РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2019 года Черемховский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Роговой И.В.,
при секретаре Дрон А.В.,
с участием прокурора Шевченко Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-259/2019 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц и в защиту интересов Российской Федерации к администрации Саянского муниципального образования о возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов,-
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц и в защиту интересов Российской Федерации к администрации Саянского муниципального образования о возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части реализации полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. установлено, что администрацией Саянского муниципального образования в нарушение требований п. 18 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", с ДД.ММ.ГГГГ не исполняются полномочия в сфере обращения с ТКО - места (площадки) накопления ТКО не созданы, контейнеры не приобретены и не установлены.
В целях устранения допущенных нарушений прокуратурой города главе Саянского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО.
Во исполнение представления прокуратуры администрацией муниципального образования утверждены реестры и схемы расположения контейнерных площадок, которые согласованы с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Черемховском и <адрес>х по следующим адресам:
1. <адрес>, юго - восточнее <адрес>,
2. <адрес> юго - восточнее <адрес>
3. <адрес> восточнее <адрес>
4. <адрес> юго - восточнее <адрес>
5. <адрес> юго - восточнее <адрес>
6. <адрес> западнее <адрес>
7. <адрес> севернее <адрес>
9. <адрес> юго - восточнее <адрес>
10. <адрес> юго - восточнее <адрес>
11. <адрес> юго - восточнее <адрес>
12. <адрес> юго - западнее <адрес>
13.. Саянское, <адрес> юго - западнее <адрес>
14. <адрес> северо - западнее <адрес>
15. <адрес> юго - восточнее <адрес>
16. <адрес> северо - западнее <адрес>
17. <адрес> юго - западнее <адрес>
18. <адрес> северо - западнее <адрес>
19. <адрес> северо - восточнее <адрес>
20. <адрес> севернее <адрес>
21. <адрес> восточнее <адрес>
22. <адрес> юго - восточнее <адрес>
23. <адрес> северо - западнее <адрес>
24. <адрес> юго - западнее <адрес>
25. д. Красный Брод восточнее <адрес>
26. д. Красный Брод западнее <адрес>
27. д. Красный Брод западнее <адрес>
28. д. Красный Брод юго - восточнее <адрес>
29. уч. Индон юго - восточнее <адрес>
30. уч. Индон северо - восточнее <адрес>
31. д. Хандагай северо - западнее <адрес>
32. д. Хандагай юго - западнее <адрес>
33. д. Хандагай восточнее <адрес>
34. д. Хандагай юго - восточнее <адрес>
35. д. Хандагай юго - восточнее <адрес>
36. д. Хандагай юго - западнее <адрес>
37. д. Хандагай юго - западнее <адрес>
38. д. Хандагай северо - восточнее <адрес>
39. д. Хандагай юго - западнее <адрес>
40. д. Хандагай северо - восточнее <адрес>
41. д. Хандагай юго - восточнее <адрес>
42. д. Жалгай северо - западнее <адрес>
43. д. Жал гай юго - восточнее <адрес>
44. д. Жалгай юго - восточнее <адрес>
45. д. Жалгай северо - восточнее <адрес>
46. д. Жалгай северо - восточнее <адрес>
47. д. Жалгай северо - западнее <адрес>
48. д. Жалгай северо - западнее <адрес>
49. д. Жалгай юго - западнее <адрес>
Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой города проверки в апреле-мае 2019 года установлено, что до настоящего времени контейнерные площадки на территории муниципального образования фактически не созданы, контейнеры не приобретены и не установлены, вывоз ТКО осуществляется населением муниципального образования самостоятельно на свалки. Просит суд обязать администрацию Саянского муниципального образования в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем обустройства контейнерных площадок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с установленными на них контейнерами, бункерами для ТКО по указанным адресам.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, не возражала увеличить срок исполнения заявленных требований в срок до 01.07.2020 года
Представитель административного ответчика глава администрации Саянского муниципального образования Анлреев А.Н., в судебном заседании против удовлетворения требований иска возражал по основаниям, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела, просил суд увеличить срок исполнения настоящего судебного решения до июля 2020 года..
Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> муниципального образования Белофастова А.Г., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.
Заслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части реализации полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 503-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения поселений отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 503-ФЗ) "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон об отходах), с ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
1) создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
2) определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) их накопления;
3) организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом, частью 3 статьи 8 Закона об отходах предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В свою очередь, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения" вопросы местного значения, предусмотренные в п. 18 ч. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закреплены за сельскими поселениями.
Таким образом, полномочия, указанные в статье 8 Закона об отходах (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 503-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ подлежат исполнению органами местного самоуправления сельских поселений.
Также с ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1039.
Согласно п. 3 указанных Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила обращения с ТКО) местом (площадкой) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров, является контейнерная площадка.
Статьей 1 Закона об отходах установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Пунктом 2 Правил обращения с ТКО определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Следовательно, участие органов местного самоуправление в деятельности по накоплению ТКО заключается в оборудовании контейнерных площадок, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также приобретении и установке контейнеров и бункеров на соответствующих контейнерных площадках.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
По результатам проведенного прокуратурой города в январе текущего года анализа было установлено, что администрацией Саянского муниципального образования в нарушение требований п. 18 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", с ДД.ММ.ГГГГ не исполняются полномочия в сфере обращения с ТКО - места (площадки) накопления ТКО не созданы, контейнеры не приобретены и не установлены.
В целях устранения допущенных нарушений прокуратурой города главе Саянского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО.
Во исполнение представления прокуратуры администрацией муниципального образования утверждены реестры и схемы расположения контейнерных площадок, которые согласованы с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Черемховском и <адрес>х по следующим адресам:
1. <адрес>, юго - восточнее <адрес>,
2. <адрес> юго - восточнее <адрес>
3. <адрес> восточнее <адрес>
4. <адрес> юго - восточнее <адрес>
5. <адрес> юго - восточнее <адрес>
6. <адрес> западнее <адрес>
7. <адрес> севернее <адрес>
9. <адрес> юго - восточнее <адрес>
10. <адрес> юго - восточнее <адрес>
11. <адрес> юго - восточнее <адрес>
12. <адрес> юго - западнее <адрес>
13.. Саянское, <адрес> юго - западнее <адрес>
14. <адрес> северо - западнее <адрес>
15. <адрес> юго - восточнее <адрес>
16. <адрес> северо - западнее <адрес>
17. <адрес> юго - западнее <адрес>
18. <адрес> северо - западнее <адрес>
19. <адрес> северо - восточнее <адрес>
20. <адрес> севернее <адрес>
21. <адрес> восточнее <адрес>
22. <адрес> юго - восточнее <адрес>
23. <адрес> северо - западнее <адрес>
24. <адрес> юго - западнее <адрес>
25. д. Красный Брод восточнее <адрес>
26. д. Красный Брод западнее <адрес>
27. д. Красный Брод западнее <адрес>
28. д. Красный Брод юго - восточнее <адрес>
29. уч. Индон юго - восточнее <адрес>
30. уч. Индон северо - восточнее <адрес>
31. д. Хандагай северо - западнее <адрес>
32. д. Хандагай юго - западнее <адрес>
33. д. Хандагай восточнее <адрес>
34. д. Хандагай юго - восточнее <адрес>
35. д. Хандагай юго - восточнее <адрес>
36. д. Хандагай юго - западнее <адрес>
37. д. Хандагай юго - западнее <адрес>
38. д. Хандагай северо - восточнее <адрес>
39. д. Хандагай юго - западнее <адрес>
40. д. Хандагай северо - восточнее <адрес>
41. д. Хандагай юго - восточнее <адрес>
42. д. Жалгай северо - западнее <адрес>
43. д. Жал гай юго - восточнее <адрес>
44. д. Жалгай юго - восточнее <адрес>
45. д. Жалгай северо - восточнее <адрес>
46. д. Жалгай северо - восточнее <адрес>
47. д. Жалгай северо - западнее <адрес>
48. д. Жалгай северо - западнее <адрес>
49. д. Жалгай юго - западнее <адрес>
Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой города проверки в апреле-мае 2019 года установлено, что до настоящего времени контейнерные площадки на территории муниципального образования фактически не созданы, контейнеры не приобретены и не установлены, вывоз ТКО осуществляется населением муниципального образования самостоятельно на свалки.
Ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих полномочий в сфере обращения с ТКО может повлечь наступление существенных негативных экологических и социальных последствий.
