Решение по делу № 33-1591/2024 от 20.09.2024

    Дело № 2-2451/2024                                                                                       Председательствующий Батхиев М.К.

    Апелляционное определение № 33-1591/2024

15 октября 2024 г.                                                г. Магас

Судебная коллегия по гражданским делам Верхового Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Кориговой М.М.,

судей                                Дзаитова М.М. и Горокаевой Х.А.,

при секретаре судебного заседания Анташкиевой Х.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тумгоева Рамазана Карымсултановича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии по апелляционной жалобе ответчика на решение Магасского районного суда от 09 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Кориговой М.М., судебная коллегия

установила:

Тумгоев Р.К. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в настоящее время является пенсионером. На основании вступившего в законную силу решения Магасского районного суда от 22 декабря 2021 года в ходе исполнительного производства он с 10 октября 2012 года поставлен на учет жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия для получения ЕСВ. Недавно ему стало известно, что ответчик снял его и членов его семьи с учета на получение ЕСВ, что подтверждается протоколом №17 от 3 марта 2023 года. Кроме того, решением ЖБК МВД по Республике Ингушетия он снят с семьей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по МВД по Республике Ингушетия, что подтверждается протоколом ЖБК №16 от 3 марта 2023 года. Решения ЖБК истец считает незаконными и просит обязать ответчика восстановить его с семьей на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма и на учет для получения ЕСВ; обязать МВД по Республике Ингушетия сформировать электронное учетное дело и возложить на ответчика обязанность принять решение о предоставлении ему в порядке очередности с учетом состава семьи единовременной социальной выплаты.

Решением Магасского районного суда от 09 августа 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Газгиреев М.У. просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.

Истец Тумгоев Р.К. и третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика Газгиреева М.У., поддержавшего доводы жалобы, представителя истца Коригова М.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

До 1 марта 2011 года обеспечение жильем сотрудников органов внутренних дел осуществлялось в соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года №1026-1 «О милиции», согласно которой сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставлялась соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Согласно пунктам 1 и 5 части 1 статьи 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ни уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и ленинградского городских Советов народных депутатов, а также граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договор, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.

Согласно статье 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.

В силу части 2 статьи 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

С 1 января 2012 года отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Закона.

В силу пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 28 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственникам жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона №247-ФЗ).

Согласно пункту 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года №1223, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тумгоев Р.К. проходил службу в органах внутренних дел с декабря 1990 года. Приказом МВД по Республике Ингушетия от 02 августа 2004 года №165 л/с он уволен со службы в органах внутренних дел по болезни.

С семьей в составе пяти человек он состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под уникальным учетным номером № от 10 октября 2012 года, учетное дело №276. Дата подачи заявления –10 августа 2012 года.

Вопрос о принятии Тумгоева Р.К. на учет для получение ЕСВ рассмотрен жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия от 02 августа 2013 года.

Согласно учетному делу на данный учет Тумгоев Р.К. принят в порядке части 2 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как он с 15 июня 2000 года состоит с семьей на учете в качеств нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма согласно справке за подписью начальника ОК Сунженского РОВД Тутаева А.С. от 20 октября 2004 года.

В учетном деле имеется оригинал его рапорта на имя начальника Сунженского РОВД о включении его в список очередников на получение жилья от 15 июня 2000 года и вышеуказанная справка. Протокол с решением ЖБК Сунженского РОВД о принятии Тумгоева Р.К. на учет нуждающихся в предоставлении жилья отсутствует.

На момент принятия решения ЖБК о постановке истца и членов его семьи на учет для получения ЕСВ Тумгоев Р.К. проживал в домовладении общей площадью 112,79 кв.м. и жилой площадью 90 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> Собственником данного домовладения являлся отец истца Тумгоев Карымсултан Аламкаджиевич,1937 г.р. (выписка из протокола заседания ЖБК МВД по Республике Ингушетия №26 от 02 августа 2013 года).

Наряду с истцом в доме проживали и были зарегистрированы 9 человек, что подтверждается лицевым счетом №5327 от 06 июня 2012 года и выпиской из домовой книги.

Решением ЖБК МВД по Республике Ингушетия от 03 марта 2023 года (протокол №16.1) истец снят с учета очередников МВД по Республике Ингушетия на получение ЕСВ.

Кроме того, решением ЖБК МВД по Республике Ингушетия от 06 октября 2023 года (протокол №83) он исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, поскольку на момент постановки истца на учет для получения ЕСВ он с членами семьи был обеспечен менее 15 кв. м. (112,79 кв.м.: 9 человек), суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности решения ответчика, которым истец снят с учета для получения ЕСВ.

По аналогичным основаниям суд правомерно признал незаконным решение ЖБК МВД по Республике Ингушетия о снятии истца с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем решение суда в части возложения на МВД по Республике Ингушетия обязанности принять решение о предоставлении Тумгоеву Р.К. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения следует отменить, поскольку данное требование истцом заявлено преждевременно.

Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Магасского районного суда от 09 августа 2023 года по гражданскому делу по иску Тумгоева Рамазана Карымсултановича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии в части требований истца о возложения на МВД по Республике Ингушетия обязанности принять решение о предоставлении Тумгоеву Р.К. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отменить и в указанной части принять новое решение об отказе в иске.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ответчика удовлетворить частично.

Мотивированное определение изготовлено 29 октября 2024 г.

Председательствующий

Судьи

33-1591/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тумгоев Рамазан Карымсултанович
Ответчики
Министерство внутренних дел по РИ
Другие
Коригов М.А.
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Коригова Марем Макшариповна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
23.09.2024Передача дела судье
15.10.2024Судебное заседание
05.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2024Передано в экспедицию
15.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее