Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2023 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Саая В.О., при секретаре Халааран Ш.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> ФИО4 в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Столица», муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Аварийно-ремонтная служба» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО5, представителя ООО УК «Столица» по доверенности ФИО6,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора <адрес> Республики Тыва ФИО4 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ответчику с вышеуказанным иском, с учетом уточнения. В обоснование иска указано, что прокуратурой совместно с государственным инспектором отдела технологического и энергетического надзора по <адрес> управления Ростехнадзора проведена проверка соблюдения ООО УК «Столица» требований Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, по результатам которой выявлены нарушения. Установлено, что ООО УК «Столица» осуществляет управление двумя многоквартирными домами, оборудованными лифтовым оборудованием (<адрес>).
В многоквартирном <адрес> установлены и функционируют 3 лифта: <данные изъяты>
В многоквартирном <адрес> установлены и функционируют 3 лифта: <данные изъяты>
Проверкой установлено, что ООО УК «Столица» не обеспечена постановка объектов (лифты в подъездах № <адрес>, лифты в подъездах № <адрес>) на учет в уполномоченном органе в реестре объектов; лифтовое оборудование в подъезде № <адрес> не обеспечено электрической энергией систем освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта; не обеспечено надлежащее функционирование двусторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифта и квалифицированным персоналом (лифты в подъездах № <адрес>, лифты в подъездах № <адрес>).
Просит суд, с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ООО УК «Столица» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем: постановки объектов (лифты в подъездах № <адрес>, лифты в подъездах № <адрес>) на учет в уполномоченном органе в реестре объектов, введенных в эксплуатацию; обеспечения электрической энергией систем освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта лифтовое оборудование в подъезде № <адрес>; обеспечения надлежащего функционирования двусторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифта и квалифицированным персоналом (лифты в подъездах № <адрес>, лифты в подъездах № <адрес>).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ привлечено в качестве соответчика МУП «Аварийно-ремонтная служба <адрес>».
Определением от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части искового требования об обязании в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу поставить на учет лифты в подъездах № многоквартирного <адрес> Республики Тыва и лифты в подъездах № многоквартирного <адрес> Республики Тыва на учет в уполномоченном органе в реестре объектов.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО5 поддержала исковые требования, просила удовлетворить по приведенным основаниям.
Представитель ответчика ООО УК «Столица» по доверенности ФИО6 в судебном заседании с иском не согласился, дополнительно пояснив, что нарушения устранены.
Представители соответчика МУП «Аварийно-ремонтная служба <адрес>» в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица Енисейского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело без его участия.
Суд определил рассмотреть по существу без участия представителя ответчика в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является, в частности, обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно п.4 ст.27 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ч.2.3. ст.161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 ст.5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с пп. «а» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491 (далее – Правила №491), в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пунктом 10 Правил №491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и др.
Как следует из пункта 42 тех же Правил №491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пунктам 5.10.1 - 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170, техническое обслуживание и ремонт лифтов в многоквартирном доме обеспечивается эксплуатирующей организацией путем проведения технического диагностирования, обследования лифтов и включает в себя также страхование риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в случае аварии на лифте, на весь срок эксплуатации. При этом должны соблюдаться федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также требования нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 3.4 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года №824, по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия. Оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» такая оценка производится лицензированными организациями, по результатам оценки составляется заключение экспертизы промышленной безопасности.
Таким образом, работы по диагностике (оценке безопасности) лифтов, входят в круг работ, которые управляющая компания обязана выполнять в рамках обычной деятельности по оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, проведение данных работ обязательно вне зависимости от принятия собранием собственников помещений решений о производстве текущего либо капитального ремонта.
Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 18.10.2011 №824 (ред. от 19.12.2019) принят Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (вместе с «ТР ТС 011/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов»).
Согласно ст.1 Технического регламента настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые территории государств - членов Таможенного союза.
Действие настоящего технического регламента Таможенного союза распространяется на все лифты и устройства безопасности лифтов (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности).
Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Согласно ч.1 ст.4 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1.
Согласно п.1.14 Приложения №1 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности лифта должны выполняться требования, согласно которому кабины, предназначенные для перемещения людей, должны быть оборудованы средствами для подключения к двухсторонней переговорной связи, при помощи которых пассажир может вызвать помощь извне.
Согласно статье 4 ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1 (пункт 1); для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должно выполняться требование - использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта осуществляется в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя (пункт 3.1).
Из материалов дела следует, что ответчик ООО УК «Столица» осуществляет управление многоквартирными домами № по <адрес>.
На основании решения заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка.
Согласно справке государственного инспектора отдела технологического и энергетического надзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере ЖКХ при эксплуатации лифтового оборудования в многоквартирных домах по <адрес>, в результате которой установлено, что владельцем дома не обеспечена постановка объектов на учет в уполномоченном органе в реестре объектов (лифты в подъездах № <адрес>, лифты в подъездах № <адрес>) на учет в уполномоченном органе в реестре объектов, введенных в эксплуатацию; не обеспечены электрической энергией систем освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта лифтовое оборудование в подъезде № <адрес>; не обеспечено надлежащее функционирование двусторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифта и квалифицированным персоналом (лифты в подъездах № <адрес>, лифты в подъездах № <адрес>).
Представлением заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора ООО УК «Столица» в установленный законом месячный срок принять действенные меры по устранению выявленных нарушений (не обеспечена постановка объектов (лифты в подъездах № <адрес>, лифты в подъездах № <адрес>) на учет в уполномоченном органе в реестре объектов; лифтовое оборудование в подъезде № <адрес> не обеспечено электрической энергией систем освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта; не обеспечено надлежащее функционирование двусторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифта и квалифицированным персоналом (лифты в подъездах № <адрес>, лифты в подъездах № <адрес>) и недопущению впредь.
В соответствии с договором на техническое обслуживание лифтового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Столица» (заказчик) и МУП «Аварийно-ремонтная служба <адрес>» (исполнитель) заключили договор об оказании следующих видов услуг: периодические осмотры, техническое обслуживание оборудования, текущий ремонт оборудования (лифты), аварийно-техническое обслуживание оборудования, подготовка оборудования к периодическому техническому освидетельствованию, участие в проведении освидетельствования (п.4.1.1); настоящий договор вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на отношения сторон возникшие с ДД.ММ.ГГГГ и действует по ДД.ММ.ГГГГ. действие договора автоматически продлевается на каждый последующий период договора продолжительностью 12 месяцев, если ни одна из сторон за 30 дней до окончания срока действия договора не передаст другой стороне письменное уведомление о его расторжении (п.11.7). В соответствии с перечнем оборудования переданного заказчиком и принятого исполнителем на техническое обслуживание, стоимость работ и услуг: наименование работ – техническое обслуживание лифтов <данные изъяты>, количество – 6, по адресу: <адрес>, количество лифтов -6.
В соответствии с актом выполненных работ по лифтам по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ составленным комиссией в составе ПТО ООО УК «Столица», ПТО МУП «АРС»: проверена техническая обеспеченность поступления электрической энергии в системы освещения лифтовых кабин в течение 1 часа после прекращения энергоснабжения лифтового оборудования в подъезде № многоквартирного жилого <адрес>; проверена надежность функционирования двухсторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифта и обслуживающим его персоналом, лифтов в подъездах № многоквартирных жилых домов №, на основании чего: в кабину лифта во 2-м подъезде многоквартирного жилого <адрес> поступает электрическая энергия в течение 1 часа после прекращения электроснабжения лифтового оборудования; кабины лифтов в подъездах № многоквартирных домов № по <адрес> обеспечены двухсторонней переговорной связью. На период проверки связь между кабиной и лифтером работает в штатном режиме.
Доказательств того, что выявленные проверкой нарушения устранены, не представлено. Приведенные акты о функционировании двухсторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифтов и обслуживающим его персоналом, о поступлении электрической энергии в течение 1 часа после прекращения электроснабжения лифтового оборудования суд не принимает во внимание, поскольку подписаны лишь представителями управляющей компании и учреждением, осуществляющим техническое обслуживание лифтов, сведений об участии прокурора при проверке на месте не имеется.
Поскольку судом установлено, что в лифтах в подъездах № многоквартирного <адрес>, имеются неполадки в работе переговорной связи в кабине лифта, не обеспечено электрической энергией система освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения лифтового оборудования в подъезде № <адрес>, то исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Требования к соответчику МУП «Аварийно-ремонтная служба <адрес>» удовлетворению не подлежат, поскольку оно осуществляет техническое обслуживание лифтов на основании договора, заключенного с ООО УК «Столица», которое является управляющей компанией и осуществляет обслуживание указанных жилых домов.
В целях обеспечения реальности исполнения судебного решения суд считает необходимым установить срок исполнения судебного решения в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление заместителя прокурора <адрес> ФИО4 в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Столица», муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Аварийно-ремонтная служба» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворить частично.
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Столица» (ИНН 1701064653, ОГРН 1201700001194) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить электрической энергией системы освещения кабины в течение не менее одного часа после прекращения энергоснабжения лифтового оборудования в подъезде № многоквартирного <адрес>
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Столица» (ИНН 1701064653, ОГРН 1201700001194) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить функционирование двусторонней переговорной связи между квалифицированным персоналом и лицами, находящимися в кабине лифтов в подъездах № многоквартирного <адрес> и лифтов в подъездах № многоквартирного <адрес>.
В части исковых требований к муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Аварийно-ремонтная служба» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения –22 февраля 2023 года.
Судья В.О. Саая