Дело № 2а-2372 Д/2017
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года г. Коломна
Коломенский городской суд Московской области Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Сергеевой Е. В., при секретаре Жоховой Л. А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Гущина Радика Равельевича к Министерству юстиции Российской Федерации по Московской области о признании действий незаконными,УСТАНОВИЛ:
Гущин Р. Р. обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации по Московской области о признании незаконными действий, выраженных в письме Министерства Юстиции Российской Федерации по Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении в письменной форме сведений о руководителе и руководящих органов Местной религиозной организации – общество мусульман Коломенского района Московской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включительно.
В судебном заседании административный истец Гущин Р. Р. мотивировал свой административный иск следующим.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Министерства Юстиции РФ по Московской области с заявлением о предоставлении ему информации о руководителе и составе руководящих органов (председателе, совете, численном составе общего собрания) Местной религиозной организации - общество мусульман Коломенского района Московской области за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включительно в установленные законом сроки. Ранее он являлся членом вышеуказанной религиозной организации и членом её Совета.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», религиозная организация обязана представлять отчёт в Управление Министерства Юстиции РФ по Московской области о составе руководящих органов религиозной организации.
ДД.ММ.ГГГГ Административный ответчик направил ему письмо за № от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказал ему в предоставлении данной информации, чем нарушил его право на информацию и на доступ к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, предоставленные ему ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года. При этом, он уточняет, что административный ответчик ссылается на Положение, которое не позволяет выдавать эту информацию. Однако, он ссылается на федеральный закон, который имеет большую юридическую силу.
В УФНС России по Московской области относительно истребования сведений о руководящем составе местной религиозной организации он не обращался, поскольку не знает реквизиты документа, а также знает, что данные сведения в (ни номер, ни дату, ни его назван данном Управлении отсутствуют.
С учетом изложенного, он просит суд признать незаконными действия Управления Министерства юстиции РФ по Московской области об отказе в предоставлении ему информации письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ о руководителе и составе руководящих органов Местной религиозной организации - общество мусульман Коломенского района Московской области.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области Бадмаева Т. В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и диплома о высшем юридическом образовании (л. д. 45, 46), в судебном заседании не признала административный иск Гущина Р. Р., указывая следующее.
В Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление Гущина P. P. о предоставлении сведений в письменном виде о руководителе и составе руководящих органов (председателе, совете, численном составе общего собрания) Местной религиозной организации - общества мусульман Коломенского района Московской области. Управлением было рассмотрено обращение Гущина P. P. и подготовлен ответ, направленный заявителю ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года № 26, в полномочия Управления не входит предоставление сведений о руководителе и составе руководящих органов. Также заявителю разъяснялось, что для получения запрашиваемых им сведений об Организации заявителю необходимо обратиться в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление повторно поступило заявление Гущина P. P. о предоставлении сведений в письменном виде о руководителе и составе руководящих органов (председателе, совете, численном составе общего собрания) Организации. ДД.ММ.ГГГГ Управлением было рассмотрено обращение Гущина P. P. и подготовлен аналогичный ответ.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило обращение Гущина P.P. о предоставлении в письменной форме сведений обо всех местных религиозных организациях (мусульманских), зарегистрированных в городе Коломне и Коломенском районе Московской области. ДД.ММ.ГГГГ Управлением рассмотрено обращение Гущина P. P., ответ был направлен на почтовый адрес в установленные законом сроки, информация предоставлена.
Она считает отказ Управления в предоставлении административному истцу сведений о руководителе и руководящих органах законным, поскольку у них отсутствует право на предоставление данной информации, кроме того, данная информация содержит персональные данные о руководителе и членах руководящих органов организации, которые могут предоставляться только по запросам уполномоченных органов (правоохранительных, судебных и т.д.).
На основании изложенного, она просит суд отказать Гущину Р. Р. в удовлетворении данного административного иска.
Заинтересованное лицо Местная религиозная организация – общество мусульман Коломенского района Московской области, привлеченное по делу на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 32-33), в суд своего представителя не направило, в письменном отзыве административный иск не признало и просило суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица (л. д. 42, 43).
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд при таких обстоятельствах рассматривает данное административное дело в отсутствие вышеуказанного заинтересованного лица.
Выслушав в ходе судебного разбирательства объяснения административного истца, возражения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.
Административный истец Гущин Радик Равельевич являлся членом Местной религиозной организации – общество мусульман Коломенского района Московской области, а также членом Совета данной организации. Гущин Р. Р. был исключен из членов Совета организации на основании решения общего собрания организации ДД.ММ.ГГГГ и из членов организации на основании решения общего собрания организации ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 11-18).
ДД.ММ.ГГГГ Гущин Р. Р. обратился с заявлением в Управление Министерства Российской Федерации по Московской области, в котором со ссылкой на ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года, просил административного ответчика предоставить ему в письменном виде сведения о руководителе и составе руководящих органов (председателе, совете, численном составе общего собрания) Местной религиозной организации – общество мусульман Коломенского района Московской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включительно в установленные законом сроки по почтовому адресу заявителя (л. д. 6-7).
Административный ответчик Министерство юстиции Российской Федерации рассмотрел данное письменное обращение Гущина Р. Р., направил последнему ДД.ММ.ГГГГ год письменный ответ за №в котором со ссылкой на Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, отказал в предоставлении данной информации, поскольку в полномочия Управления не входит предоставление сведений о руководителе и составе руководящих органов. Также данным письмом Управление для получения запрашиваемых сведений предложило Гущину Р. Р. обратиться в УФНС России по Московской области по адресу: <адрес> (л. д. 8).
Административный истец Гущин Р. Р. полагает данный отказ административного ответчика незаконным и нарушающим его права и свободы в нарушение Федерального законодательства, в связи с чем, обратился с данным административным иском в суд.
Так, в силу статьи 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года, информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3)информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
В силу части 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
На основании части 2 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В соответствии с частью 6 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Приказом Министерства юстиции России от 03 марта 2014 года за № 26 утверждено «Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации», основными задачами которого, согласно пункту 3 Положения являются: 1) обеспечение в пределах своих полномочий реализации Минюстом России государственной политики в установленной сфере деятельности; 2)координация деятельности территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных бюджетных учреждений Минюста России в рамках координационных советов при управлениях Минюста России; 3) обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации; 4) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; 5) осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций; 6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
В пункте 6 вышеуказанного Положения указаны полномочия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту, в частности: подпункт 63 - принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); подпункт 64 - выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); подпункт 65 - осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации; подпункт 69 - ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В силу подпункта 71 пункта 6 вышеуказанного Положения Управление предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам по их письменным запросам информацию о зарегистрированных региональных отделениях и иных структурных подразделениях политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединениях и их структурных подразделениях, религиозных организациях и иных некоммерческих организациях, сведения о которых внесены Управлением в реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.
На основании подпункта 80 пункта 6 вышеуказанного Положения, Управление осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Таким образом, из Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства юстиции России от 03 марта 2014 года за № 26, усматривается, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации имеет право только предоставлять в установленном порядке физическим лицам по их письменным запросам только информацию о зарегистрированных религиозных организациях и иных некоммерческих организациях, сведения о которых внесены Управлением в реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.
Между тем, вышеуказанным Положением административному ответчику не предоставлено право на предоставление гражданам сведений о руководителе и составе руководящих органов некоммерческой организации, даже в том случае, если данный гражданин ранее был членом данной некоммерческой организации.
Так, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 ноября 2011 года № 380, утвержден «Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях», согласно пункту 1 которого Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях, в частности, устанавливает порядок предоставления информации центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами физическим и юридическим лицам о некоммерческих организациях, филиалах и представительствах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, сведения о которых содержатся в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 3 вышеуказанного Административного регламента Территориальный орган Минюста России, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, предоставляет физическим и юридическим лицам информацию: 1) о наличии или отсутствии сведений о зарегистрированной организации в соответствующем реестре. При наличии сведений об организации указывается полное наименование некоммерческой организации, наименование реестра, учетный номер, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), дата присвоения ОГРН, адрес, организационно-правовая форма, регион, статус; 2) о дате приостановления в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, деятельности зарегистрированной организации.
Таким образом, из вышеуказанного Административного регламента также усматривается, что в полномочия административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области не входит предоставление гражданам сведений о руководителях и составе руководящих органов некоммерческой организации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области обоснованно отказал административному истцу Гущину Р. Р. в предоставлении в письменной форме сведений о руководителе и руководящих органов Местной религиозной организации – общество мусульман Коломенского района Московской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включительно, в связи с чем, принимает решение об отказе Гущину Р. Р. в удовлетворении административного иска о признании незаконными действий, выраженных в письме Министерства Юстиции Российской Федерации по Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении в письменной форме сведений о руководителе и руководящих органов Местной религиозной организации – общество мусульман Коломенского района Московской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включительно.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177-180, 186 КАС РФ, суд Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Гущину Радику Равельевичу к Министерству юстиции Российской Федерации по Московской области о признании незаконными действий, выраженных в письме Министерства Юстиции Российской Федерации по Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении в письменной форме сведений о руководителе и руководящих органов Местной религиозной организации – общество мусульман Коломенского района Московской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включительно – ОТКАЗАТЬ.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд Московской области в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Е. В. Сергеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.