Пунктом 7 Закона об отходах запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Учитывая, что на территории муниципального образования отсутствует полигон ТКО, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, вывоз ТКО осуществляется жителями поселения на несанкционированные свалки, что является нарушением требований ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в силу которых отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Ненадлежащее исполнение ответчиком полномочий в сфере обращения с ТКО влечет нарушение гарантированных статьей 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, создавая реальную угрозу их здоровью, учитывая открытость, доступность несанкционированных свалок для жителей муниципального образования и животных. Стихийное складирование отходов влияет на загрязнение не только территорий населенных пунктов, но и водных, лесных объектов, зачастую в окружающую среду попадают объекты, не подлежащие быстрому разложению (пластик, полиэтилен, тяжелые металлы), которые наносят значительный ущерб почве и воде, в результате чего ухудшается состояние природной среды, а также санитарно-эпидемиологическая обстановка на территории муниципального образования.
Вследствие чего нарушаются права граждан, проживающих, а также временно находящихся на территории муниципального образования, круг которых не может быть определен, на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Кроме того, отсутствие мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, препятствует исполнению своих обязанностей региональным оператором в сфере обращения с ТКО – в нарушение требований Закона об отходах региональный оператор до настоящего времени не имеет возможности приступить к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении ТКО, образующихся на территории муниципального образования.
Соответственно, на территории муниципального образования не исполняются требования федерального законодательства в сфере обращения с ТКО, а также законодательства в сфере охраны окружающей среды, которые носят императивный характер и обязательны для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, чем нарушаются интересы Российской Федерации.
Таким образом, неисполнение ответчиком полномочий в сфере обращения с ТКО создает условия для нарушения законных прав и законных интересов как Российской Федерации, так и неопределенного круга лиц.
Верховным судом в определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-ВПР08-9, №-ВПР08-10, №-ВПР08-12 отмечено, что отсутствие в бюджете денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей и решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.
В силу ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Разрешая заявленные требования прокурора, суд исходит из того, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения со стороны административного ответчика законодательства о соблюдении прав граждан в сфере законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населении, и приходит к выводу, что выявленные нарушения, подлежат устранению административным ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Саянского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем обустройства контейнерных площадок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с установленными на них контейнерами, бункерами для ТКО по следующим адресам:
1. <адрес>, юго - восточнее <адрес>,
2. <адрес> юго - восточнее <адрес>
3. <адрес> восточнее <адрес>
4. <адрес> юго - восточнее <адрес>
5. <адрес> юго - восточнее <адрес>
6. <адрес> западнее <адрес>
7. <адрес> севернее <адрес>
9. <адрес> юго - восточнее <адрес>
10. <адрес> юго - восточнее <адрес>
11. <адрес> юго - восточнее <адрес>
12. <адрес> юго - западнее <адрес>
13.. Саянское, <адрес> юго - западнее <адрес>
14. <адрес> северо - западнее <адрес>
15. <адрес> юго - восточнее <адрес>
16. <адрес> северо - западнее <адрес>
17. <адрес> юго - западнее <адрес>
18. <адрес> северо - западнее <адрес>
19. <адрес> северо - восточнее <адрес>
20. <адрес> севернее <адрес>
21. <адрес> восточнее <адрес>
22. <адрес> юго - восточнее <адрес>
23. <адрес> северо - западнее <адрес>
24. <адрес> юго - западнее <адрес>
25. д. Красный Брод восточнее <адрес>
26. д. Красный Брод западнее <адрес>
27. д. Красный Брод западнее <адрес>
28. д. Красный Брод юго - восточнее <адрес>
29. уч. Индон юго - восточнее <адрес>
30. уч. Индон северо - восточнее <адрес>
31. д. Хандагай северо - западнее <адрес>
32. д. Хандагай юго - западнее <адрес>
33. д. Хандагай восточнее <адрес>
34. д. Хандагай юго - восточнее <адрес>
35. д. Хандагай юго - восточнее <адрес>
36. д. Хандагай юго - западнее <адрес>
37. д. Хандагай юго - западнее <адрес>
38. д. Хандагай северо - восточнее <адрес>
39. д. Хандагай юго - западнее <адрес>
40. д. Хандагай северо - восточнее <адрес>
41. д. Хандагай юго - восточнее <адрес>
42. д. Жалгай северо - западнее <адрес>
43. д. Жал гай юго - восточнее <адрес>
44. д. Жалгай юго - восточнее <адрес>
45. д. Жалгай северо - восточнее <адрес>
46. д. Жалгай северо - восточнее <адрес>
47. д. Жалгай северо - западнее <адрес>
48. д. Жалгай северо - западнее <адрес>
49. д. Жалгай юго - западнее <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: