Решение по делу № 33а-6572/2018 от 15.11.2018

Судья ФИО1           Дело №33а-6572/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Вдовиченко С.В., Пристром И.Г.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 ноября 2018 года апелляционную жалобу ГБУЗ Республики Коми «Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2018 года, по которому

в удовлетворении административного иска ГБУЗ РК «Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара» к отделу надзорной деятельности и профилактической работы г.Сыктывкара УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми, инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Сыктывкара УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми, Главному управлению МЧС России по Республике Коми о признании незаконным и отмене пункта 2 предписания 133/1/1 от 24 марта 2017 года отказано.

Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В., объяснения представителя ГБУЗ РК «ГБЭР» Вычегжаниной Е.Д., судебная коллегия

установила:

ГБУЗ РК «Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара» (далее - ГБУЗ РК «ГБЭР») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы г.Сыктывкара УНД ПР ГУ МЧС России по Республике Коми об отмене пункта 2 предписания №132/1/1 от 24 марта 2017 года.

ГБУЗ РК «ГБЭР» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара УНД ПР ГУ МЧС России по Республике Коми об оспаривании пункта 2 предписания инспектора ОНДиПР г. Сыктывкара УНД ПР ГУ России по Республике Коми №133/1/1 от 24 марта 2017 года, вынесенного в отношении объекта защиты, расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул.Мира, д.27/5.

Определением суда от 20 ноября 2017 года административные дела по оспариванию вышеуказанных предписаний объединены в одно производство, делу присвоен один номер.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Сыктывкара УНД ПР ГУ МЧС России по Республике Коми Дубравин И.В., Главное управление МЧС России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц: Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2018 года отказано в удовлетворении требований ГБУЗ РК «ГБЭР» к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы г.Сыктывкара УНД ПР ГУ МЧС России по Республике Коми, инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Сыктывкара УНД ПР ГУ МЧС России по Республике Коми Дубравину И.В., Главному управлению МЧС России по Республике Коми об отмене пункта 2 предписания №132/1/1 от 24 марта 2017 года.

Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 июля 2018 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2018 года отменено. Вынесено новое решение, которым административное исковое заявление ГБУЗ РК «ГБЭР» удовлетворено; признано незаконным и отменено предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Сыктывкара УНД ПР ГУ МЧС России по Республике Коми от 24 марта 2017 года №132/1/1 в части пункта 2. Дело в части требований ГБУЗ РК «ГБЭР» о признании незаконным и отмене пункта 2 предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Сыктывкара УНД ПР ГУ МЧС России по Республике Коми от 24 марта 2017 года №133/1/1 направлено в Сыктывкарский городской суд Республики Коми для рассмотрения по существу.

Судом принято указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГБУЗ РК «ГБЭР» просит об отмене вынесенного решения как незаконного и необоснованного, принятого при неверном определении юридически значимых обстоятельств по делу, нарушении норм материального права.

Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений в письменном отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию административного истца, просили решение суда первой инстанции отменить, административные исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГБУЗ РК «ГБЭР» Вычегжанина Е.Д. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила об отмене оспариваемого решения суда.

Административные ответчики, заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

С учетом части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административных ответчиков, заинтересованных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Проверив дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, заслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно подпункту «в» пункта 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года №290, органами государственного пожарного надзора являются территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции) либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьёй 16.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 указанного Положения органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.

Частью 1 статьи 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона о защите прав юридических лиц с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьёй.

В соответствии с требованиями статей 14, 16 и 17 названного Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе. По результатам проверки ответственными лицами, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений под расписку вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. По фактам, выявленным при проведении проверки, выдается предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения начальника отдела УНД и ПР города Сыктывкара УНД и ПР ГУ МЧС России по РК Грибко С.В. от 20 февраля 2017 года №133 в отношении ГБУЗ РК «ГБЭР» проведана внеплановая выездная проверка объекта защиты, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>. Предметом проверки явился контроль исполнения ранее выданного предписания от 01 марта 2016 года №213/1/1, срок исполнения которого истек.

По результатам проверки 24 марта 2017 года Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г.Сыктывкара УНД ПР ГУ МЧС России по Республике Коми составлен акт проверки №133, из которого следует, что учреждением нарушен пункт 135 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390), а именно: не обеспечено размещение палат для пациентов с тяжелыми проявлениями заболеваний на первом этаже здания (отделение реанимации расположено на 6-м этаже здания) (пункт 2 акта).

На основании указанного акта проверки 24 марта 2017 года Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара УНД ПР ГУ МЧС России по Республике Коми в адрес ГБУЗ РК «ГБЭР» внесено оспариваемое предписание от 24 марта 2017 года №133/1/1 об устранении выявленных в здании, расположенном по адресу <Адрес обезличен>, нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01 марта 2018 года.

Несогласие заявителя с требованиями данного пункта предписания явилось поводом обращения в суд с настоящим административным иском.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со статьей 1 приведенного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

К нормативным документам названной нормой отнесены национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

На основании требований статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с учетом положений статьи 38 приведенного Закона требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, являются обязательными к исполнению и обязанность их соблюдения возлагается на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно статей 17 и 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. При этом такие требования должны быть обоснованными и реально исполнимыми.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», положениями статьи 1, требования настоящего Закона обязательны для исполнения, в том числе, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом облуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

В соответствии с положениями части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в случае, если положениями указанного Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений названного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений указанного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Письмом МЧС России от 02 августа 2013 года №19-3-1-33216, исходя из выше изложенных требований закона разъяснено, что применение нормативных документов федеральных органов исполнительной власти (СНиП и т.п.), содержащих требования пожарной безопасности, осуществляется исключительно с учетом: обязательности исполнения в части, не противоречащей требованиям ФЗ N 123 и части 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»; области их применения (проектирование, строительство или эксплуатация); действия во времени (с момента вступления в законную силу и только на объекты, запроектированные и построенные, а также на которых произведен капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение и изменение функционального назначения после указанного момента времени, если иное прямо не предусмотрено нормативным документом).

Из письма МЧС России от 22 марта 2013 года № 19-2-12-3578 следует, что собственник такого объекта вправе выбирать способ обеспечения пожарной безопасности путем выполнения положений названного закона и нормативных документов по пожарной безопасности, принятых в его развитие, либо реализации требований нормативных документов, в соответствии с которыми указанный объект запроектирован и построен.

При этом для объектов, построенных до вступления в силу названного закона, обеспечение пожарной безопасности подтверждается определением уровня пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91* "Пожарная безопасность. Общие требования", для зданий, запроектированных и построенных после его вступления в силу - на основании расчета пожарного риска, выполненного по утвержденным в установленном порядке методикам.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: когда в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническим регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ «О техническим регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности и устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Пунктом 135 названных Правил предусмотрено, что палаты для пациентов с тяжелыми проявлениями заболевания, а также детей следует размещать на первых этажах зданий.

Принимая решение по делу, суд на основании изложенных требований закона исходил из правомерности выданного предписания и указанных в нем нарушений в оспариваемой части, руководствуясь также тем, что введение здания в эксплуатацию до принятия Правил противопожарного режима в Российской Федерации не может служить основанием для освобождения Учреждения от их исполнения, в частности, размещения палат пациентов с тяжелыми проявлениями заболеваний (отделение реанимации) на первом этаже здания, поскольку расположение их на шестом этаже здания как лиц, которые не в состоянии самостоятельно передвигаться, может привести к угрозе их жизни или здоровью, вследствие возможного возникновения пожара.

Материалами дела подтверждается, что здание хирургического корпуса больницы, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, 1988 года постройки, на шестом этаже здания расположено реанимационное отделение со всеми сопутствующими и вспомогательными помещениями, палатами, изоляторами.

Согласно пункту 39 приказа МЧС России от 16 марта 2007 года №140 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организации нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения» разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

Из материалов дела следует, что здание больницы проектировалось и строилось в соответствии с действовавшими на момент его постройки строительными нормами и правилами, которыми определялось функциональное назначение помещений, расположенных в указанном здании. Реанимационное отделение размещено на шестом этаже здания в соответствии с проектом №252-1-43 от 1974 года и нормативными документами, по которым здание введено в эксплуатацию.

В отделении смонтированы все системы обеспечения непрерывного лечебного процесса - энергоснабжение, кислородоснабжение, вентиляция. Отделение оснащено АПС, первичными средствами пожаротушения.

Согласно требованиям «Пособия по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89). Раздел II. Стационары» (утв. ГипроНИИздравом 19 декабря 1989 года и Минздравом СССР 25.05.1990) палатные отделения являются основным функциональным структурным элементом стационарных лечебных учреждений. В них осуществляется диагностика заболеваний, лечение, наблюдение и уход за больными. Палатная секция представляет собой изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями.

В соответствии с положениями пункта 8 Пособия, при расположении палат, операционных блоков, отделений реанимации или родильных отделений на последних этажах зданий над ними предусматривается чердак или технический этаж.

Требований относительно условий их размещения в зависимости от этажности здания (на первом этаже) указанный СНиП 2.08.02-89 не содержит.

При этом, выделяя, в том числе отделение реанимации и интенсивной терапии, как структурные подразделения стационара, предусматривает, что такие отделения организуются в составе многопрофильных больниц.

Основными задачами отделения реанимации и интенсивной терапии (РиИТ) являются проведение как экстренных, так и длительных реанимационных мероприятий у больных с остро возникшими терминальными состояниями, вызванными разными причинами. В эти отделения поступают, минуя приемный покой, больные, доставленные машиной скорой помощи, а также переводятся тяжелобольные из других стационаров, где нерационально организовывать собственные отделения реанимации.

По характеру контингента больных, получающих помощь, отделения делятся: на отделения для оказания помощи больным, поступившим в больницы (внутрибольничные отделения); для оказания помощи пострадавшим, поступившим с улицы, для оказания помощи тяжелобольным, поступившим из больницы и с улицы (смешанное отделение).

Местонахождение отделения в больнице зависит от категории больницы и профиля заболевания больных, которым будет оказываться медицинская помощь. Внутрибольничные отделения располагаются ближе к основному потоку больных, поступающих из отделений стационара.

Отделения, предназначенные для оказания помощи пострадавшим с улицы, располагаются при приемных отделениях больницы или максимально приближены к ним. В случае преобладания внутрибольничных потоков тяжелобольных возможно его расположение ближе к операционному блоку при условии удобной транспортировки больных с улицы.

Построенное здание ГБУЗ РК «ГБЭР» отвечает предусмотренным на период его постройки требованиям законодательства, устанавливающим требования, в том числе, к порядку и условиям размещения соответствующих отделений.

Применительно к установленным требованиям, размещение палат для тяжелобольных пациентов в реанимационном отделении на шестом этаже здания лечебного учреждения, не может быть расценено как нарушение требований пункта 135 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390.

Также судебная коллегия учитывает, что 23 марта 2018 года МЧС России подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», в соответствии с которым, согласно требований его пункта 9, предлагается абзац 2 пункта 135 Правил, предусматривающий размещение палат для пациентов с тяжелыми проявлениями заболевания, а также детей на первых этажах зданий, исключить.

При этом из материалов дела усматривается, что при рассмотрении дела судом органом пожарного надзора не представлено и судом не установлено доказательств того, что дальнейшая эксплуатация здания приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. Данных о том, что пожарных риск превышает допустимые значения, не имеется.

Обязанность представить доказательства в подтверждение соответствия оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, равно как и обязанность подтвердить соблюдение при их вынесении требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия, в соответствии с пунктом 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит на органе, организации, лице, наделенном государственными или иными публичными полномочиями и принявшим оспариваемое решение либо совершившим оспариваемое действие (бездействие).

Таких доказательств административным ответчиком в рамках рассмотрения настоящего административного дела не представлено.

Обязанность осуществить размещение палат для пациентов с тяжелыми проявлениями заболеваний на первом этаже здания с учетом фактических обстоятельств и выводов, изложенных в настоящем определении, у административного истца отсутствовала.

В данном случае решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2018 года отменить, вынести новое решение, которым административное исковое заявление ГБУЗ РК «Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Сыктывкара УНД ПР ГУ МЧС России по Республике Коми от 24 марта 2017 года №133/1/1 в части пункта 2.

Председательствующий

Судьи

33а-6572/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
ГБУЗ РК Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара
Ответчики
ОНД и ПР г. Сыктывкара УНД ПР ГУ МЧС России по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Вдовиченко С.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
19.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее