Решение по делу № 2-989/2018 от 03.04.2018

Дело № 2-989/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 июля 2018 года                                                                                                        город Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Ропотовой Е.В.

при секретаре Герасимовской С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе 4 июля 2018 года гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице Котласского территориального отдела к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования муниципального образования «Котласский муниципальный район» «Сольвычегодская детская музыкальная школа № 44», муниципальному образованию «Котласский муниципальный район» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,

установил:

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице Котласского территориального отдела (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с настоящим иском. В обоснование заявленных требований указано, что в отношении школы в период с февраля по март 2018 года проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что учреждение не обеспечило выполнение требований п. 3.10, п. 4.1, п. 4.3, п. 4.4, п. 6.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41, ст. 11, ч. 1 ст. 24, ст. 28, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Просит обязать ответчиков оборудовать здание школы, расположенной по адресу: .... - внутренней системой холодного водоснабжения и канализации; туалетные комнаты (туалеты) кабинками, санитарными приборами и раковинами для мытья рук с подводкой холодной воды, канализации и отопления; обеспечить подвод к раковинам для мытья рук холодной и горячей воды через смесители (подвод горячей воды посредством установки водонагревающих устройств), с учетом уточнения требований в срок до 1 сентября 2020 года.

В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие.

Представитель ответчика МБУ ДО «Сольвычегодская ДМШ № 44» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. В предыдущих судебных заседаниях директор Иванова Т.И. не оспаривая обоснованность заявленных требований поясняла, что в части канализации требования исполнить не представляется возможным, поскольку здание школы является памятником культуры, построено в конце девятнадцатого века, оборудовать санитарные комнаты раковинами также не представляется возможным.

Представитель ответчика - МО «Котласский муниципальный район» Прохоров Д.А. в судебном заседании с требованиями не согласился, указывая на то, что санитарно-эпидемиологические правила и нормы, на которые ссылается истец неприменимы, поскольку ранее построенные здания организаций дополнительного образования в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены. Указал, что в данном случае собственник помещения обязан обеспечивать поддержание объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Представитель третьего лица Министерства культуры Архангельской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие.

Представитель третьего лица Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Представлены возражения на иск, согласно которым представитель не имеет возражений на исковое заявление, поскольку возможность по приспособлению объектов культурного наследия для современного использования, включая оборудование вентиляцией, канализацией, отопительной и иными системами предусмотрена Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», с учетом того, что указанные работы должны проводится в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством об охране объектов культурного наследия.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) образование подразделяется на.. . дополнительное образование обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В силу положений, закрепленных в п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу ч.ч. 1 и 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 (далее СанПиН 2.4.4.3172-14).

Пункт 1.1. СанПиН 2.4.4.3172-14 закрепляет, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

При этом, настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов организаций дополнительного образования (пункт 1.3 СанПнН 2.4.4.3172-14).

Пункт 3.10 СанПнН 2.4.4.3172-14 устанавливает, что на каждом этаже здания размещаются раздельные туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарно-технических приборов принимается из расчета не менее: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Для персонала выделяется отдельный туалет. В ранее построенных зданиях допускается количество туалетов и санитарно-технических приборов в соответствии с проектом. Туалеты обеспечиваются педальными ведрами, туалетной бумагой, мылом, электросушителем (или бумажными полотенцами, салфетками) для рук. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

Здания организаций дополнительного образования оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. В неканализованных районах здания организаций дополнительного образования оборудуются внутренней канализацией при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов (или биотуалетов). При отсутствии в здании организации дополнительного образования горячего централизованного водоснабжения допускается установка водонагревающих устройств. Помещения для переодевания и умывальные при спортивных и хореографических залах, помещения для занятий технической и естественнонаучной направленности, изобразительным искусством, лаборатории, мастерские, помещения медицинского назначения, помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, туалеты обеспечиваются раковинами с подводкой горячей и холодной воды со смесителями. Предусматривается подводка горячей и холодной воды со смесителями к душевым установкам. Здания организаций дополнительного образования оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях (пункты 4.1, 4.3, 4.4, 6.1 СанПнН 2.4.4.3172-14).

Судом установлено, что МБУ ДО «Сольвычегодская ДМШ № 44» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования (п. 1.1 Устава МБУ ДО «Сольвычегодская ДМШ № 44»).

Школа расположена в здании являющемся объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой купчихи Циренниковой» и на основании решения исполкома Архангельского областного Совета народных депутатов от 22 октября 1990 года № 137 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны, рестоврации и использования памятников истории и культуры» поставлен на государственную охрану и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия под номером .

В результате проверки установлено, что учреждение не обеспечило выполнение требований п. 3.10, п. 4.1, п. 4.3, п. 4.4, п. 6.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41, ст. 11, ч. 1 ст. 24, ст. 28, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: нарушены санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, не обеспечено выполнение, в том числе требования к водоснабжению и канализации, к отоплению, вентиляции и воздушно-тепловому режиму. Здание, где размещается организация дополнительного образования, обеспечено подводом только холодной воды от сети, при этом не оборудовано внутренней системой холодного и горячего водоснабжения, канализацией (внутренней канализацией) в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Установка водонагревающих устройств, санитарно-технических приборов (унитазы, писсуары, раковины для рук) не предусмотрены (их нет). В помещении для хранения и обработки уборочного инвентаря расположен туалет, который не обеспечен раковинами с подводкой горячей и холодной воды со смесителями. Предусмотрен туалет системы люфт-клозет в пристройке, в которой система отопления не предусмотрена, не имеется оборудования для мытья рук. Раковина для рук установлена в гардеробной, к которой подведена холодная вода через кран, использованная вода выносится ведрами.

По результатам проверки в отношении ответчика вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, которое вступило в законную силу __.__.__.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Выявленные по результатам проверки нарушения санитарно-эпидемиологического законодательствасвидетельствуют о том, что образовательное учреждение дополнительного образования не создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей, нарушают права детей на безопасные условия воспитания.

Учитывая изложенное, исковые требования Управления Роспотребнадзора к МБУ ДО «Сольвычегодская ДМШ № 44» о возложении обязанности по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологических норм и правил подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о необходимости поддержания здания, как памятника культуры, без изменения предмета охраны объекта культурного наследия суд признает ошибочными, поскольку возможность по приспособлению объектов культурного наследия для современного использования, включая оборудование вентиляцией, канализацией, отопительной и иными системами Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрена.

В соответствии с п. 1.5 Устава учредителем МБУ ДО «Сольвычегодская ДМШ № 44» является МО «Котласский муниципальный район».

Согласно выписке из единого реестра муниципальной собственности от 14 мая 2018 года здание МБУ ДО «Сольвычегодская ДМШ № 44» находится в муниципальной собственности МО «Котласский муниципальный район».

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют в том числе финансовое обеспечение муниципальный учреждений, организаций.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Согласно п. 9 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

На основании изложенного суд возлагает на МО «Котласский муниципальный район» обязанность по финансированию МБУ ДО МО «Котласский муниципальный район» «Сольвычегодская детская музыкальная школа № 44» для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства.

Государственная пошлина, от уплаты которой истец в порядке, предусмотренном ст. 103 ГПК РФ, освобожден, подлежит взысканию с МБУ ДО «Сольвычегодская ДМШ № 44», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице Котласского территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования муниципального образования «Котласский муниципальный район» «Сольвычегодская детская музыкальная школа № 44», муниципальному образованию «Котласский муниципальный район» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования «Котласский муниципальный район» «Сольвычегодская детская музыкальная школа № 44» в срок до 1 сентября 2020 года здание школы, расположенное по адресу: ....:

- оборудовать внутренней системой холодного водоснабжения и канализации;

- оборудовать туалетные комнаты (туалеты) кабинками, санитарными приборами и раковинами для мытья рук с подводкой холодной воды, канализации и отопления;

- обеспечить подвод к раковинам для мытья рук холодной и горячей воды через смесители (подвод горячей воды посредством установки водонагревающих устройств).

Обязать муниципальное образование «Котласский муниципальный район» обеспечить финансирование муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования муниципального образования «Котласский муниципальный район» «Сольвычегодская детская музыкальная школа » для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования муниципального образования «Котласский муниципальный район» «Сольвычегодская детская музыкальная школа » в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Котласский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                           Е.В. Ропотова

2-989/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Котласский территориальный отдел Роспотребнадзора
Ответчики
МО "Котласский муниципальный район" в лице Отдела по культуре и туризму
МБУ ДО МО "Котласский муниципальный район" "Сольвычегодская детская музыкальная школа № 44"
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Дело на странице суда
kotlasgrsud.arh.sudrf.ru
03.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2018Передача материалов судье
06.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее