Решение по делу № 2-1631/2017 от 14.04.2017

Дело 2-1631    /2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2017 года                                              г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи            Богаевской Т.С.,

при секретаре                                        Догадиной О.Г.,

с участием представителя истца         Антонова А.В.

ответчика                                               Гостевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Козловскому ФИО8 Гостевой ФИО9    третьи лица : Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя, Беспалов К.В. об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с иском к Козловскому А.И., Гостевой О.В., которым просит истребовать у ответчика земельный участок общей площадью 1000    кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.

Требования мотивированы тем, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки требованиям земельного законодательства, в частности, члены ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити», в том числе ответчик, с заявлениями о выделении земельных участков в порядке бесплатного получения в собственность не обращались, проект землеустройства на каждый земельный участок не предоставлялся, не разрабатывался и не согласовывался с органами государственной власти, решение о передаче земельного участка в собственность принято органом, который не имел полномочий на распоряжение данным земельным участком.

Представитель истца, действующий по доверенности Антонов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям, против удовлетворения встречного иска возражал.

Ответчик Гостева О.В.    исковые требования не признала, ссылаясь на то, что является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, не знала и не могла знать об обстоятельствах приобретения земельного участка первоначальным собственником, были представлены Украинские документы о праве собственности, сделка прошла государственную регистрацию, до этого удостоверена    у нотариуса.

Ответчик Козловский А.И.., привлеченный судом в качестве третьего лица Беспалов К.В., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Представитель третьего лица Правительства Севастополя в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель третьего лица Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.

Дело рассматривается в отсутствии неявившихся участников процесса.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью <адрес>" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории <адрес> в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью <адрес>.

Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1, 7, 9 статьи 27 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью <адрес> и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью <адрес> соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории <адрес>, осуществление управления в области земельных отношений.

Из положения о Департаменте по земельным и имущественным отношениям, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП последний осуществляет от имени <адрес> управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности <адрес>, и имеет право направлять заявления в суд, в случаях предусмотренных законодательством.

Судом установлено, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити» дано разрешение на разработку комплексного проекта землеустройства относительно отведения земельного участка ориентировочной площадью 20,24 га в районе мыса Лукулл в городе Севастополе.

Распоряжением СГГА -р от ДД.ММ.ГГГГ ОК «Дачно-строительному кооперативу «Статут-Сити» утвержден комплексный проект землеустройства по отведению земельных участков общей площадью 20,7134 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов дачной застройки ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити», расположенный в <адрес> южнее мыса Лук<адрес> техническая документация по землеустройству, касающаяся составления документов, подтверждающих право собственности каждого из 170 членов кооператива на земельный участок. Переданы в частную собственность 170 гражданам Украины – членам ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити» земельные участки, общей площадью 16,6749 га для индивидуального дачного строительства, расположенные в <адрес> южнее мыса Лукул, с указанием адресов, указанных в адресных справках управления градостроительства и архитектуры городской государственной администрации в соответствии с приложением.

Согласно приложения к указанному распоряжению, в списке лиц, которым передаются земельные участки в частную собственность для индивидуального дачного строительства указан ответчик Козловский А.И. которому выдан государственный акт на право собственности на спорный земельный участок серии ЯИ ДД.ММ.ГГГГ Главным Управлением Госкомзема в г. Севастополе.

По договору купли-продажи от 29.09. 2015 года, заключенному между Козловским А.И., от имени которой действовал представитель Беспалов К.В. на основании доверенности от 28.05. 2015 года, и Гостевой О.В.    спорный земельный участок продан последней за 450 245 руб., по передаточному акту спорный земельный участок передан Гостевой О.В., зарегистрировано право собственности в ЕГРПрав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.06. 2015 года.

Истец, заявляя требование об истребовании земельного участка из незаконного владения ответчика, ссылался на то, что данный земельный участок выбыл из владения <адрес> вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, находится в пользовании ответчика.

Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.

Согласно ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры, к ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ « О принятии в Российскую Федерацию <адрес> и образовании в составе Российской федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной <адрес>, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской федерации, государственных органов <адрес> или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа этого отношения.

Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории г. Севастополя установлены законом г. Севастополя от 25.07. 2014 года -ЗС « Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» ( далее закон -ЗС).

В соответствии с п.3 ст.7 Закона -ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории г. Севастополя до вступления в силу Федерального Конституционного закона -ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливается нормативно-правовым актом Правительства Севастополя.

Постановлением Правительства <адрес> от 07.08. 2014 года утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, согласно которому такими являются в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории г. Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Как следует из материалов дела право собственности Козловского А.И. на спорный земельный участок возникло на основании акта государственного органа Украины ( распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 26.02. 3010 года -р) и впоследствии 06.07. 2012 года данное право было зарегистрировано также в соответствии с законодательством Украины.

Рассматриваемый иск заявлен Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с целью защиты прав публично-правового образования путем истребования утраченного земельного участка.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты.

В соответствии с пунктами 34 и 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ » Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав» ( далее Постановление Пленума 20/22), если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, а также если имущество приобретено у лица, которое, которое не имело право его отчуждать, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301 и 301 Гражданского Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Если имущество приобретено безвозмездно у лица, которое не имело право его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях ( п.2 ст. 302 ГК РФ ).

Из материалов дела следует, что органами государственной власти Украины, действовавшими на территории г. Севастополя каких-либо действий по восстановлению права собственности на спорный земельный участок с февраля 2010 года совершено не было. Напротив, в июле 2012 года право собственности Козловского А.И. зарегистрировано в установленном порядке и ему выдан государственный акт о праве собственности на спорный земельный участок.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в период с 2010 года по март 2014 года органами государственной власти Украины, а также государственными органами г. Севастополя, в том числе Севастопольским городским Советом распоряжение Севастопольской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р не оспорено и не признано недействительным, а также не оспорена законность выдачи ответчику государственного акта о праве собственности и на спорный земельный участок.

Применительно к спорным правоотношениям, с учетом приведенных норм материального права и разъяснений по их применению следует, что сам по себе факт приобретения ответчиком спорного земельного участка на основании решения органа публично-правого образования (<адрес>) принятого с превышением компетенции установленной актами, определяющими статус этого органа при наличии зарегистрированного права собственности ответчика, подтвержденного документом, выданным государственным органом <адрес>, не может являться достаточным основанием для удовлетворения исковых требований ДИЗО.

Суд находит заслуживающими внимания также доводы ответчика Гостевой О.В. о том, что она является добросовестным приобретателем спорного земельного участка.

Согласно п.1 ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать ( добросовестный приобретатель ) то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому это имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

В соответствии с разъяснениями Пленума , в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам ст. ст. 301, 302 ГК РФ. По смыслу п. 1 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником помимо их воли. В то же время в п. п. 37,38 Указанного Постановления также разъяснено, что возмездность приобретения сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя, равно как и запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя. Конституционным судом РФ в Постановлении от 22.06. 2017 года -П конкретизировано, что действующее законодательство исходит из принципа защиты добросовестных участников гражданского оборота, проявляющих при заключении следки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность.

С учетом того, что право прежнего собственника на спорный земельный участок было зарегистрировано в установленном порядке и выдан государственный акт, процесс приобретения спорного земельного участка носил не спонтанный характер, покупателю продавцом передана техническая документация по землеустройству на спорный земельный участок, был удостоверен нотариально договор купли-продажи от 29.05. 2015 года, участок приобретен во возмездной сделке, прошедшей также государственную регистрацию,      суд приходит к выводу, что Гостева О.В. является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, в связи с чем также не подлежат удовлетворению заявленные истцом исковые требования.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Козловскому ФИО10 Гостевой ФИО11    об истребовании в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения земельного участка , площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер ранее присвоенный <данные изъяты>, целевое назначение (вид разрешенного использования) – для индивидуального дачного строительства отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судьей ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Нахимовского районного

суда города Севастополя                                                Богаевская Т.С.

2-1631/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Козловский А.И.
Гостева О.В.
Другие
Беспалов К.В.
Правительство города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Кириченко Е.В.
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
14.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2017Передача материалов судье
18.04.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2017Предварительное судебное заседание
30.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2017Судебное заседание
24.08.2017Судебное заседание
18.09.2017Судебное заседание
23.10.2017Судебное заседание
16.11.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее