к материалу №12-65/2018 г.
РЕШЕНРР•
г.Адыгейск 09 августа 2018 года
Судья Теучежского районного суда Республики Адыгея Российской Федерации Шумен Б.А.,
с участием представителя ФБУ «Администрация «Волго-Дон» Женетль Асет Шамсудиновны по доверенности №ЮО-14-03/137 от 25 декабря 2017 года со сроком действия до 31 декабря 2018 года,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Кубанского Р Р’РџРёРЎ-филиала ФБУ «Администрация «Волго-Дон» Сташа Юрия Шамсудиновича РЅР° постановление в„–05-06-204-Р-1 Межрегионального управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования (Росприроднадзора) РїРѕ Краснодарскому краю Рё Республике Адыгея РѕС‚ 04 июля 2018 РіРѕРґР° Рѕ привлечении Кубанского Р Р’РџРёРЎ-филиала ФБУ «Администрация «Волго-Дон» Рє административной ответственности РїРѕ С‡.1 СЃС‚.8.42 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Постановлением в„–05-06-204-Р-1 Межрегионального управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования (Росприроднадзора) РїРѕ Краснодарскому краю Рё Республике Адыгея РѕС‚ 04 июля 2018 РіРѕРґР° Кубанский Р Р’РџРёРЎ-филиал ФБУ «Администрация «Волго-Дон» привлечен Рє административной ответственности РїРѕ С‡.1 СЃС‚.8.42 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Р·Р° нарушение административного законодательства, выразившегося РІ использовании прибрежной защитной полосы РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта водоохраной Р·РѕРЅС‹ РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта СЃ нарушением ограничений хозяйственной деятельности Рё назначено наказание РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 200 000 рублей.
Правонарушение выявлено при следующих обстоятельствах.
Краснодарской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южнойтранспортной прокуратуры 27 апреля 2018г. проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также в части безопасного обращения с отходами I и II классов опасности в Кубанском районе
водных путей и судоходства-филиал Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» (Кубанский РВПиС-филиал «Администрация «Волго-Дон»).
На территории Кубанского РВПиС подрядной организацией проводятся работы по текущему ремонту производственных помещений здания РММ. В процессе выполнения работ Подрядчик периодически вывозил строительный мусор, который накапливался.
После составления Краснодарской транспортной прокуратуры Акта проверки и Представления об устранении нарушений требований законодательства в сфере обращения с отходами, Кубанским РВПиС-филиалом ФБУ «Администрация «Волго- Дон» проведены мероприятия по устранению замечаний. Вывезен накопленный строительный мусор, временно размещенный в прибрежной водоохранной зоне. Приняты меры к недопущению подобных нарушений законодательства впредь.
РџСЂРѕСЃРёС‚ отменить Постановление в„–05-06-204-Р-1 РѕС‚ 4 июля 2018Рі. Межрегионального управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования (Росприроднадзора) РїРѕ Краснодарскому краю Рё Республике Адыгея Рё прекратить производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении РІ отношении Кубанского Р Р’РџРёРЎ — филиала ФБУ «Администрация «Волго-Дон» вследствие малозначительности административного правонарушения РїРѕ СЃС‚.2.9 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рё СЃС‚.24.5 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Представитель ФБУ «Администрация «Волго-Дон» Женетль А.Ш. поддержала заявленные требования, пояснила, что каких-либо вредных последствий прибрежной водоохранной зоне причинено не было, мусор вывозился по мере их накопления, ранее к какой-либо административной ответственности организация не привлекалась, наложенный штраф для организации обременителен, обещает, что впредь будут более ответственны в организации каких-либо строительных либо ремонтных работ, просит отменить постановление о наложении штрафа и ограничиться предупреждением.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебные заседания, назначенные на 31 июля 2018 года и на 09 августа 2018 года не явился, направили отзыв с приложением материалов дела об административном правонарушении.
В отзыве указано, что в Управление поступили материалы дела об административном правонарушении от 09 июня 2018 года, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей», возбужденного Краснодарской транспортной прокуратурой.
Согласно поступившим материалам, Краснодарской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры, совместно со специалистом Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также в части безопасного обращения с отходами I и II классов опасности в Кубанском районе водных путей и судоходства - филиале Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей».
По результатам проведенной проверки в деятельности указанного объекта выявлены нарушения требований обозначенного законодательства.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч.1 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно п.2 ч.15 ст.65 ВК РФ, в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
Частью 4 статьи 65 ВК РФ предусмотрено, что ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Протяженность р. Кубань более 850 км, следовательно, ширина водоохранной зоны составляет 200 м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28 марта 2014 №573612, земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:258, расположенный в границах водоохранной зоны р.Кубань по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, пгт.Тлюстенхабль, находится в собственности Российской Федерации.
Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Волго- Донского бассейна внутренних водных путей» - данный участок передан на праве постоянного бессрочного пользования.
В настоящее время, на данном участке свою деятельность осуществляет Кубанский район водных путей и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей».
В ходе проверки установлено, что на территории водоохранной зоны р.Кубань допускается складирование строительного мусора, что противоречит требованиям п.2 ч.15 ст.65 ВК РФ, а также является административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст.8.42 КоАП РФ - нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения.
Вышеперечисленные нарушения подтверждаются справкой специалиста Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея государственного инспектора Хеж А.А. от 17 мая 2018 года, фотоматериалами, актом прокурорской проверки от 27 апреля 2018 года.
Согласно ч.1 ст.68 Водного кодекса Российской Федерации, лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Филиалы не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Юридическим лицом, создавшим Кубанский район водных путей и судоходства, является Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей».
Следовательно, указанное нарушение произошло ввиду ненадлежащего контроля руководителя Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» за деятельностью Кубанского района водных путей и судоходства - филиала Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей».
Таким образом, в действиях (бездействии) юридического лица - Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей», усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ - нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении по ст.8.42 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения.
В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи при длящемся административном правонарушении течение указанного срока начинается исчисляться со дня его обнаружения.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.42 КоАП РФ выявлено Краснодарской транспортной прокуратурой в ходе выездной проверки 27 апреля 2018 года в 15 час. 30 мин.
Место совершения административного правонарушения - земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:258, расположенный в границах водоохранной зоны р.Кубань по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, пгт.Тлюстенхабль.
У юридического лица - Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» имелась возможность для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В своей жалобе Общество просит применить нормы ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности, тем самым не отрицает своей вины в правонарушении предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, посягательством на установленный принцип охраны окружающей среды.
На основании вышеизложенного применение норм ст.2.9 КоАП РФ в отношении ФБУ «Администрация «Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» является недопустимым.
Управление не имеет возможности направить в судебное заседание своего представителя и просит суд провести вышеуказанное судебное заседание в отсутствие представителя Управления и направить копию судебного акта в адрес Управления.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит в удовлетворении заявленных представителем ФБУ «Администрация «Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» требований отказать.
Выслушав представителя Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу:
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно материалам дела, в рамках проведенной проверки соблюдения законодательства в сфере природопользования на территории водоохранной зоны р.Кубань выявлено, что Кубанский район водных путей и судоходства-филиал Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» допустил складирование строительного мусора, что противоречит требованиям п.2 ч.15 ст.65 ВК РФ, а также является административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст.8.42 КоАП РФ - нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42. КоАП РФ не оспаривается. Оспаривается наказание.
С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, обстоятельств, предшествующих его совершению, отсутствия каких-либо негативных последствий охране окружающей среды, обнаруженный производственный мусор был вывезен сразу же после проведенной проверки, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного филиалом Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» - Кубанский район водных путей и судоходства деяния.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Закон не раскрывает понятие «малозначительности», не определяет исчерпывающий перечень случаев применения положений КоАП РФ о малозначительности. Указанная норма является нормой общего регулирования административных правоотношений, не предусматривающей каких-либо изъятий для отдельных видов правонарушений.
Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения исходя из общих положений и принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, гуманности закона в правовом государстве.
Учитывая указанные требования закона, принимая во внимание то обстоятельство, что складированный производственный мусор, который был подготовлен к вывозу на момент проверки, и был вывезен сразу же после проведения проверки, и то обстоятельство, что выявленный не вывезенный производственный мусор не причинил никакого вреда водоохраной зоне и окружающей природной среде (таких доказательств суду не представлено), а также, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242, строительный мусор не относятся к твердым коммунальным отходам или отходам I и II классов опасности, нельзя признать нарушения существенными.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
РџСЂРё таких обстоятельствах постановление в„–05-06-204-Р-1 Межрегионального управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования (Росприроднадзора) РїРѕ Краснодарскому краю Рё Республике Адыгея РѕС‚ 04 июля 2018 РіРѕРґР°, которым Кубанский Р Р’РџРёРЎ-филиал ФБУ «Администрация «Волго-Дон» привлечен Рє административной ответственности РїРѕ С‡.1 СЃС‚.8.42 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, подлежит отмене СЃ прекращением производства РїРѕ данному делу РЅР° основании СЃС‚.2.9 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рё ограничиться объявлением ему устного замечания.
В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст.30.1-30.9, п.3 ч.1 ст.30.7 и ст.2.9 КоАП РФ,
РЕШРР›:
Жалобу заместителя руководителя Кубанского Р Р’РџРёРЎ-филиала ФБУ «Администрация «Волго-Дон» Сташа Юрия Шамсудиновича РЅР° постановление в„–05-06-204-Р-1 Межрегионального управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования (Росприроднадзора) РїРѕ Краснодарскому краю Рё Республике Адыгея РѕС‚ 04 июля 2018 РіРѕРґР° Рѕ привлечении Кубанского Р Р’РџРёРЎ-филиала ФБУ «Администрация «Волго-Дон» Рє административной ответственности РїРѕ С‡.1 СЃС‚.8.42 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, удовлетворить.
Постановление в„–05-06-204-Р-1 Межрегионального управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования (Росприроднадзора) РїРѕ Краснодарскому краю Рё Республике Адыгея РѕС‚ 04 июля 2018 РіРѕРґР° РІ отношении Кубанского Р Р’РџРёРЎ-филиала ФБУ «Администрация «Волго-Дон» отменить, производство РїРѕ делу прекратить РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничиться объявлением Кубанскому Р Р’РџРёРЎ-филиалу ФБУ «Администрация «Волго-Дон» устного замечания.
На настоящее решение может быть принесена жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея в течение десяти суток со дня его оглашения, а другими лицами в течение десяти суток со дня получения.
Судья Теучежского районного суда (подпись) Б.А.Шумен
<данные изъяты>
<данные изъяты>