Дело № 2-67/2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Поселок Глушково 9 апреля 2018 года
Глушковский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Родионовой Л.А., при секретаре Буденной Н.А.,
с участием истца: помощника прокурора Глушковского района Курской области Борисова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Глушковского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа», Администрации МО «Глушковский район» Курской области о возложении обязанности выделить денежные средства и установить ограждение территории образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Глушковского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа», Администрации МО «Глушковский район» Курской области, в котором просит обязать Администрацию Глушковского района Курской области выделить денежные средства на установления ограждения территории МКОУ «Нижнемордокская СОШ»; обязать МКОУ «Нижнемордокская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить с северной и восточной сторон периметровое ограждение территории учреждения, указывая, что во исполнение задания прокуратуры Курской области от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Глушковского района Курской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности, профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 в учреждении с западной стороны отсутствует периметровое ограждение территории, препятствующее несанкционированному доступу посторонних лиц, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, и иных лиц, посещающих учреждение. Данные обстоятельства создают предпосылки для проникновения лиц, находящихся в состоянии алкогольного, либо наркотического опьянения, которые своим поведением могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Кроме того, отсутствие ограждения может повлечь проникновение в здание учреждения посторонних лиц, в том числе в целях совершения террористических и иных противоправных актов. Согласно п. 1.3 Устава МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа» <адрес> учредителем и собственником школы является МО «Глушковский район» Курской области, которое осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя. Обеспечение содержания зданий сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в соответствии с п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на ограждение забором школы, обязанность по финансированию работ по установлению ограждения должна быть возложена на администрацию Глушковского района за счет бюджета данного образовательного учреждения.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Борисов Н.А. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебное заседание не явились надлежащим образом уведомленные о дне, месте и времени слушания дела: представители ответчиков МКОУ «Нижнемордокская\ средняя общеобразовательная школа» - в заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие представителя школы, иск признал; Администрации Глушковского района Курской области - возражений суду не представил. Суд, с учетом ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Прокурор, на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре РФ", вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы граждан, неопределенного круга лиц, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу указанных норм, прокурор Глушковского района обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, для предупреждения причинения вреда здоровью и жизни граждан, посещающих школу, то есть действует в рамках полномочий, предоставленных ему действующим федеральным законодательством.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" введено среди других основных понятий такое понятие, как санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 утверждены санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных организациях СанПиН 2.4.2821-10, которые направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
В соответствии с п.3.1. СанПиН 2.4.2821-10 территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озелена.
Данные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно –правовой формы и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением.
Установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
В соответствии с требованиями п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии с ч.7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст.120 ГКРФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.п. 1.3,1.4 Устава МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа» <адрес> учредителем и собственником школы является МО «Глушковский район» Курской области, которое осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по содержанию зданий сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий является обязанностью не только образовательных учреждений, к которому относится и МКОУ «Нижнемордокская СОШ», но и органов местного самоуправления, к которым относится и Администрация Глушковского района Курской области, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка ограждения территории общеобразовательного учреждения.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Глушковского района Курской области было выявлено, что в нарушение в нарушение требований ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 в учреждении с западной стороны отсутствует периметровое ограждение территории, препятствующее несанкционированному доступу посторонних лиц, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, и иных лиц, посещающих учреждение.
Собственником имущества и учредителем образовательного учреждения является - муниципальное образование «Глушковский район» Курской области.
Данные обстоятельства подтверждаются решением прокурора о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ., актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ., составленном помощником прокурора <адрес> Борисовым Н.А., представлением ОМВД России по <адрес> об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением директора МКОУ «Нижнемордокская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом помощника прокурора о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая все доказательства по делу, суд находит, что исковое заявление прокурора Глушковского района является обоснованным и подлежит удовлетворению, так как допущенные МКОУ «Нижнемордокская СОШ» <адрес> и Администрацией Глушковского района Курской области нарушения законодательства РФ не обеспечивают в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Глушковского района Курской области к МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа», Администрации МО «Глушковский район» Курской области о возложении обязанности выделить денежные средства и установить ограждение территории образовательного учреждения, удовлетворить.
Обязать администрацию Глушковского района Курской области выделить денежные средства на установления ограждения территории МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа».
Обязать МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить с северной и восточной сторон периметровое ограждение территории учреждения МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: с.<адрес> <адрес> <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Л.А.Родионова