ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-730/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Ващенко С.С.
91RS0004-01-2019-001002-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Подлесной И.А., Шестаковой Н.В.
при секретаре Никифорове О.В.
рассмотрела 04 марта 2021 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маметова Асана Аппазовича к Муниципальному образованию городской округ Алушта Республики Крым в лице Администрации г. Алушты, Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации города Алушты, Алуштинскому городскому совету Республики Крым, Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому управлению администрации г. Алушты, о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Маметов А.А. обратился в суд с иском к Муниципальному образованию городской округ Алушта Республики Крым в лице Администрации г. Алушты, Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации города Алушты, Алуштинскому городскому совету Республики Крым, Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому управлению администрации г. Алушты. С учетом уточненных исковых требований просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 750 000,00 рублей за незаконное бездействие комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации г.Алушты с 14.07.1993 года по настоящее время, выразившееся в длительном непринятии решения о возврате конфискованного имущества, возмещения его стоимости либо выплаты денежной конфискации, восстановлении в жилищных правах.
Так же истец просил обязать Комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации города Алушты возобновить рассмотрение заявлений Маметова А.А. (дело№М-1334) от 20.09.1991 года и от 17.05.1993 года. Рассмотрение данных заявлений было приостановлено Постановлением Комиссии №10 от 14.07.1993 года для установления факта раскулачивания, административного выселения, конфискации имущества реабилитированного Мемет М.У. и членов его семьи, одним из которых является истец.
Свои требования истец мотивировал тем, что впервые обратился в Комиссию по вопросам восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессий <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в частности просил о возврате утраченного имущества либо выплате компенсации за имущество, изъятое у семьи ФИО1 и его сына ФИО20 ФИО9 в связи с применением к ним репрессий – конфискация имущества и выселение в <адрес>. Заявление было зарегистрировано входящим номером М-1334. Постановлением Комиссии при Алуштинском горисполкоме Республики ФИО8 истец был проинформирован о том, что факт раскулачивания его семьи нашел подтверждение, принято решение о постановке истца на учет для получения земельного участка для индивидуального строительства. ДД.ММ.ГГГГ Комиссия рассмотрела заявление Маметова А.А. и приняла решение о признании факта раскулачивания и выселение за пределы ФИО8 ФИО1, о признании внуков – ФИО13 и ФИО19 (ФИО20) А.А. членами семьи репрессированного ФИО1 В отношении просьбы ФИО13 и ФИО19 (ФИО20) А.А. о возврате конфискованного имущества или возмещении его стоимости Комиссия указала на недостаточность доказательств. Так же не был разрешен вопрос о реабилитации отца заявителя ФИО19 Апаза, бабушки, матери и брата. В тоже время Комиссия не проводила какой–либо работы по заявлению ФИО7, в архивные организации запросов о реабилитации не направляла. В связи с этим истец обращался с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ к председателю Комиссии о внесении изменений в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в частности просил реабилитировать всех членов семьи, указать правильно дату и инициалы заявителя, установить факт конфискации имущества и с целью выяснения всех обстоятельств направить запрос в соответствующие органы, архивы, в том числе в информационный центр УВД <адрес>, где хранится необходимая информация. Данное заявление было рассмотрено, Комиссия направила запрос в ИЦ УВД <адрес> об изъятии их архива в распоряжение комиссии документов на трудопоселенцев ФИО19. На этом работа комиссии была приостановлена, на ежегодные запросы Маметов А.А. не получал ответов о результатах рассмотрения его заявления. Поскольку Комиссия бездействовала, он (истец) был вынужден сам заниматься поиском архивных документов для реабилитации своих родственников.
Кроме того, в связи с тем, что в решении Комиссии от 20.04.1993года № 22 были неправильно указаны его (истца) год рождения, инициалы и обстоятельства, связанные с отцом и другими родственниками, он был вынужден обращаться в суд для установления фактов, имеющих юридическое значение, а также для установления факта конфискации имущества. Так же истец считает, что Комиссия нарушила шестимесячный срок рассмотрения заявления, установленный Постановлением Кабинета Министров УССР от 14.06.1991года № 48, так как фактически заявление не рассмотрено по сегодняшний день. Производство по рассмотрению заявления ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ не возобновлялось до вступления в законную силу решения Алуштинского городского суда Республики Крым от 15.06.2017 года по иску Маметова А.А. к Муниципальному образованию городской округ Алушта Республики ФИО8, к Комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий при администрации <адрес> о взыскании компенсации морального вреда. Кроме того, Комиссия при сдаче в архив протоколов заседаний от 1993 года (дело № с индексом 02.8-3) не приложила запросы о предоставлении архивных документов в отношении Маметова А.А. и полученных на эти запросы документов. Данные обстоятельства были установлены в результате проведения служебной проверки, проведенной администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также решением Палласовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решением Алуштинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В 2018 году истец вновь обратился в Комиссию по восстановлению прав жертв политически репрессий при администрации г.Алушты с заявлением о возврате утраченного имущества, восстановлении в социально-политических и гражданских правах. Решением указанной Комиссии от 28.09.2018 года заявителю Маметову А.А. было оказано в связи с отсутствием документов об изъятии имущества. Факт конфискации имущества был установлен решением Палласовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Так же истец пояснил, что 21.02.2019 года он обращался в Комиссию при администрации города Алушты с заявлением о приобщении к материалам пропавших документов из архивного дела № и рассмотрении заявления Маметова А.А. от 21.04.1991 года с учетом этих документов, однако ответ о рассмотрении данного заявления истцу не поступил. Указанное бездействие ответчика признано незаконным Палласовским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того истец пояснил, что 19.04.2019 года он вновь обратился в Комиссию при администрации города Алушты с заявлением о рассмотрении вопроса о возврате принадлежащего его семье имущества в виде дома, незаконно вышедшего из владения, и иного имущества, просил обеспечить правом возвращения для проживания в <адрес> (Малореченское), но комиссия решением от 14.05.2019 года отказала в удовлетворении заявления, Палласовский районный суд <адрес> от 07.02.2020 года признал данный отказ незаконным, обязал Комиссию рассмотреть заявление с участием Маметова А.А., с учетом дополнительно представленных документов.
Поскольку Комиссия бездействовала и не возобновляла рассмотрение заявление Маметова А.А. от 20.09.1991 года, истец обратился к председателю Комиссии Республики Крым с заявлением о приобщении документов, пропавших из вышеуказанного архивного дела, решения Палласовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта конфискации имущества, о направлении запросов и рассмотрении заявления от 20.09.1991года. Комиссия Республики Крым своим решением от 01.11.2019 года обязала Комиссию при администрации города Алушты приобщить документы, направить запросы и рассмотреть заявление Маметова А.А. до 02.12.2019 года с учетом всех документов. Однако Комиссия при администрации города Алушты не исполнила решение Комиссии Республики Крым. Данное бездействие Комиссии признано незаконным решением Палласовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец считает, что Комиссия в течение длительного времени - 28 лет не разрешила вопрос о восстановлении социально-политических и гражданских прав реабилитированного Маметова А.А., он сам занимался поиском архивных документов, Комиссия бездействовала и не выполняла возложенные на нее обязанности. Истец считает, что незаконными решениями Комиссия нарушила его права и свободы на быстрое и реальное возмещение понесенного ущерба, в том числе на возвращение жертвы политических репрессий на прежнее место жительства, незаконное бездействие Комиссия причиняло ему нравственные страдания, переживания, безразличным отношением к его конституционным правам и нормам международного права, гарантирующих реальное и быстрое возмещение понесенного ущерба и возвращение реабилитированного на прежнее место жительства в <адрес>.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 12 марта 2020 года исковые требования Маметова А.А. к Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации г. Алушты, Алуштинскому городскому совету Республики Крым о понуждении возобновить рассмотрение заявления реабилитированного Маметова А.А., о взыскании компенсации морального вреда - оставлены без удовлетворения.
Дополнительным решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 30 сентября 2020 года резолютивная часть решения суда от 12 марта 2020 года дополнена абзацем об отказе в удовлетворении требований Маметова А.А. о бездействии Комиссии по решению вопроса обеспечения живых членов семьи Маметовых правом на возвращение для проживания в родное <адрес> путем принятия на учет для обеспечения жилыми помещениями с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ №39-П/2019 от 10.12.2019 года.
Не согласившись с указанным решением суда и дополнительным решением суда, истец подал апелляционные жалобы, в которых просит отменить судебные акты, принятые с нарушениями норм материального и процессуального права.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 04 февраля 2021 года судебная коллегия на основании пп.4 п.4 ст.330 ГПК РФ перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением судебной коллегии к участию в деле были привлечены в качестве соответчиков Муниципальное образование городской округ Алушта Республики Крым в лице Администрации г. Алушты, Финансовое управление администрации г. Алушта, Министерство финансов Российской Федерации.
