...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Антощук Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 13 августа 2019 года дело по иску Омелиной В.Ф., Омелина С.П., Омелина А.С. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
Захаров И.А., действуя в интересах Омелиной В.Ф., Омелина С.П., Омелина А.С., обратился с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить Омелиной В.Ф. на состав семьи ... благоустроенное жилое помещение взамен принадлежащей им на праве собственности ..., признанного аварийным и подлежим сносу.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласилась.
Истцы отсутствовали, судебные извещения, направленные в их адрес, возвращены в суд с отметкой «об истечении срока хранения», что в силу статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ является надлежащим извещением стороны по делу.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ... с ** ** ** находится в общей долевой собственности Омелиной В.Ф. и Омелина А.С. (по ...).
В указанном жилом помещении также зарегистрирован Омелин С.П.
Заключением межведомственной комиссии от ** ** ** ... признан непригодным для постоянного проживания.
На основании заключения межведомственной комиссии от ** ** ** №..., постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Этим же постановлением определен срок до ... года для принятия мер по расселению граждан, проживающих в МКД.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп по правилам статьи 32 ЖК РФ.
Предоставление жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу и включением его в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, в связи с чем при его предоставлении следует учитывать положения статьи 89 ЖК РФ.
В ходе рассмотрения дела установлено, что многоквартирный жилой ... региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, указано, что при разрешении вопроса о возможности возложения на орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения обязанности предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другого пригодного для проживания жилого помещения на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в подпункте «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Согласно указанным разъяснениям, в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Таким образом, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для начала процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 ЖК РФ, без соблюдения которой решение об изъятии жилого помещения принято быть не может. При этом, установление срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока по расселению граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Омелиной В.Ф. и Омелину А.Ф. администрацией МО ГО «Сыктывкар» направлено требование от ** ** ** о сносе многоквартирного ... в срок до ** ** **.
Следовательно, на момент обращения истцов с настоящим иском установленный собственникам срок для сноса спорного дома не истек.
Решение об изъятии земельного участка и жилого помещения администрацией МО ГО «Сыктывкар» не принималось, и, соответственно, соглашений о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, либо соглашений о выкупе, не заключалось.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время основания для удовлетворения требований истцов о предоставлении им жилого помещения взамен признанного непригодным отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Омелиной В.Ф., Омелину С.П., Омелину А.С. в удовлетворении требований к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
...
Председательствующий О.Л. Саенко