Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
при секретаре Дудыревой М.Г.,
с участием истца ФИО4,
представителей истцов адвоката Кельн О.Ю., действующей по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизел гражданское дело по иску Дьяковой А. Н., Дьяковой М. А. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились с иском в суд к ответчику об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района включить Дьякову М. А. и Дьякову А. Н., проживающих по адресу: <адрес>, в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и выделить Дьяковой М. А. и Дьяковой А. Н. социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, мотивируя свои требования тем, что семь проживает и зарегистрирована в квартире по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ года. Дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ году, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его физический износ составил № %, был обследован, согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ», признан подверженным вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Северная» и выключен в список ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. На момент ликвидации шахты «Северная», в апреле 1998 года, истцы проживали и были зарегистрированы в квартире по <адрес>, жилое помещение является единственным местом их проживания, иного жилья они не имеют, согласно имеющимся у ответчика спискам, жильцы дома подлежат переселению.
В судебное заседание истицы Дьякова М.А. не явилась, надлежащим образом извещена о дне слушания дела, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и о допуске в судебное заседание в качестве ее представителя адвоката Кельн О.Ю., на исковых требованиях настаивает.
В судебном заседании истица ФИО4, настаивая на исковых требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что квартира по <адрес> была предоставлена по ордеру в ДД.ММ.ГГГГ году ее отцу ФИО1, хотя семья проживала в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года. В ордер были включены: ее отец, ее мать Дьякова М. А., истица, ее брат ФИО2. В ДД.ММ.ГГГГ году брат снялся с регистрационного учета, женился на ФИО3, прописался в квартире предоставленной ее родителям по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году брат с семьей уехал на постоянное место жительства в <адрес>, где проживает до настоящего времени в жилом помещении родителей жены. Имеется ли у него доля в праве собственности на квартиру, ей не известно. ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец. После его смерти в наследство в виде денежных средств вступила ее мать. <...>
Представитель истцов адвокат Кельн О.Ю. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении и ее доверительницей в судебном заседании, поддержала.
Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. исковые требования в части включения истиц в Список на переселение признала, в части выделения семье Дьяковых социальной выплаты не признает, пояснила, что право истиц на получение социальной выплаты по приведенным им доводам не оспаривает, но Администрация не может предоставить семье Дьяковых социальную выплату, так как финансирование по Программе, предусмотренное на 2014 год, в настоящее время освоено, средства федерального бюджета по данному направлению на 2015-2016 годы не предусмотрены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также указал, что формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат являются исключительным правом органов местного самоуправления - получателя бюджетных средств, то есть, Администрации Кизеловского муниципального района Пермского края.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Как установлено судом и следует из материалов дела, квартира по <адрес> была предоставлена ФИО1 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного <адрес> на семью в составе: ФИО1, <...> Дьякова М. А., <...> Дьякова А. Н., <...> ФИО2 (л.д. 38).
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 13).
ФИО2 снялся с регистрационного учета по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
На основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ нанимателем жилого помещения по <адрес>, находящегося в муниципальной собственности Шахтинского сельского поселения, является истица Дьякова М. А., в качестве члена ее семьи в квартиру вселена ее дочь Дьякова А. Н. (л.д. 15-17).
Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ года, жилое дом по <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Северная», в результате которых здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д. 45-46).
Указанное заключение не оспаривается представителем ответчика.
По приказу АООТ по добыче угля «Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года на основании решения Совета директоров от 26.02.1998 года № 4 шахта «Северная» ликвидирована с 17.04.1998 года (л.д. 39).
По сведениям паспортиста, Дьякова М.А. зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Дьякова А.Н.- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 12).
Согласно сведениям Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» истицы собственниками недвижимости не числятся, в приватизации не участвовали (л.д. 14), права на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ними не зарегистрированы (л.д. 18-19). По сведениям нотариуса Кизеловского нотариального округа после смерти ФИО1 в наследство вступила его жена Дьякова М.А., наследственное имущество заключается в правах на денежные средства, хранящиеся во вкладах в банках, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство (л.д. 28).
Таким образом, истицы не обеспечены иным жилым помещением, доказательств обратного суду не представлено.
Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция Российской Федерации ( статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты (п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза). Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. Как следует из вышеуказанных нормативных актов, социальная выплата предоставляется на семью.
Истцы просят предоставить им социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья в связи с тем, что дом, в котором они зарегистрированы и проживали на момент ликвидации шахты «Северная» был признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В список на переселение они не включены.
Суд считает, что Дьякову М.А. и Дьякову А.Н. следует включить в Список на переселение, поскольку на момент ликвидации шахты «Северная», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, они проживали и были зарегистрированы по адресу: <адрес>, в доме, который в установленном порядке признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу, были вселены в жилое помещение до ликвидации организации угольной промышленности в качестве членов семьи нанимателя, в настоящее время истица Дьякова М.А. стала нанимателем квартиры, а истица Дьякова А.Н. является членом ее семьи, сохраняют регистрацию и проживают на жилой площади до настоящего времени, иного жилья не имеют, истцы имеют право на получение социальной выплаты.
Обстоятельство того, что в настоящее время Администрации Кизеловского муниципального района не выделяются денежные средства для реализации Программы, не может послужить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку правовые акты, предписывающие завершение переселения граждан из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и подлежащем сносу, до настоящего времени не приняты.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам. Суд считает, что семья Дьяковых вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать им в переселении.
Истцам следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения на семью, состоящую из двух человек с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из двух человек 42 кв.метра. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Таким образом, суд удовлетворяет требования истцов, их следует включить в Список семей, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел.
Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Дьякову А. Н., Дьякову М. А. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату Дьяковой М. А. и Дьяковой А. Н. на семью, состоящую из двух человек: Дьякова М. А.. Дьякова А. Н., для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Верно. Судья Т.В.Митракова
Секретарь М.Г. Дудырева