Дело №а-382/2020
УИД 75RS0№-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2020 г. г. Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Быковой Ю.В.,
при секретаре – Гречкиной О.В.,
с участием:
заместителя прокурора Нерчинского района Забайкальского края Рыжинской Е.В..,
представителя административного истца Федорова И.С.,
административного ответчика Пономарева Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством системы видеоконференцсвязи с ФКУ ИК -1 УФСИН России по Забайкальскому краю административное дело №а-382/2020 по административному иску администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю к Пономареву Ю.А. об установлении административного надзора
УСТАНОВИЛ:
Пономарев Ю.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю по приговору Черновского районного суда ... края от ***, в соответствии с которым признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.162 УК РФ и ему назначено наказание с применением ч.2 ст.68 УК РФ, п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
В действиях осужденного суд признал наличие опасного рецидива преступлений (п. «б» ч. 2 ст.18 УК РФ).
Установление административного надзора в отношении Пономарева Ю.А. необходимо в связи с тем, что он в настоящее время отбывает наказание за тяжкое преступление, которое совершено при наличии в его действиях опасного рецидива.
Начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Герман В.Я. обратился в суд с вышеназванным административным иском, выдвинув требование об установлении в отношении осужденного административного надзора сроком на 8 лет и административных ограничений в виде: запрещения пребывания вне места проживания с 22 часов вечера до 06 часов утра, за исключением времени нахождения на работе; обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения выезда за пределы ... без уведомления органа внутренних дел; запрещения пребывания в местах распития спиртных напитков, таких как бары, кафе, клубы, рестораны в период с 19 часов до 22 часов вечера; запрещения посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и пребывания в режимных зонах указанных учреждений без разрешения органов внутренних дел (л.д. 3-4).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Федоров И.С. административный иск поддержал, уточнил исковые требования, с учетом внесения изменений в ст.86 УК РФ просил суд Пономареву Ю.А. по отбытию срока наказания установить административный надзор на срок 6 лет. Просил установить все предлагаемые административным истцом ограничения. Считает, что предлагаемых ограничений, с учетом характеристики осужденного, будет достаточно для осуществления за ним административного надзора после освобождения.
Осужденный Пономарев Ю.А. в судебном заседании пояснил, что с иском согласен.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение заместителя прокурора Рыжинской Е.В., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению частично с исключением такого вида ограничения, как запрещение посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и пребывание в режимных зонах указанных учреждений, без разрешения органов внутренних дел, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», от *** № 64-ФЗ, в редакции от ***г. № 102-ФЗ административный надзор устанавливается судом - в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из представленных в суд документов установлено, что Пономарев Ю.А. отбывает наказание за тяжкое преступление, предусмотренное ч.2 ст.162 УК РФ, которое совершено им при опасном рецидиве преступлений, на что имеется ссылка в приговоре суда (л.д. 5-13).
При указанных обстоятельствах имеют место основания для установления административного надзора, в соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ № от *** в редакции от *** № 102-ФЗ, требование административного истца об установлении административного надзора является обоснованным и подлежит удовлетворению. При освобождении из мест лишения свободы в отношении Пономарева Ю.А. административный надзор должен быть установлен.
Обсудив требование административного истца об установлении административного надзора сроком на шесть лет, суд исходит из следующего: согласно части 2 статьи 5 ФЗ № от ***, в редакции от *** № 102-ФЗ, административный надзор в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона, устанавливается судом на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При таком положении, разрешая административный иск по существу суд, руководствуясь вышеназванной нормой закона, считает, что административный надзор в отношении Пономарева Ю.А. следует установить сроком на 6 лет, поскольку согласно пункту «г» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции от *** № 110-ФЗ) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении шести лет после отбытия наказания.
При принятии решения суд учитывает, что согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ № 64-ФЗ от *** в редакции от *** № 102-ФЗ административный надзор в отношении лица, совершившего преступление при опасном рецидиве преступлений, устанавливается со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Поскольку в отношении Пономарева Ю.А. административный надзор устанавливается до его освобождения из мест лишения свободы, то суд считает целесообразным указать в решении суда, что административный надзор устанавливается на срок погашения судимости - 6 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Конец срока и дата освобождения у Пономарева Ю.А. *** Данное обстоятельство подтверждается справкой, представленной в суд спецотделом учреждения (л.д. 17).
Поскольку срок погашения судимости по приговору Черновского районного суда от *** исчисляется с ***, то есть с момента фактического освобождения от отбывания наказания, назначенного по данному приговору, административный надзор подлежит установлению на восемь лет до ***, то есть на срок погашения судимости.
При решении вопроса об установлении административных ограничений, предлагаемых административным истцом, суд принимает во внимание следующее.
Согласно статье 4 ФЗ № 64-ФЗ от *** в редакции от *** № 102-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться определенные законодателем административные ограничения. Установление административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации - является одним из обязательных. При этом выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
Из административного искового заявления, характеристики на осужденного, а также объяснений представителя административного истца установлено, что Пономарев Ю.А. не имеет взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет. Не трудоустроен, участие в работах по благоустройству отряда и территории исправительного учреждения не принимает.
В воспитательных мероприятиях принимает эпизодическое участие в общих собраниях, лекциях, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, библиотекой не пользуется, в кружковой работе не участвует. В коллективе осужденных отношения строит в узком кругу осуждённых. Социально-полезные связи поддерживает путем получения посылок, передач. По характеру спокойный. В конфликтах с другими осужденными замечен не был, с представителями администрации вежлив. По заключению администрации исправительного учреждения, осужденный Пономарев Ю.А. не встал на путь исправления (л.д. 14).
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017г. № "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» указано, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Согласно заявлению, осужденного после освобождения Пономарев Ю.А. будет проживать по адресу: ... (л.д. 18).
Устанавливая административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, суд принимает во внимание, что Пономарев Ю.А. проживает в ..., и считает необходимым указать наименование муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора, а именно - муниципальный район «...» ....
Обсудив виды административных ограничений, предлагаемых административным истцом, принимая во внимание характеризующие данные на осужденного, его поведение в период отбывания наказания, учитывая доводы административного ответчика, суд считает достаточным применить в отношении осужденного Пономарева Ю.А. следующие ограничения: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов вечера до 06 часов утра, за исключением привлечения к работе работодателем в ночное время; обязательную явку один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение выезда за пределы муниципального района «...» ...; запрещение пребывания в местах распития спиртных напитков, таких как бары, кафе, клубы, рестораны в период с 19 часов до 22 часов вечера.
Установление указанных судом ограничений в совокупности будет способствовать предупреждению совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Что касается предлагаемого административным истцом ограничения в виде запрещения посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и пребывание в режимных зонах указанных учреждений, без разрешения органов внутренних дел, суд не находит оснований для установления данного вида административных ограничений. Предлагаемый вид административного ограничения, в случае его установления судом, будет незаконным, поскольку ограничит право административного ответчика на полноценное общение с родственниками, знакомыми, друзьями в случае, если последние будут находиться в указанных учреждениях.
При указанных обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению частично.
Удовлетворив исковые требования административного истца об установлении административных ограничений частично, суд принимает во внимание, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от *** № 64-ФЗ в редакции от *** № 102-ФЗ, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, может частично отменить административные ограничения или дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения. Пономарев Ю.А. также не лишен права обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене административных ограничений в порядке, установленном статьями 6 и 9 Закона об административном надзоре и главой 29 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.273, ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ... к Пономареву Ю.А. об установлении административного надзора – удовлетворить частично.
Установить в отношении Пономарева Ю.А., *** года рождения, место рождения ..., освобождаемого *** по отбытию срока наказания из ФКУ ИК-1 УФСИН России по ... административный надзор сроком на 6 (шесть) лет (срок погашения судимости) до ***.
Установить в отношении Пономарева Ю.А. административные ограничения:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов вечера до 06 часов утра, за исключением привлечения к работе работодателем в ночное время;
- обязательная явка один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение выезда за пределы муниципального района «...» ...;
- запрещение пребывания в местах распития спиртных напитков, таких как бары, кафе, клубы, рестораны в период с 19 часов до 22 часов вечера.
В остальной части требований отказать.
Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него административных ограничений осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Пономарева ю.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке, право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об административном надзоре могут быть поданы в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом через Нерчинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий Ю.В. Быкова
Решение принято в окончательной форме ***