Дело № 2а-1355/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2016 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Чориной Е.Н.
при секретаре Макаревич Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по <адрес> к Котов Д.А. о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 376 рублей 24 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 1062 рублей 98 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 307 рублей 04 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Управления ФНС России по <адрес> в лице представителя ФИО4 обратилась в Чемальский районный суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Котов Д.А. о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 376 рублей 24 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 1062 рублей 98 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 307 рублей 04 копеек, исковое заявление содержит просьбу о восстановлении пропущенного процессуального срока для взыскания задолженности.
Требования административного истца о взыскании недоимки и пени по налогам мотивированы тем, что ответчик, имея в собственности транспортные средства, недвижимое имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц. Налоговым органом исчислен транспортный налог, в связи с тем, что в установленный законом срок транспортный налог налогоплательщиком не был оплачен, на сумму недоимки была начислена пеня за 2012 г., 2013 г. на сумму 376 рублей 245 копейки и выставлено требование. Налоговым органом налогоплательщику исчислен налог на имущество физических лиц за 2011, 2012,2013,2014 года в сумме 1062 рублей 98 копеек, Котов Д.А. направлены уведомления. В связи с тем, что в установленный срок налог на имущество оплачен не был, на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц начислены пени на сумму 307 рублей 04 копейки, налогоплательщику выставлено требование об уплате недоимки по налогам и пени. Требование налогового органа об оплате имеющихся недоимок и пени за ответчиком не исполнено, в связи с чем истец просит суд удовлетворить иск.
В обоснование заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока для взыскания задолженности налоговый орган указывает на то, что срок взыскания задолженности, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ пропущен по уважительной причине, в частности, своевременно направить заявление о взыскании задолженности не представлялось возможным ввиду большого объема числа должников.
Административный истец не направил для участия в деле своего представителя, о дате и времени рассмотрения дела извещен, при подаче иска просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебное заседание административный ответчик Котов Д.А. не явился, извещения суда возвращены с отметкой об истечении сроков хранения (т.е. фактически в связи с неявкой адресата в отделение почтовой связи по почтовому извещению), что свидетельствует о том, что последним не были приняты меры к их получению. При таких обстоятельствах суд считает ответчика извещенным, о времени и месте рассмотрения дела.
Судом на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ определено о рассмотрении дела без участия сторон.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 17 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) предусмотрено, что Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом (п. 9 ч. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч.1). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ч.2).
В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены субъектами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 2003-1 от 09.12.1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» - плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Статьей 2 приведенного Закона к объектам налогообложения отнесен жилой дом.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что ответчик, имея в собственности транспортные средства, недвижимое имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц. В связи с тем, что налогоплательщиком в установленный законом срок транспортный налог не был оплачен, на сумму недоимки 945 рублей была начислена пеня за 2012 г., 2013 г. на сумму 376 рублей 245 копейки и выставлены требования № по состоянию на 11.12.2013 г. об уплате пени по транспортному налогу в сумме 339 рублей 58 копеек, со сроком исполнения до 07.02.2014 г., № по состоянию на 16.12.2014 г. об уплате пени по транспортному налогу в сумме 94 рублей 90 копеек, со сроком исполнения до 17.02.2015 г., направление требований в адрес ответчика подтверждается материалами дела. Налоговым органом налогоплательщику исчислен налог на имущество физических лиц за 2011, 2012,2013,2014 года в общей сумме 1062 рублей 98 копеек, Котов Д.А. направлены уведомления № об оплате в срок до 01.11.2012 г. налога на имущество физических лиц в сумме 255 рублей 43 копеек за 2011 г., № об оплате в срок до 01.11.2013 г. налога на имущество физических лиц в сумме 264 рублей 55 копеек за 2012 г., № об оплате в срок до 05.11.2014 г. налога на имущество физических лиц в сумме 265 рублей 00 копеек за 2013 г., № от 03.05.2015 г. об оплате в срок до 01.10.2015 г. налога на имущество физических лиц в сумме 278 рублей 00 копеек за 2014 г, направление уведомлений в адрес налогоплательщика подтверждается материалами дела. В связи с тем, что в установленные законом сроки налоги на имущество за указанные года Котов Д.А. оплачены не были, на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц начислены пени на сумму 307 рублей 04 копеек, налогоплательщику выставлены требования № по состоянию на 15.12.2012 г. об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени на общую сумму 360 рублей 99 копеек, со сроком исполнения до 13.02.2013 г., № по состоянию на 11.12.2013 г. об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени на общую сумму рублей 338 рублей 69 копеек, со сроком исполнения до 07.02.2014 г., № по состоянию на 16.12.2014 г. об уплате недоимки по налогам и пени на общую сумму 365 рублей 38 копеек, со сроком исполнения до 17.02.2015 г., № по состоянию на 06.11.2015 г. об уплате недоимки по налогам и пени на общую сумму 382 рубля 24 копейки, со сроком исполнения до 08.02.2016 г. Направление требований в адрес ответчика почтовой связью подтверждается материалами дела.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Исходя из положений, предусмотренных пунктом 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, поскольку общая сумма недоимки не превысила 3000 рублей, срок подачи в суд общей юрисдикции заявления о взыскании налоговым органом составляет в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, в данном случае требования №, срок исполнения которого указан 13.02.2013 г.
Из материалов дела следует, что 06.09.2016 налоговый орган обращался в Чемальский районный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Котов Д.А. пени по транспортному налогу в сумме 376 рублей 24 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 1062 рублей 98 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 307 рублей 04 копеек, тогда как шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Котов Д.А. недоимки по налогам и пени истек 13.08.2016 г., в связи с чем судом налоговому органу было отказано в выдаче судебного приказа.
14.10.2016 г. налоговый орган обратился в Чемальский районный суд с административным исковым заявлением к Котов Д.А. о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 376 рублей 24 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 1062 рублей 98 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 307 рублей 04 копеек по истечении срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени в порядке ст. 48 НК РФ.
Согласно ч.1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Доводы административного истца об уважительности пропуска срока для подачи заявления о взыскании с Котов Д.А. недоимки и пени по транспортному налогу в судебном порядке, а именно наличие большого объема должников, суд признает несостоятельными и не находит оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд.
Поскольку Управление ФНС России по <адрес> на дату первоначального обращения в суд 06.09.2016 г. с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Котов Д.А. пени по транспортному налогу в сумме 376 рублей 24 копеек за 2012 г., 2013 г., недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 1062 рублей 98 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 307 рублей 04 копеек за 2011 г., 2012 г., 2013 г., 2014г. утратило право на принудительное взыскание вышеуказанных недоимок по налогам и пени, поскольку истекли сроки принятия решения о их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ, в связи с чем, требования административного истца о взыскании с административного ответчика указанных сумм не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Управления ФНС России по <адрес> к Котов Д.А. о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 376 рублей 24 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 1062 рублей 98 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 307 рублей 04 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья Е.Н. Чорина
Мотивированное решение принято судом 14 декабря 2016 года.