дело № 2а-242/2021
УИД 34RS0011-01-2021-000623-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск
Волгоградская область 17 мая 2021 г.
Ленинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Н.В.,
при секретаре Крамской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по <адрес> к Саенко ФИО5 о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате транспортного налога и пени, указав в обоснование заявленных требований, что ФИО1 состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № по <адрес>. Межрайонная инспекция ФНС России № по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам. Мировым судьей судебного участка №<адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 4664 руб. и пени в размере 60 руб. 75 коп. Определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменён в связи с подачей ответчиком возражений.
Налогоплательщик ФИО1, согласно данным регистрирующих органов является собственником транспортных средств: Mazda 6, государственный номер У141СМ34, дата регистрации владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ГАЗ 3302-40430А (98,2), государственный номер О862ТТ34, дата регистрации владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ВАЗ 21140, государственный номер К473ВК34, дата регистрации владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Налогоплательщику заказной корреспонденцией выставлено и направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени, указанные требования ответчиком не исполнено, налог не уплачен, в связи с чем, просит суд взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 4664 рубля и пени в размере 60 рублей 75 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № по <адрес> не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания дела судом уведомлена надлежащим образом, о чём в материалах дела имеется почтовое уведомление. В письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ указывает на непризнание исковых требований по тем основаниям, что автомобиль Mazda 6, 2006 г. выпуска с 2010 г. находится в угоне, на автомобиль ГАЗ 3302, 2003 года выпуска в 2009 г. ею была выдана доверенность ФИО4 на право продажи, на автомобиль ВАЗ 21140, 2006 года выпуска, в 2014 году ею было отправлено заявление в ГИБДД <адрес> об утилизации данного транспортного средства.
Учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, поэтому суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие (часть 7 статьи 150 КАС РФ).
Суд, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
Руководствуясь ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
В соответствии с ч.6 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Суд, изучив предоставленные административным истцом письменные доказательства, письменные возражения административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные законом налоги.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В силу ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам в порядке, установленном НК РФ.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по транспортному налогу являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения по транспортному налогу.
Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным техническим характеристикам (статья 38 Налогового кодекса Российской Федерации) и объект зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в спорный период) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации). ������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52 и пунктом 4 статьи 397 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Согласно частей 1 - 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> (ИНН №), на её имя зарегистрированы следующие транспортные средства: Mazda 6, государственный номер У141СМ34, дата регистрации владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ГАЗ 3302-40430А (98,2), государственный номер О862ТТ34, дата регистрации владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ВАЗ 21140, государственный номер К473ВК34, дата регистрации владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
По состоянию на дату подачи иска за ФИО1 имеется задолженность по уплате налога и начислена пени за несвоевременную уплату налога, а именно: задолженность по транспортному налогу в размере 4664 рубля 00 копеек, пени в размере 60 рублей 75 копеек.
Налоговое уведомление № с расшифровкой налога, ответчиком не исполнено.
В связи с тем, что в установленные сроки данные налоги уплачены не были, ответчику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Однако ФИО1 в срок, указанный в требованиях № обязанность по уплате налога и пени не исполнил.
Определением мирового судьи судебный приказ о взыскании с ФИО1 транспортного налога и пени отменен.
Между тем в исковом заявлении административный истец представил подробные сведения о периодах и размере задолженности.
Как указано выше, по состоянию на дату подачи иска за ФИО1 имелась задолженность по уплате транспортного налога и пени за несвоевременную уплату налога.
До настоящего времени требование налоговой инспекции административным ответчиком не исполнено, доказательств погашения вышеуказанной задолженности ФИО1 не представлено.
Согласно ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Учитывая, что судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, шестимесячный срок истцом не пропущен.
Возражения административного ответчика ФИО1 от том, что он не является плательщиком транспортного налога, ввиду того, что автомобилями не владеет суд признает несостоятельными и не принимает их во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Из буквального смысла приведенного положения статьи 357 Налогового кодекса РФ следует, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от наличия договора купли-продажи и фактического владения транспортным средством иным лицом.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О.
Так в пункте 2 указанного Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О содержится вывод о том, что Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1267-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О и др.).
Согласно сведений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, полученных из ОГИБДД ГУМВД России по <адрес>, представленных административным ответчиком ФИО1, за ФИО1 зарегистрированы указанные в административном иске транспортные средства, более того, из указанного сообщения следует, что согласно Федеральной информационной системе Государственной инспекции безопасности дорожного движения РФ на транспортные средства: Mazda 6, 2006 года выпуска, государственный номер У141СМ34, ГАЗ 302, 2003 года выпуска, государственный номер О862ТТ34 и ВАЗ 21140, 2006 года выпуска, государственный номер К473ВК34 судебными органами наложены ограничения в виде запрета на производство регистрационных действий.
Соответственно действия налогового органа по начислению транспортного налога и последующее направление уведомления и требования об уплате ФИО1 транспортного налога являются законными и обоснованными.
Учитывая, что у ФИО1 имеется задолженность по уплате транспортного налога и пени, судья считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, взыскав с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> недоимку за 2018 год по транспортному налогу в размере 4664 рубля 00 копеек, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 60 рублей 75 копеек.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что административный истец в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ был освобожден от уплаты госпошлины при подаче удовлетворенного судом иска, государственная пошлина в размере 400 рублей подлежит взысканию с административного ответчика.