЖКУ, с января 2017 года, в связи с внесенными в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ответчиком производилось начисление, в том числе исходя из количества зарегистрированных лиц в квартире по Х.
В судебном заседании установлено, что в квартире истца индивидуальные приборы учета не установлены, доказательств отсутствия технической возможности установить индивидуальные приборы учета в жилом помещении в отношении вида коммунальной услуги, по которой требуется перерасчет, не представлено, равно как не представлено доказательств отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Исходя из изложенного, учитывая, что доказательств нарушения ответчиком прав истца, как потребителя коммунальных услуг, в материалы дела не представлено, принимая во внимание положение вышеприведенных норм права в совокупности со всеми обстоятельствами настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о перерасчете размера платы за ЖКУ за спорный период не подлежат удовлетворению.
Более того, в соответствии с ч.1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения; истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании просила о применении к настоящему спору срока исковой давности, поскольку истцом заявлен период просрочки с 2016 года по 2022 год.
Учитывая, что исковое заявление подано 21 марта 2023 года, суд находит, что срок исковой давности по требованиям о перерасчете за период с ноября 2016 года по февраль 2020 года истек, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска о перерасчете платы ЖКУ за данный спорный период.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований А2 к ООО УК «Жилищные системы Красноярска» о защите прав потребителей ОРОт О ДОСААФ России по Красноярсклому краю ртв отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение 30 суток со дня принятия решения в окончательной форме.
Подписано председательствующим 8 апреля 2024 года
Копия верна
Судья