Для обеспечения участия представителя истца Маметова Э.А. по его ходатайству, судебное заседание в силу ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Палласовским районным судом <адрес>.
Истец Маметов А.А. участия в судебном заседании не принимал, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца Маметов Э.А. в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Палласовским районным судом Волгоградской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика - Муниципальное образование городской округ Алушта Республики Крым в лице Администрации г. Алушты Республики Крым, ответчика - Финансового управления администрации г. Алушты Республики Крым, ответчика - Алуштинского городского совета Республики Крым – Торопова И.В. возражала против требований истца, полагая их необоснованными.
Представитель ответчика- Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании участи не принимал, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В ходе рассмотрения дела истец в письменном виде заявил ходатайство о прекращении производства по делу в части требований о возложении обязанности на администрацию г. Алушты по возобновлению рассмотрения заявления реабилитированного Маметова А.А. от 20.09.1991 года, от 17.05.1993 года по установлению факта раскулачивания, административного выселения, конфискации имущества и восстановлению прав реабилитированного ФИО1 и членов его семьи, в связи с отказом от данных требований. Отказ от данных требований истец пояснил тем, что факты, по установлению который истец обращался в комиссию, установлены вступившими в законную силу решениями Палласовского районного суда <адрес> от 07.02.2020 года, от 05.03.2020 года, от 26.06.2020 года, в связи с этим установление данных фактов Комиссией утратило свою актуальность.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04.03.2021 года ходатайство истца было удовлетворено, судом принят отказ от иска, производство по делу прекращено в указанной части. Производство по делу в части рассмотрения требования о взыскании компенсации морального вреда продолжено.
Рассматривая требования истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, судебная коллегия пришла к выводу о частичном удовлетворении требований.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения- в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий; в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации; это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; при отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 данного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
При этом пунктом 3 данной статьи установлено, что заявлением является просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ).
В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 названного Закона закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.
В силу статьи 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 2 мая 2006 N 59-ФЗ гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29 сентября 2011 N 1068-О-О, статья 16 Федерального закона от 2 мая 2006 N 59-ФЗ, предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, не закрепляет порядок реализации данного права; правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (статья 151 и глава 59 ГК РФ).
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Ответственность за вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц регулируется статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации вред нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что Маметов А.А. на основании ст.ст. 3, 6, 9 Закона Украины от 17.04.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» 20.09.1991 года впервые обратился в уполномоченный орган – Комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий с заявлением о реабилитации, об установлении факта раскулачивания его семьи и конфискации имущества, о возврате конфискованного имущества либо его стоимости, а так же с просьбой об обеспечении жильем либо оказании помощи в строительстве жилья, в случае невозможности возврата конфискованного жилья.
По решению №22 Комиссии по вопросам восстановления прав реабилитированных Алуштинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 1929 года рождения был признан членом семьи репрессированного ФИО1, перенесшим лишения в ссылке с 08.02.1930 года по 09.09.1940 года. На основании данного решения была выдана справка о реабилитации № Маметову Асану Аппазовичу, который родился ДД.ММ.ГГГГ в пос. Б.<адрес>.
Решение о возврате конфискованного имущества Комиссия не приняла, запросу в архивные учреждения и в органы МВД.
Своим заявлением от 17.05.1993 года Маметов А.А. просил внести изменения в решение комиссии №22, реабилитировав всех членов семьи, правильно указать дату рождения и инициалы истца, установить факт конфискации имущества и принять решение о возврате конфискованного имущества, направить запрос в ИЦ УВД по <адрес> о предоставлении дела спецпоселенца ФИО19 ФИО9, в котором содержатся необходимые сведения.
Для принятия решения по вопросу о возврате конфискованного имущества на заседании Комиссии по вопросам восстановления прав реабилитированных Алуштинского городского Совета народных депутатов от 14.07.1993 года было постановлено направить запросы в ИЦ УВД <адрес> об изъятии из архива в распоряжение комиссии дела на трудопоселенцев Маметовых. В тоже время изменения, которые истец просил внести в решение, Комиссия не рассмотрела. Решением Палласовского районного суда <адрес> от 24.09.2014 года был установлен факт принадлежности Маметову Асану Аппазовичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу пос. Б.<адрес> решения №22 от 20.04.1993 года Комиссии Алуштинского городского Совета народных депутатов трудящихся, выданного на имя ФИО3 1929 года рождения. Так же был установлен факт выдачи свидетельства о рождении (от 29.01.1993 года областным архивом ЗАГС №) на имя ФИО4, родившегося 22.05.1928 года в <адрес> – Маметову Асану Аппазовичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В указанном свидетельстве о рождении родителями Меметова Асана Аппазовича указаны - отец-ФИО18 ФИО9, мать- ФИО5.
Заявитель Маметов А.А., обратился в Комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Алуштинского городского совета Республики Крым с заявлением от 22.01.2015 года для получения информации о документах, поступивших на запросы Комиссии по вопросам прав реабилитированных Алуштинского городского совета народных депутатов от 14.07.1993года.
Данное заявление не было рассмотрено Комиссией, в связи с этим истец обращался в суд.
Вступившим в законную силу решением Палласовского районного суда <адрес> от 04.06.2015 года признано незаконным бездействие комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Алуштинского городского совета Республики Крым, выразившееся в не рассмотрении заявления Маметова А.А. от 22.01.2015 года, с ответчика в пользу Маметова А.А. взыскана компенсация морального вреда, а также суд обязал ответчика рассмотреть заявление Маметова А.А. по существу поставленных в обращении вопросов в течение 30 дней.
Решением Алуштинского городского Совета Республики Крым от 18.08.2017 года № 33/124 было принято решение о создании в муниципальном образовании городской округ Алушта Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации города Алушта (далее Комиссия г. Алушты), а также утверждено Положение о Комиссии.
Согласно Положению о Комиссии г.Алушты, комиссия была наделена полномочиями самостоятельно решать вопросы восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессий.
Данным Положением Комиссия в г.Алушта была наделена полномочиями, в том числе, по рассмотрению заявления граждан, подвергшимся политическим репрессиям, заявления их детей, пострадавших от политических репрессий, реабилитированных и их наследников о возврате имущества, возмещение его стоимости, выплате денежных компенсаций, предоставлении льгот, восстановлении трудовых, жилищных, пенсионных и других прав, утраченных ими в связи с политическими репрессияи. Также комиссия была наделена полномочиями по оказанию помощи заявителям в розыске и оформлении необходимых документов и материалов, для чего комиссия направляет запросы в органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, архивные учреждения и другие организации о предоставлении документов и материалов, проведение проверок и установление фактов, имеющих значение для решения вопросов по восстановлению прав реабилитированных. Кроме того, на Комиссию в г. Алушта были возложены функции по принятию решения на основании собранных и предоставленных материалов, о праве граждан на возврат имущества, возмещение его стоимости, выплате денежных компенсаций, предоставлении льгот восстановлении трудовых, жилищных, пенсионных и других прав и направлении решения в соответствующие органы в установленном порядке.
Истец основывает свои требования о взыскании компенсации морального вреда на фактах незаконного бездействия Комиссии г.Алушты, установленных вступившими в законную силу решениями Палласовского районного суда <адрес> от 07.02.2020 года, от 05.03.2020 года, от 26.06.2020 года.
Действительно, решением Палласовского районного суда <адрес> от 07.02.2020 года установлено, что Маметов А.А. являясь наследником первой очереди своих умерших родителей, реабилитированных 13.07.2015 года, обратился в Комиссию г.Алушты с заявлением от 19.04.2019 года о рассмотрении вопроса о возврате имущества, принадлежащего семье Меметовых и конфискованного в период репрессий, а именно жилого дома с земельным участком и хозяйственными строениями, о возврате коровы, трех овец и иного имущества. Просил обеспечить правом возвращения для проживания в родное село, где родился проживал до применения репрессий, <адрес> (Малореченский сельсовет) путем взятия его и членов семьи на учет для обеспечения жилыми помещениями, либо в случае отсутствия свободных жилых помещений обеспечить правом получения земельных участков под индивидуальное строительство с оказанием помощи строительными материалами. Просил обеспечить его проживание о пользование всеми правами, предусмотренными действующим законодательством в родном селе Малореченском, как равноправного жителя села. Так же в заявлении истец просил направить соответствующие запросы в органы, осуществляющие архивное хранение, в Госархив Республики ФИО8, где в фондах Кучук Узеньского сельсовета (ф.Р-3408, оп. 1, <адрес>) имеются сведения о крестьянском хозяйстве. Просил известить о времени и месте заседания комиссии. Так же решением Палласовского районного суда установлено, что заседание Комиссии г. Алушты по рассмотрению вышеуказанного заявления Маметова А.А состоялось 14.05.2019 года. На заседании было принято решение об отказе Маметову А.А. в возврате конфискованного имущества либо в выплате денежной компенсации за незаконно конфискованное имущество, в связи с отсутствием документальных сведений об изъятии такого имущества. В связи с отказом в выплате стоимости либо в выплате денежной компенсации за незаконно конфискованное имущество, комиссия рекомендовала Маметову А.А. обратиться в жилищный отдел управления имущества и земельных отношений Администрации города Алушты для постановки на очередь на получение жилья, как гражданин подвергшийся репрессиям.
Заседание Комиссии в г. Алушта 14.05.2019 года проходило при наличии необходимого кворума, однако Маметов А.А. на данное заседание не был приглашен. Заявитель же просил Комиссию об извещении даты рассмотрения его заявления. При обращении в комиссию Маметов А.А. предоставил копии документов о реабилитации, решение суда и материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди. Ранее на заседании комиссии от 28.09.2018 года по заявлению Маметова А.А. было вынесено решение об отказе в возврате конфискованного имущества, в связи с отсутствием документальных сведений об изъятии имущества. В заключении комиссии от 09.10.2018 года комиссия приняла решение о том, что Маметов А.А. имеет право вернуться в родное село <адрес> и в соответствии с законодательством Республики Крым встать на очередь для получения жилья и земельного участка. Несмотря на предоставленное в Комиссию решение Палассовского районного суда <адрес> от 06.12.2018 года, которым установлен факт конфискации (ДД.ММ.ГГГГ) у семьи Меметовых жилого дома, домашнего скота, садов, виноградников и иного имущества, Комиссия в г. Алуште на заседании 14.05.2019 года повторно отказала заявителю в удовлетворении заявления, сославшись на отсутствие документов об изъятии имущества.
Кроме того, Решением Палласовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при рассмотрении заявления Маметова А.А. на заседании 14.05.2019 года Комиссия в г. Алуште не направила запросы в Государственный архив Республики Крым по фонду <адрес> сельского ФИО6 о предоставлении документов о хозяйстве Меметовых, метрических книг села <адрес>, не получила сведения Всесоюзной переписи населения от ДД.ММ.ГГГГ, о чем просил заявитель в целях определения местоположения крестьянского двора и имущества семьи Меметовых. Предоставленной заявителем схеме и фотографии дома Меметовых в селе Малореченское Комиссия не дала оценку и не проверила принадлежность данного дома семье Меметовых. Комиссия указала в своем решении о том, что Маметов А.А. отказался от получения денежной компенсации за незаконно изъятое имущество, однако в материалы дела такого отказа не было предоставлено.
Палласовский районный суд <адрес> при вынесении решения от 07.02.2020 года пришел к выводу, что решения комиссии, отраженные в протоколе заседания комиссии 14.05.2019 г. и в заключение от 22.05.2019 года в отношении заявлений Маметова А.А. не мотивированы и не основаны на законе. В распоряжении комиссии имелись материалы дел по ранее поданным заявлениям Маметова А.А. в комиссию за №М-1334 от 20.09.1991 года, от 17.05.1993 года, которые не учитывались комиссией при рассмотрении вопросов 14.05.2019 года. Кроме того, с учетом права реабилитированных лиц на возвращение в населенный пункт, в данном случае <адрес> Республики ФИО8, с последующим обеспечением жилыми помещениями, Комиссия в г.Алуште на заседании 14.05.2019 года эти вопросы по существу не разрешила, при этом отказав в возврате имущества либо в выплате компенсации. Таким образом, суд Палласовского районного суда <адрес> признал незаконным решение Комиссии в г.Алушта от 14.05.2019 года и заключение комиссии от 22.05.2019 года, нарушающими права реабилитированного лица. В связи с этим суд обязал ответчика устранить допущенные нарушения путем принятия мер направленных на защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов Маметова А.А. путем рассмотрения с участием Маметова А.А. заявления от 19.04.2018 года, от 17.01.2019 года, от 20.04.2019 года по существу заявленных требований.
