Решение по делу № 33а-2883/2021 от 24.09.2021

Дело № 33а-2883/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курган 13 октября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

председательствующего Пшеничникова Д.В.,

судей Дьяченко Ю.Л., Волосникова С.В.,

при секретаре Губиной С.А.,

с участием прокурора Поляковской И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Кетовского района Курганской области на решение Кетовского районного суда Курганской области от 30 августа 2021 г. по административному делу № 2а-1462/2021 по административному иску ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области к Гаджимустафаеву Тельману Гаджимагомедовичу об установлении административного надзора.

Заслушав доклад судьи Дьяченко Ю.Л. об обстоятельствах дела, выступление прокурора Поляковской И.В., судебная коллегия

установила:

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Гаджимустафаева Т.Г. административного надзора на срок 8 лет и применении указанных в заявлении административных ограничений.

В обоснование требований указано, что Гаджимустафаев Т.Г. осужден по части <...> статьи <...>, части <...> статьи <...>, части <...> статьи <...> Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) и за совершение двух преступлений, предусмотренных статьей <...> УК РФ, с применением части <...> статьи <...> УК РФ к <...> годам лишения свободы с дополнительным наказанием в виде ограничения свободы на срок <...> года, характеризуется отрицательно, допускает нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет 42 взыскания, 5 из которых не снято и не погашено в установленном законом порядке.

Судом постановлено решение об удовлетворении административного иска в части и об установлении в отношении Гаджимустафаева Т.Г. административного надзора на срок 8 лет за вычетом периода с момента окончания срока отбытия наказания до момента начала течения срока административного надзора с установлением административного ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства либо по месту пребывания для регистрации.

Срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки Гаджимустафаева Т.Г. на учет в органе внутренних дел по месту его жительства или пребывания.

В апелляционном представлении прокурор Кетовского района Курганской области просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование указывает, что поскольку Гаджимустафаеву Т.Г. назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы, то в силу действующего законодательства с заявлением об установлении в отношении него административного надзора может обратиться только орган внутренних дел, а исправительное учреждение таким правом не обладало.

Возражений на апелляционное представление не поступило.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Курганской области Поляковская И.В. на доводах апелляционного представления настаивала.

Гаджимустафаев Т.Г., отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области и представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте его проведения были извещены посредством направления извещения и размещения соответствующей информации на официальном сайте Курганского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что подтверждается распиской Гаджимустафаева Т.Г. и скриншотом информации по делу, об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи Гаджимустафаев Т.Г. не ходатайствовал.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку они надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания и их явка не признана обязательной.

Заслушав выступление прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит апелляционное представление обоснованным, а решение суда – подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по приговору судебной коллегии Верховного суда Республики Дагестан от 14 мая 2014 г. Гаджимустафаев Т.Г. осужден по части <...> статьи <...>, части <...> статьи <...>, части <...> статьи <...> УК РФ и за совершение двух преступлений, предусмотренных статьей <...> УК РФ, с применением части <...> статьи <...> УК РФ к лишению свободы на срок <...> лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с дополнительным наказанием в виде ограничения свободы на срок <...> года с установлением ему судом указанных в приговоре ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 53 УК РФ, а именно: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в период с 22 часов до 6 часов, не изменять места жительства или пребывания, а также не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, являться в указанный орган два раза в месяц для регистрации.

Срок отбывания Гаджимустафаевым Т.Г. основного вида наказания в виде лишения свободы истекает 14 октября 2021 г.

Суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку Гаджимустафаев Т.Г. осужден за совершение особо тяжкого преступления, поэтому за ним должен быть установлен административный надзор на срок для погашения судимости, который в соответствии со статьей 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения им преступлений) составляет 8 лет.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.

Основания и порядок установления административного надзора регулируются Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 64-ФЗ).

В силу пункта 3 части 2 статьи 3 указанного Федерального закона в отношении совершеннолетнего лица, совершившего особо тяжкое преступление, предусмотренное статьей 317 УК РФ, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, судом устанавливается административный надзор независимо от иных оснований, предусмотренных частью 3 этой же статьи.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор в отношении таких лиц устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания или при замене неотбытой части лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

В соответствии со статьей 6 этого же Федерального закона административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.

Согласно положениям пункта 2 части 1 и части 8 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона № 64-ФЗ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части лишения свободы ограничением свободы, подается в суд органом внутренних дел и не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы.

Об этом же указано в разъяснении, данном в абзаце 5 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Таким образом, согласно действующему законодательству с заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы, имеет право обращаться в суд только орган внутренних дел по месту его жительства или пребывания, а не администрация исправительного учреждения, и в срок не позднее, чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы.

Поскольку Гаджимустафаев Т.Г. осужден за совершение двух особо тяжких преступлений, предусмотренных статьей 317 УК РФ, это в силу пункта 3 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ является основанием для установления в отношении него административного надзора на срок погашения судимости.

При этом в силу положений статьи 86 УК РФ срок погашения судимости Гаджимустафаева Т.Г. по приговору от 14 мая 2014 г. подлежит исчислению после отбытия им дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

Вместе с тем, принимая во внимание, что Гаджимустафаеву Т.Г. в качестве дополнительного наказания назначено ограничение свободы на срок 2 года, к отбыванию которого Гаджимустафаев Т.Г. еще не приступил, в силу вышеприведенных положений закона администрация исправительного учреждения не имела полномочий на обращение в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении него административного надзора, поскольку с таким заявлением в суд может обратиться только орган внутренних дел по месту его жительства или пребывания в период отбывания Гаджимустафаевым Т.Г. дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

Таким образом, административное исковое заявление об установлении в отношении Гаджимустафаева Т.Г. административного надзора по настоящему делу было подано органом, которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом № 64-ФЗ такое право не предоставлено, что не было учтено судом первой инстанции при судебном разбирательстве дела.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если оно подано в защиту публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

В соответствии с пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В силу вышеприведенных норм, учитывая, что административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении осужденного, который не начал отбывать дополнительное наказание в виде ограничения свободы, подано исправительным учреждением, которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом № 64-ФЗ такое право не предоставлено, решение суда в связи с неправильным применением норм процессуального права не может быть признано законным и на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кетовского районного суда Курганской области от 30 августа 2021 г. отменить, производство по административному делу прекратить.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Кетовский районный суд Курганской области.

В полном объеме апелляционное определение изготовлено 13 октября 2021 г.

Председательствующий

Судьи

33а-2883/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области
Прокурор Кетовского района
Ответчики
гаджимустафаев тельман гаджимагомедович
Суд
Курганский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
27.09.2021Передача дела судье
13.10.2021Судебное заседание
13.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2021Передано в экспедицию
13.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее