Дело № 2-2451/2024 Председательствующий Батхиев М.К.
Апелляционное определение № 33-1591/2024
15 октября 2024 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верхового Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.М.,
судей Дзаитова М.М. и Горокаевой Х.А.,
при секретаре судебного заседания Анташкиевой Х.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тумгоева Рамазана Карымсултановича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии по апелляционной жалобе ответчика на решение Магасского районного суда от 09 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Кориговой М.М., судебная коллегия
установила:
Тумгоев Р.К. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в настоящее время является пенсионером. На основании вступившего в законную силу решения Магасского районного суда от 22 декабря 2021 года в ходе исполнительного производства он с 10 октября 2012 года поставлен на учет жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия для получения ЕСВ. Недавно ему стало известно, что ответчик снял его и членов его семьи с учета на получение ЕСВ, что подтверждается протоколом №17 от 3 марта 2023 года. Кроме того, решением ЖБК МВД по Республике Ингушетия он снят с семьей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по МВД по Республике Ингушетия, что подтверждается протоколом ЖБК №16 от 3 марта 2023 года. Решения ЖБК истец считает незаконными и просит обязать ответчика восстановить его с семьей на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма и на учет для получения ЕСВ; обязать МВД по Республике Ингушетия сформировать электронное учетное дело и возложить на ответчика обязанность принять решение о предоставлении ему в порядке очередности с учетом состава семьи единовременной социальной выплаты.
Решением Магасского районного суда от 09 августа 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Газгиреев М.У. просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
Истец Тумгоев Р.К. и третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика Газгиреева М.У., поддержавшего доводы жалобы, представителя истца Коригова М.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
До 1 марта 2011 года обеспечение жильем сотрудников органов внутренних дел осуществлялось в соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года №1026-1 «О милиции», согласно которой сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставлялась соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно пунктам 1 и 5 части 1 статьи 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ни уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и ленинградского городских Советов народных депутатов, а также граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договор, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
Согласно статье 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
В силу части 2 статьи 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
С 1 января 2012 года отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Закона.
В силу пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 28 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственникам жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона №247-ФЗ).
Согласно пункту 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года №1223, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тумгоев Р.К. проходил службу в органах внутренних дел с декабря 1990 года. Приказом МВД по Республике Ингушетия от 02 августа 2004 года №165 л/с он уволен со службы в органах внутренних дел по болезни.
С семьей в составе пяти человек он состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под уникальным учетным номером №№ от 10 октября 2012 года, учетное дело №276. Дата подачи заявления –10 августа 2012 года.
Вопрос о принятии Тумгоева Р.К. на учет для получение ЕСВ рассмотрен жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия от 02 августа 2013 года.
Согласно учетному делу на данный учет Тумгоев Р.К. принят в порядке части 2 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как он с 15 июня 2000 года состоит с семьей на учете в качеств нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма согласно справке за подписью начальника ОК Сунженского РОВД Тутаева А.С. от 20 октября 2004 года.
В учетном деле имеется оригинал его рапорта на имя начальника Сунженского РОВД о включении его в список очередников на получение жилья от 15 июня 2000 года и вышеуказанная справка. Протокол с решением ЖБК Сунженского РОВД о принятии Тумгоева Р.К. на учет нуждающихся в предоставлении жилья отсутствует.
На момент принятия решения ЖБК о постановке истца и членов его семьи на учет для получения ЕСВ Тумгоев Р.К. проживал в домовладении общей площадью 112,79 кв.м. и жилой площадью 90 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> Собственником данного домовладения являлся отец истца Тумгоев Карымсултан Аламкаджиевич,1937 г.р. (выписка из протокола заседания ЖБК МВД по Республике Ингушетия №26 от 02 августа 2013 года).
Наряду с истцом в доме проживали и были зарегистрированы 9 человек, что подтверждается лицевым счетом №5327 от 06 июня 2012 года и выпиской из домовой книги.
Решением ЖБК МВД по Республике Ингушетия от 03 марта 2023 года (протокол №16.1) истец снят с учета очередников МВД по Республике Ингушетия на получение ЕСВ.
Кроме того, решением ЖБК МВД по Республике Ингушетия от 06 октября 2023 года (протокол №83) он исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, поскольку на момент постановки истца на учет для получения ЕСВ он с членами семьи был обеспечен менее 15 кв. м. (112,79 кв.м.: 9 человек), суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности решения ответчика, которым истец снят с учета для получения ЕСВ.
По аналогичным основаниям суд правомерно признал незаконным решение ЖБК МВД по Республике Ингушетия о снятии истца с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем решение суда в части возложения на МВД по Республике Ингушетия обязанности принять решение о предоставлении Тумгоеву Р.К. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения следует отменить, поскольку данное требование истцом заявлено преждевременно.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 09 августа 2023 года по гражданскому делу по иску Тумгоева Рамазана Карымсултановича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии в части требований истца о возложения на МВД по Республике Ингушетия обязанности принять решение о предоставлении Тумгоеву Р.К. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отменить и в указанной части принять новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ответчика удовлетворить частично.
Мотивированное определение изготовлено 29 октября 2024 г.
Председательствующий
Судьи