Решение по делу № 2-251/2021 от 21.10.2020

Дело № 2-251/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2021 года г. Сосновый Бор

Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Колотыгиной И.И.,

при секретаре Софроновой Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артамонова Ивана Ивановича к Комитету по социальной защите Ленинградской области и Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» о возложении обязанности выплатить ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, возложении обязанности выплатить ежегодную компенсацию на оздоровление и взыскании задолженности по ежегодной компенсации на оздоровление,

установил:

Артамонов И.И. обратился в суд с иском к Комитету по социальной защите Ленинградской области и ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения», в котором просил:

возложить на ответчиков обязанность выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01 января 2020 года в сумме 3.566 рублей 64 копейки с последующей индексацией;

взыскать с ответчиков образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2007 года по 31.12.2019года в сумме 212.077 руб. 75 коп.;

возложить на ответчиков обязанность выплатить ежегодную компенсацию на оздоровление за 2020год в размере 5.136 руб. с индексацией по уровню инфляции на последующие годы с 01.01.2021г.;

взыскать с ответчиков образовавшуюся задолженность по выплатам ежегодной компенсации на оздоровление за период с 01.01.2007 года по 31.12.2019 года в сумме 51.005 руб. 69 коп.

Иск мотивирован тем, что истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, является инвалидом, и получает компенсацию на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодную компенсацию на оздоровление. Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 19 декабря 2006 года суд обязал ответчика перерасчет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление. Также суд обязал ответчика выплачивать истцу ежегодную компенсацию на оздоровление в сумме 2.113 руб. 25 коп., и ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров по 1467 руб. 52 коп. По мнению истца, с 2007 года индексация названных компенсаций и указанных в решении суда сумм производилась уполномоченным органом ненадлежащим образом, а потому по выплатам образовалась задолженность.

В судебное заседание Артамонов И.И. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчики Комитет по социальной защите Ленинградской области и ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» в судебное заседание представителей не направили, о слушании дела извещены. Представили отзыв и возражения на иск.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Сосновоборское отделение Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль», в судебное заседание представителя не направило, о слушании дела извещено.

Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ счел возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 07 декабря 2006 года по делу № 2-672 удовлетворен иск Артамонова И.И. к Комитету социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ об обеспечении выплаты в надлежащем размере ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, а также задолженности по этим компенсациям.

Судом постановлено: Обязать Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ указывать Артамонова И.И. в Списках на ежемесячную выплату денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01 сентября 2006 года с размером компенсации 1467 руб. 52 коп.

Обязать Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ указать Артамонова И.И. в ближайшем Списке на ежемесячную выплату денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с задолженностью 33.630 руб. 78 коп. за период с 1 сентября 2003 года по 01 сентября 2006 года.

Обязать Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ указывать с 1 сентября 2006 года в ежемесячной заявке на финансирование расходов на выплату льгот и компенсаций по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подаваемой в Отделение по г. Сосновый Бор Управления федерального казначейства по Ленинградской области, расходы на обеспечение выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом выплаты Артамонову И.И. компенсации в размере 1.467 руб. 52 коп.

Обязать Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ указать в заявке на финансирование расходов на выплату льгот и компенсаций по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подаваемой в Отделение по г. Сосновый Бор Управления федерального казначейства по Ленинградской области, расходы на обеспечение выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом задолженности перед Артамоновым И.И. в размере 33.630 руб. 78 коп. за период с 1 сентября 2003 года по 01 сентября 2006 года.

Обязать Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ указать Артамонова И.И. в списке на ежегодную выплату денежной компенсации на оздоровление с задолженностью за 2002-2006 годы – 4.721 руб. 30 коп.

Обязать Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ указать в заявке на финансирование расходов на выплату льгот и компенсаций по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подаваемой в Отделение по г. Сосновый Бор Управления федерального казначейства по Ленинградской области, задолженность перед Артамоновым И.И. по денежной компенсации на оздоровление за 2002-2006 годы в размере 4.721 руб. 30 коп.

Из материалов дела также следует, что Артамонов И.И. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, является инвалидом 3 группы.

На основании ст. 14 и ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Артамонов И.И. является получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.

Согласно справке ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» от 22.09.2020г. Артамонову И.И. назначена сумма денежной компенсации на оздоровление за период с 2007 года по 2019 год.

Согласно справке ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» от 22.09.2020г. Артамонову И.И. назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2019 года.

Размеры назначенных сумм в счет указанных компенсаций подробно отражены в названных справках, получение денежных средств истцом не отрицалось.

Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью, на оздоровление и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Статьей 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа указанных в названной норме лиц была предусмотрена выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере четырех- (III группа) либо пятикратной (I и II группы) суммы минимальной заработной платы. В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ и от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ выплаты были установлены уже за вред здоровью и в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (соответственно 400 и 500 руб.).

Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 названного Закона Российской Федерации (в ред. от 18 июня 1992 г.) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, а Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" ее размер был определен в твердой сумме - 300 руб.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Такое конституционно-правовое толкование действовавшего законодательства было воспринято судами как возможность до внесения изменений в нормативные акты принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, присужденных им сумм с учетом ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Необходимые изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".    

В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела следует исходить из того, что вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.

Правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», основанная на нормах ч. 3 ст. 5 названного Закона в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, сформулирована в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 января 2008 г. N 25-В07-24 при рассмотрении надзорной жалобы К. на Постановление президиума Астраханского областного суда от 31 октября 2006 г. по делу по иску К. к министерству социального развития и труда Астраханской области, управлению социального развития Советского района г. Астрахани, управлению Федеральной государственной службы занятости по Астраханской области, управлению Федерального казначейства по Астраханской области об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности.

В определении обращено внимание на то обстоятельство, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.

Порядок индексации и размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 2007 года устанавливался Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 171, от 21 декабря 2007 года № 914, от 16 декабря 2009 года № 1024, от 21 декабря 2010 года № 1079, от 08 декабря 2011 года № 1019, от 04 декабря 2012 года № 1255, от 19 декабря 2013 года № 1189, от 18 декабря 2014 года № 1411.

Названными Постановлениями Правительства Российской Федерации установлены коэффициенты индексации и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом после 01 февраля 2016 года Правительство Российской Федерации устанавливает только коэффициент индексации (Постановления от 28 января 2016 года № 42, от 26 января 2017 года № 88, от 26 января 2018 года № 74, от 24 января 2019 года № 32, от 29 января 2020 года № 61).

С учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2020 года № 61 ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров с 01 февраля 2020 года составляет 970 рублей 38 копеек, а ежегодная компенсация за вред здоровью для инвалидов 3 группы 1293 рубля 86 копеек.

В 2019 году такие компенсации составили 942 рубля 12 копеек и 1256 рублей 17 копеек соответственно.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что выплачиваемые истцу ежегодные компенсации за вред здоровью соответствуют установленному порядку их выплаты, а индексация произведена надлежащим образом. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров выплачивается Артамонову И.И. на основании решения суда в размере 1.467,52 рублей, то есть в большем размере, чем установлено Правительством Российской Федерации.

Следовательно, оснований для увеличения названных компенсаций не имеется, обстоятельств, свидетельствующих о возникновении по указанным компенсациям задолженности не установлено, а потому иск подлежит отклонению.

Также надлежит отметить, что вопреки утверждению истца, решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 07 декабря 2006 года № 2-672 не содержит указания на необходимость в дальнейшем выплачивать Артамонову И.И. ежегодную компенсацию на оздоровление в сумме 2.113 руб. 52 коп.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении требований Артамонова Ивана Ивановича отказать в полном объеме.

    Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Сосновоборский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья                            Колотыгина И.И.

        Мотивированное решение изготовлено 16.03.2021г.

    Судья                            Колотыгина И.И.

2-251/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Артамонов Иван Иванович
Ответчики
Ленинградской областное государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения"
Комитет Социальной защиты Ленинградской области
Другие
Сосновоборское отделение Ленинградского обласного отделения Общественной организации Союз "Чернобыль" России
Суд
Сосновоборский городской суд Ленинградской области
Судья
Колотыгина Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
sosnovoborsky.lo.sudrf.ru
21.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2020Передача материалов судье
26.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2020Подготовка дела (собеседование)
30.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.01.2021Предварительное судебное заседание
11.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее