Дело №а-1784/2021
29RS0008-01-2021-002670-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 августа 2021 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Ропотовой Е.В.
при секретаре Герасимовской С.В.,
с участием административного истца – старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе 3 августа 2021 года дело по административному исковому заявлению заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Котласскому муниципальному району Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального района Архангельской области об устранении нарушений законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
заместитель Котласского межрайонного прокурора обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Котласскому муниципальному району Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального района Архангельской области об устранении нарушений законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. В обоснование требований указано, что Межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России «Котласский» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по территории Котласского района Архангельской области, подъезд к дер. Посегово - дер. Новинки, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которые отражены в акте обследования автодорог ОГИБДД ОМВД России «Котласский» от 17 мая 2021 года. Установлено, что на дороге имеются многочисленные дефекты в виде просадок, отсутствует дорожный знак приоритета 2.3.3. Поэтому просит признать незаконным бездействие ответчика по осуществлению полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по территории Котласского района Архангельской области, подъезд к дер. Посегово - дер. Новинки, обязать ответчика в срок до 1 июля 2022 года организовать приведение автомобильной дороги общего пользования местного значения проходящей по территории Котласского района Архангельской области, подъезд к дер. Посегово - дер. Новинки (2-й участок в соответствии с проектом организации дорожного движения) протяженностью 510 м (идентификационный номер 11227ОПМРР227-109) в соответствие с требованиями п. 5.2.4 (таблица 5.3) ГОСТ Р 50597-2017, п.п. 5.3.1, 5.3.4 ГОСТ Р 52289-2019, статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» путем устранения многочисленных дефектов покрытия в виде просадок на проезжей части с грунтовым покрытием вышеуказанной автомобильной дороги на участке с отметки км 0 + 000 по км 0 + 500, путем установки на отметке км 0+150 м. данной автомобильной дороги дорожного знака приоритета 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», предусмотренного проектом организации дорожного движения на указанную дорогу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мигасюк А.А. требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Котласского муниципального района Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального района Архангельской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие, согласно представленным письменным пояснениям не возражает против удовлетворения административного искового заявления заместителя прокурора.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России «Котласский» в судебное заседание не явился, уведомлен своевременно.
Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив административный иск, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ст. 9 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч. - ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» Котласский район наделен статусом муниципального района с наименованием Котласский муниципальный район Архангельской области
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ (в редакции от 23 июня 2014 года) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляли решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, с 1 января 2015 года в силу внесенных изменений в законодательные акты сельское поселение не имеет полномочий по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Эти полномочия перешли к муниципальному району.
На основании п.п. 5 ч. 3 ст. 10 Устава Котласского муниципального района Архангельской области к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Подпунктом 5.3.1, 5.3.4 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержден Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-ст предусмотрено, что знаки приоритета применяют для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Знаки 2.3.1 "Пересечение с второстепенной дорогой", 2.3.2 - 2.3.7 "Примыкание второстепенной дороги" устанавливают вне населенных пунктов перед всеми перекрестками на дорогах, обозначенными знаком 2.1. Знаки не устанавливают перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление. Знаки 2.3.4 - 2.3.7 должны быть установлены, если угол между осями главной и второстепенной дорог составляет менее 60°. Знаки 2.3.1 - 2.3.7 устанавливают на расстоянии от 150 до 300 м до перекрестка.
В силу ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ГОСТы подлежат обязательному применению.
Установлено, что автомобильная дорога подъезд к дер. Посегово - дер. Новинки Котласского района Архангельской области отнесена к дорогам общего пользования местного значения Котласского муниципального района Архангельской области.
Суд также установил, что на спорном участке автомобильной дороги – подъезд к дер. Посегово - дер. Новинки имеются многочисленные дефекты в виде просадок, отсутствует дорожный знак приоритета 2.3.3.
Данные обстоятельства подтверждаются документами, представленными в дело, и не оспариваются стороной ответчика.
Выявленные в ходе обследования нарушения, установленных государственных стандартов в части содержания и обустройства вышеуказанной автомобильной дороги общего пользования местного значения подъезд к дер. Посегово - дер. Новинки, не обеспечивают соблюдение прав и законных интересов неопределенного круга, как жителей деревень, так и участников дорожного движения. Установленные нарушения способствуют возникновению дорожно-транспортного травматизма.
Принимая во внимание, что в настоящее время состояние спорного участка дороги не соответствует требованиям законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, не обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, суд приходит к выводу о допущенном со стороны административного ответчика бездействии и об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора.
Определяя срок устранения выявленных нарушений, с учетом объема и характера работ, подлежащих выполнению, необходимого времени для выделения денежных средств на их исполнение, учитывая принципы бюджетного финансирования и возможность проведения ремонтных работ в связи с природными условиями Архангельской области, суд считает предложенный истцом срок разумным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░░░ - ░░░. ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░░░ - ░░░. ░░░░░░░ (2-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ 510 ░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 11227░░░░░227-109) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.2.4 (░░░░░░░ 5.3) ░░░░ ░ 50597-2017, ░░░░░░ 12 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 1995 ░░░░ № 196-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ 0 + 000 ░░ ░░ 0 + 500;
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░░░ - ░░░. ░░░░░░░ (2-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ 510 ░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 11227░░░░░227-109) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. 5.3.1, 5.3.4 ░░░░ ░ 52289-2019, ░░░░░░ 12 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 1995 ░░░░ № 196-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ 0+150 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 2.3.3 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.