Дело № 2-2286/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Коротенко Д.И.,
При секретаре судебного заседания Павлова Ф.А.,
С участием истца, представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 мая 2021 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Сафоновой С. В. к Центру предоставления государственных услуг и установлении пенсий ПФ РФ в Волгоградской области №... об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Сафонова С.В. обратилась в суд с иском к ответчику об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
В обоснование требований указала, что 19 января 2021 года Государственное Учреждение - Центр предоставления государственных услуг по установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №... своим решением №... отказало истцу в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с исполнением 25 лет специальной педагогической деятельности.
Свой отказ в назначении досрочной трудовой пенсии ГУ - Центр предоставления государственных услуг по установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №... мотивировал тем, что, по его мнению, не подлежат зачету в специальный стаж ее педагогической работы ряд временных периодов по тем или иным причинам.
С решением Государственного Учреждения - Центр предоставления государственных услуг по установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №... об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии она согласиться не может, так как считает его неправомерным.
Из специального стажа исключены периоды пребывания на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 27.10.2004г. по 29.10.2004г., с 06.02.2008г. по 05.03.2008г., с 29.08.2011г. по 03.09.2011г.(всего 00-01-08).
Указанный выше период 1 месяц и 08 дней нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, не должны исключаться из специального стажа педагогической работы.
Подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы - замещение в должности воспитателя с 06.08.1990г. по 31.08.1990г., с 05.09.1990г. по 19.09.1990г., с 02.10.1990г. по 31.10.1990г., с ДД.ММ.ГГГГ по 28.10.1991г., с 13.11.1991г. по 29.11.1991г., с 14.09.1992г. по 25.09.1992г. с 28.09.1992г. по 23.10.1992г., с 01.12.1992г. по 15.12.1992г., с 09.02.1993г. по 12.02.1993г., с 05.04.1993г. по 23.04.1993г., 04.06.1993г., с 07.06.1993г. по 09.06.1993г., с 02.08.1993г. по 31.08.1993г. (всего 00-07 месяцев 06 дней). В указанные выше периоды она осуществляла функции воспитателя, (с 1989 года училась заочно в Волгоградском государственном педагогическом институте им. А.С.Серафимовича), должность воспитателя дает право зачета периодов работы в должности воспитателя в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Следовательно, 7 месяцев 06 дней, периоды работы в должности^ воспитателя (периоды замещения в соответствии с приказами по образовательной организации и справкой бухгалтерии о заработной плате за период работы в яслях-саду №... с 06.08.1990г по 31.08.1993г. по должности воспитателя), также не должны исключаться из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, (это подтверждаю справкой бухгалтерии и копиями приказов).
Просит суд признать решение Государственного Учреждения - Центр предоставления Государственных услуг по установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №... №... от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным и отменить его.
Обязать Государственное Учреждение - Центр предоставления государственных услуг по установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №... засчитать в специальный стаж педагогической работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию следующие периоды с 27.10.2004г. по 29.10.2004г., с 06.02.2008г. по 05.03.2008г., с 29.08.2011г. по 03.09.2011г. (всего 00-01-08) приходящиеся на курсы повышения квалификации с отрывом от производства, периоды с 06.08.1990г. по 31.08.1990г., с 05.09.1990г. по 19.09.1990г., с 02.10.1990г. по 31.10.1990г., с 01.10.1991 г. по 28.10.1991г., с 13.11.1991г. по 29.11.1991г., с 14.09.1992г. по 25.09.1992г. с 28.09.1992г. по 23.10.1992г., с 01.12.1992г. по 15.12.1992г., с 09.02.1993г. по 12.02.1993г., с 05.04.1993г. по 23.04.1993г., 04.06.1993г., с 07.06.1993г. по 09.06.1993г., с 02.08.1993г. по 31.08.1993г.(всего 00-07-06). приходящиеся на работу (замещение) в должности воспитателя. Признать за истцом право на дату определения права на досрочную пенсию с 21 сентября 2020 года, на момент выработки 25 лет педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. Назначить выплату страховой пенсии с учетом отложения на 18 месяцев получения выплаты пенсии, действовавших в 2020 году. Взыскать с Государственного Учреждения - Центр предоставления государственных услуг по установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №..., расходы по госпошлине в размере 300 рублей.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика - УПФР в Центральном районе г.Волгограда в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, подробно изложенным в письменных возражениях, приобщенным к материалам дела.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав участвующих лиц, проверив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией, Российская Федерация является не только социальным, но и правовым государством, соответственно, все должностные лица и граждане обязаны соблюдать как непосредственно Конституцию, так и законы. Органы Пенсионного фонда, являясь структурой применяющей правовые нормы, строго руководствуются данными положениями.
Конституция в статье 39 гарантирует социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца, указывая, что государственные пенсии устанавливаются законом. Соответственно, основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии, определяются Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ (далее - Закон № 400-ФЗ).
В частности, согласно статьи 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Вместе с тем, для отдельных категорий граждан Закон № 400-ФЗ предусматривает повышенный уровень пенсионного обеспечения (статьи 30 и 32), связанный с определенными показателями социального или профессионального характера. При этом, представляя пенсионные льготы, в том числе возможность досрочного выхода на пенсию, законодатель определяет специфические условия реализации пенсионных прав.
Так, пунктом 19 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено право на назначение досрочной страховой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Досрочные страховые пенсии по старости, в соответствии с принципами пенсионного обеспечения, предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.
Возможность реализации права на досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников поставлена законодателем в зависимость от совокупности особых условий, а именно педагогическая деятельность должна иметь общую продолжительность 25 лет и должна осуществляться в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 20.10.2015 г. № 392-0 и от 18 апреля 2006 года № 83-0, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую (страховую) пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическим нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 655 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в целях реализации статей 30 и 31 Закона № 400-ФЗ, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", (далее — Список № 7 81, Правила №781)
Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Правила исчисления стажа утверждены Правительство Российской Федерации, согласованы с Министерством образования и их произвольное толкование органами, осуществляющими назначение пенсий, недопустимы.
Кроме того, оценка трудового стажа, представляемого для назначения страховой пенсии, органы Пенсионного фонда РФ руководствуются статьей 14 Закона № 400-ФЗ, в соответствии с которой, при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством российской Федерации.
Периоды страхового стажа, имевшего место после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Такие сведения представляются страхователями в соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ, с проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения.
Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления страховых пенсий, в том числе представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии со статьей 28 Закона № 400-ФЗ возложена на страхователей (работодателей). Статьей 16 Закона № 27-ФЗ определена обязанность территориального органа ПФР по осуществлению контроля за правильностью представления страхователями сведений.
На основании пункта 22 и пункта 63 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н «Об утверждении правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Приказ № 884н), при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в документах сведениям, правильности оформления документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Согласно Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 г. № 381) (далее — Правила № 516), применяемых в силу требований части 4 статьи 30 Закона 400-ФЗ, периоды работы, выполняемые постоянно в течении полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды оплачиваемых учебных отпусков, с учетом редакции пункта 5 Правил № 516, действовавшей до 30.07.2007г. могут засчитываться в стаж соответствующих видах работ до указанной даты.
Подсчет и подтверждение страхового стажа для установления страховых пенсий, осуществляется в соответствии с Правилами, подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. № 1015. В соответствии с пунктом 47 данных правил период работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии по старости.
С 01.01.2019 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее — Закон № 350- ФЗ), который предусматривает внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Указанный Список и Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Истец 18.11.2020 г. обратилась в Центр с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Оспариваемым решением от 19.01.2021 № 657328/20 истцу отказано, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, в назначении досрочной страховой пенсии в связи с обращением за установлением досрочного пенсионного обеспечения ранее сроков, дающих право на его назначение установленных частью 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Оспариваемым решением ответчика в специальный стаж педагогической деятельности истца включены 24 года 05 месяцев 15 дней.
При этом, из подсчета специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 27.10.2004 г. по 29.10.2004 г., с 06.02.2008 г. по 05.03.2008 г., с 29.08.2011 г. по 03.09.2011 г.
Замещение в должности воспитателя с 06.08.1990г. по 31.08.1990г., с 05.09.1990г. по 19.09.1990г., с 02.10.1990г. по 31.10.1990г., с 01.10.1991 г. по 28.10.1991г., с 13.11.1991г. по 29.11.1991г., с 14.09.1992г. по 25.09.1992г. с 28.09.1992г. по 23.10.1992г., с 01.12.1992г. по 15.12.1992г., с 09.02.1993г. по 12.02.1993г., с 05.04.1993г. по 23.04.1993г., 04.06.1993г., с 07.06.1993г. по 09.06.1993г., с 02.08.1993г. по 31.08.1993г. (всего 00-07 месяцев 06 дней).
Указанное подтверждается материалами дела.
В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Суд считает, что поскольку пунктами 4 и 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в том числе периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, не вправе выходить за рамки нормативных правовых актов, утвержденных Правительством РФ, расширительно их трактуя.
Пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Как указано в части 1 статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику в связи с дополнительным профессиональным обучением, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведённого правового регулирования в случае направления работника на дополнительное профессиональное обучение в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суд считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом периоды пребывания истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства производства с 27.10.2004г. по 29.10.2004г., с 06.02.2008г. по 05.03.2008г., с 29.08.2011г. по 03.09.2011г.(всего 00-01-08).приходящиеся на оплачиваемые учебные отпуска не могут быть исключены ответчиком из льготного страхового стража истца, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости (выслуге лет).
Кроме того, исходя из правового смысле статьи 30 Закона № 400-ФЗ, законодатель разделяет страховой стаж на общий стаж и страховой стаж, дающий правота досрочное назначение пенсии (специальный, или льготный стаж).
Пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516.
В соответствие с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В силу п. 5 названных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно разъяснениям Департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития от 04.10.1996 года № 40-3338/29, если основная работа не дает право на пенсию по выслуге лет и одновременно имеется педагогическая нагрузка не на условиях совместительства, то период такой трудовой деятельности не может быть засчитан в стаж, дающей право на пенсию по выслуге лет.
Вместе с тем, как следует из правовой позиции, отраженной в определении Конституционного суда РФ от 25.10.2016 года № 2214-О, согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.
В силу пункта 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Наименование должности «помощник воспитателя» не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старосте лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
В соответствии с п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из содержания указанного пункта следует, что установлен вид доказательства, которым можно подтвердить данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ.
При этом, в справке должны быть отражены сведения, необходимость которых указана в специальной норме, относящейся непосредственно к педагогическим работникам, а именно в пункте 14 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 78 (процент обучающихся в образовательных учреждениях в возрасте до 18 лет).
Так, в должности воспитателя истец работала с 06.08.1990г. по 31.08.1990г., с 05.09.1990г. по 19.09.1990г., с 02.10.1990г. по 31.10.1990г., с 01.10.1991 г. по 28.10.1991г., с 13.11.1991г. по 29.11.1991г., с 14.09.1992г. по 25.09.1992г. с 28.09.1992г. по 23.10.1992г., с 01.12.1992г. по 15.12.1992г., с 09.02.1993г. по 12.02.1993г., с 05.04.1993г. по 23.04.1993г., 04.06.1993г., с 07.06.1993г. по 09.06.1993г., с 02.08.1993г. по 31.08.1993г. (всего 00-07 месяцев 06 дней). В указанные выше периоды она осуществляла функции воспитателя, (с 1989 года училась заочно в Волгоградском государственном педагогическом институте им. А.С.Серафимовича), должность воспитателя дает право зачета периодов работы в должности воспитателя в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Следовательно, 7 месяцев 06 дней, периоды работы в должности^ воспитателя (периоды замещения в соответствии с приказами по образовательной организации и справкой бухгалтерии о заработной плате за период работы в яслях-саду №271 с 06.08.1990г по 31.08.1993г. по должности воспитателя), также не должны исключаться из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, подтверждается справкой бухгалтерии и копиями приказов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Исходя из ч.1 ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования истца о включении в специальный стаж истца указанных выше периодов подлежат удовлетворению.
Учитывая продолжительность специального стажа, подтвержденного на дату обращения 18.11.2020 г. Центром, а так же положения Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, дата права на досрочное пенсионное обеспечение у истца определяется, т. к. требуемая продолжительность специального стажа (25 лет) на 21.09.2020г. подтверждена.
Используя аналогию и принцип процессуального равенства (статья 6 ГПК РФ), согласно определения Верховного Суда РФ от 18.04.2019 г. № 16-КФ18-744 при обращении граждан с заявлениями (ходатайствами) о взыскании с территориального органа ПФР судебных расходов в виде оплаты гражданином государственной пошлины, следует, что с территориальных органов ПФР невозможно взыскание судебных расходов в виде оплаты государственной пошлины. Требование истца о взыскании с Центра расходов по госпошлине в размере 300 рублей неправомерно, а значит не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требование Сафоновой С. В. к Центру предоставления государственных услуг и установлении пенсий ПФ РФ в Волгоградской области №3 об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии,- удовлетворить частично.
Признать решение Государственного Учреждения - Центр предоставления Государственных услуг по установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №3 №657328/20 от 19.01.2021 г. об отказе в назначении пенсии незаконным в части и отменить его.
Обязать Государственное Учреждение - Центр предоставления государственных услуг по установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №3 засчитать в специальный стаж Сафоновой С. В. педагогической работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию следующие периоды с 27.10.2004г. по 29.10.2004г., с 06.02.2008г. по 05.03.2008г., с 29.08.2011г. по 03.09.2011г. (всего 00-01-08) приходящиеся на курсы повышения квалификации с отрывом от производства, периоды с 06.08.1990г. по 31.08.1990г., с 05.09.1990г. по 19.09.1990г., с 02.10.1990г. по 31.10.1990г., с 01.10.1991 г. по 28.10.1991г., с 13.11.1991г. по 29.11.1991г., с 14.09.1992г. по 25.09.1992г. с 28.09.1992г. по 23.10.1992г., с 01.12.1992г. по 15.12.1992г., с 09.02.1993г. по 12.02.1993г., с 05.04.1993г. по 23.04.1993г., 04.06.1993г., с 07.06.1993г. по 09.06.1993г., с 02.08.1993г. по 31.08.1993г.(всего 00-07-06). приходящиеся на работу (замещение) в должности воспитателя.
Признать за Сафоновой С. В. право на дату определения права на досрочную пенсию с 21 сентября 2020 года, на момент выработки 25 лет педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.
Назначить выплату страховой пенсии с учетом отложения на 18 месяцев получения выплаты пенсии, действовавших в 2020 году.
В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании с Государственного Учреждения - Центр предоставления государственных услуг по установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №3, расходы по госпошлине в размере 300 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 21.05.2021 года.
Судья Д.И. Коротенко