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 10.06.2020 года решение Палласовского районного суда <адрес> от 07.02.2020 года было изменено, резолютивная часть была изложена в редакции: признать незаконным заключение Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации города Алушты от 22.05.2019 года, на комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Маметова А.А. от 19.04.2018 года.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено Маметовым А.А. в связи с неправомерным бездействием Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации города Алушты, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Согласно позиции, изложенной в Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.02.2019 N 56-КГ18-38К, к спорным отношениям также применимы нормы Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно части 1 статьи 16 которого гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Незаконным решением, приятым Комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации города Алушты от 22.05.2019 года, допущено нарушение прав истца на своевременное получение ответа на его обращение в срок, установленный Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", также право на разрешение и получение ответа по существу на вопросы, поставленные в обращении от 19.04.2018 года и, как следствие, реализацию прав реабилитированного лица на возврат имущества, незаконно конфискованного во время репрессий, либо получение компенсации его стоимости, быть принятым на учет в <адрес> с последующим обеспечением жилыми помещениями либо правом получения земельного участка под строительство.
Несвоевременное предоставление ответа на обращение, не рассмотрение по существу вопросов, поставленных в обращении в Комиссию 19.04.2018 года, истцу со стороны Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации г. Алушты Республики Крым были причинены нравственные страдания в виде переживаний из-за безразличного отношения к его конституционным правам, как гражданина Российской Федерации и как лица, подвергшегося политическим репрессиям и впоследствии реабилитированного.
В связи с этим у Маметова А.А. имеются законные основания требовать компенсации морального вреда.
Согласно п. 105 Постановления Европейского Суда по правам человека от 24 июля 2003 года N 46133/99, N 48183/99, некоторые формы морального вреда, включая эмоциональное расстройство, по своей природе не всегда могут быть предметом конкретного доказательства. Однако это не препятствует присуждению судом компенсации, если он считает разумным допустить, что заявителю причинен вред, требующий финансовой компенсации. Причинение морального вреда при этом не доказывается документами, а исходит из разумного предположения, что истцу причинен моральный вред незаконными действиями ответчика.
Определяя размер суммы компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции принял во внимание характер и объем причиненных Маметову А.А. нравственных страданий с учетом его пожилого возраста (91 год), длительность нарушения прав истца - проведение заседания по рассмотрению заявления Маметова А.А. от 19.04.2018 года через год после обращения - 22.05.2019 года, неизвещение истца о дате заседания комиссии, нерассмотрение вопросов по существу, поставленных в заявлении от 19.04.2018 года, ненаправление запросов в соответствующие органы для получения сведений необходимых для восстановления прав реабилитированного лица, то есть неисполнение Комиссией обязанностей предусмотренных Положением от 18.08.2017 года, и связанное с этим обращение истца в суд с требованием о возложении обязанности на Комиссию в г. Алуште о повторном рассмотрении заявления Маметова А.А. от 19.04.2018 года.
С учетом вышеизложенных обстоятельств судебная коллегия считает разумной и справедливой сумму компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
При определении степени вины ответчика судебная коллегия не может принимает во внимание решения Палласовского районного суда <адрес> от 05.03.2020 года (по обращению Маметова А.А. в Алуштинский городской Совет Республики Крым, Администрацию города Алушты, главе Администрации города Алушты с заявлением от 11.01.2020 года), от 26.06.2020 года (о неисполнении Комиссией в г. Алушта в срок до 02.12.2019 года решения Комиссии Республики Крым от 01.11.2019 года), так как указанными судебными актами были разрешены иски Маметова А.А. о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления по заявлениям истца, последовавшим после обращения в суд с рассматриваемым иском.
В этом случае истец не лишен права по обстоятельствам, изложенным в решениях Палласовского районного суда <адрес> от 26.06.2020года и от 05.03.2020года обратиться в суд с самостоятельным иском о взыскании компенсации морального вреда, связанного с незаконным бездействием органа местного самоуправления.
Судебная коллегия также отклоняет довод истца о том, что Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации г. Алушты не рассматривала заявления истца с 1991 года по сегодняшний день.
Как было указано ранее, истец обратился в Комиссию по вопросам восстановления прав реабилитированных Алуштинского городского совета народных депутатов трудящихся, созданной на основании ст.9 Закона Украины от 17.04.1991года «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине», согласно которой решение вопросов, связанных с установлением фактов раскулачивания, административного выселения с возмещением материального ущерба, восстановлением трудовых, жилищных, пенсионных прав и иных прав граждан, реабилитированных в соответствии с настоящим законом, было возложено на областные, городские и районные Советы народных депутатов. В этих целях Советам народных депутатов было поручено создать штатные комиссии, положение о которых утверждается Советом Министров Украинской ССР.
В соответствии с Федеральным конституционным Законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.26 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г. № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Законом Республики Крым от 05.05.2014 г. №16-ЗРК «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва в Республике Крым», Уставом муниципального образования городской округа Алушта, решением Алуштинского городского совета от 21.10.2014 года № 2/1 «О наделении представительного органа муниципального образования городской округ Алушта правами юридического лица», решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 17.10.2014 № 1/56 «Об учреждении Администрации городаАлушта Республики Крым», Алуштинский городской Совет решил, что правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления, действующих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Алушта, выступает: Алуштинский городской совет – в части имущества, необходимого для обеспечения своей деятельности и принятого им, и которое входит в состав казны муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым; Администрация города Алушты Республики Крым: в части имущества, необходимого для обеспечения своей деятельности и принятого ей, и которое входит в состав казны муниципального образования городской округ Алушта; Республики Крым.
- в отношении иного имущества, в порядке установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым в соответствии с правовыми актами Алуштинского городского совета Республики Крым.
В соответствии Законом Российской Федерации от 18.10.1991года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», Алуштинский городского Совета Республики Крым от 18.08.2017 года № 33/124 принял решение о создании в муниципальном образовании городской округ Алушта Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации города Алушта (далее Комиссия г. Алушты), а также утвердил Положение о Комиссии г.Алушты.
Согласно вышеуказанному Положению о создании комиссии в г.Алуште, комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий была создана при Администрации города Алушты, председателем Комиссии является заместитель Главы Администрации города Алушты.
Как следует из вышеуказанных документов, вновь образованная в 2017 году Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации г. Алушты, администрация г.Алушты, Алуштинский городской Совет Республика Крым, не являются правопреемниками прав и обязанностей Администрации г. Алушты либо Комиссии, действующих на территории Республики Крым до 01.01.2015 года, в части прав и обязанностей по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.
В связи с этим суд имеет возможность рассмотреть требования истца о незаконном бездействии ответчика с 2015 года.
Определяя надлежащего ответчика, судебная коллегия исходила из следующего.
Согласно вышеуказанному Положению о создании комиссии в г.Алуште, комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий была создана при Администрации города Алушты, председателем Комиссии является заместитель Главы Администрации города Алушты.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать или осуществлять имущественные и личные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Комиссия в г. Алушта, несмотря на то, что имеет властные полномочия, создана на основании решения органа местного самоуправления – Муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым в лице Алуштинского городского Совета, при этом Комиссия не является органом государственной власти, ввиду чего не может выступать в правоотношениях наряду с гражданами и юридическими лицами согласно статьям 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Комиссия не обладает процессуальной правоспособностью и не может выступать ответчиком по делу.
Алуштинский городской Совет является представительным органом Муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, где исполнительно-распорядительные функции выполняет Администрации города Алушты.
Исполнителем бюджета муниципального городского округа Алушта и выступающим от имени казны муниципального образования является Финансовое управление Администрации города Алушта, что следует из Положения о финансовом управлении.
В связи с этим компенсация морального вреда подлежит взысканию с Муниципального образования городской округ Алушта в лице Администрации города Алушта за счет казны муниципального образования городского округа Алушта в лице Финансового управления Администрации города Алушта. В удовлетворении требований к Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации города Алушты, Алуштинскому городскому совету Республики Крым, Министерству финансов Российской Федерации, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 12 марта 2020 года, дополнительное решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 30 сентября 2020 года отменить и принять новое решение о частичном удовлетворении требования Маметова Асана Аппазовича к Муниципальному образованию городской округ Алушта в лице Администрации города Алушта, взыскав за счет средств казны муниципального образования городского округа Алушта в лице Финансового управления Администрации города Алушта в пользу Маметова Асана Аппазовича компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В удовлетворении требований Маметова Асана Аппазовича к Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации города Алушты, Алуштинскому городскому совету Республики Крым, Министерству финансов Российской Федерации, отказать.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи И.А. Подлесная
Н.В. Шестакова