Решение по делу № 2а-7004/2020 от 25.09.2020

Дело № 2а-7004/2020

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                                               17 ноября 2020 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Жижина А.А.,

при секретаре Побережной А.А.,

с участием представителя административного истца АО «ТПАТП » Филиппова А.И.,

представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в Тюменской области Митрясовой А.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие » к Государственной инспекции труда в Тюменской области о признании незаконными и отмене пункта 3 предписания Государственной инспекции труда в Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ,

    У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие » (далее АО «ТПАТП ») обратилось в суд с административным исковым заявлением признании незаконным и отмене частично предписания от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в Тюменской области. В обоснование иска указало, что в соответствии с вышеуказанным предписанием пунктом 3 на АО «ТПАТП » возложены обязанности: устранить нарушение ст. 57 ТК РФ – включить в трудовой договор с Хорсовым А.Н., Филенковой К.А., Вороженцевой Н.Н., Новопашиным А.А. условия труда на рабочем месте (опасный производственный фактор). Административный истец полагает вынесенное предписание в данной части незаконным, поскольку карты СОУТ работников, в отношении которых проведена проверка, не содержат условия труда класса, в связи с чем данные сведения не могли быть внесены в трудовые договоры.

Представитель административного истца Филиппов А.И., в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Митрясова А.С., в судебном заседании с административным иском не согласилась, просила отказать в удовлетворении его требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованные лица Хорсов А.Н., Филенкова К.А., Вороженцева Н.Н., Новопашин А.А., в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Согласно положений п. 12 ч. 4 ст. ФЗ № 294 особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Порядок организации и проведения проверок работодателей государственными инспекторами труда установлен статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации.

Названной статьей установлено, что государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения проверки АО «ТПАТП » вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 3 предписания на АО «ТПАТП » возложены обязанности: устранить нарушение ст. 57 ТК РФ – включить в трудовой договор с Хорсовым А.Н., Филенковой К.А., Вороженцевой Н.Н., Новопашиным А.А. условия труда на рабочем месте (опасный производственный фактор).

    Исходя из положений части 2 статьи 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

    Согласно ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

    В силу ст. 56 ТК РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

    Статьей 57 ТК РФ установлены обязательные для включения в трудовой договор условия, к которым, в частности, относится условия труда на рабочем месте (абз. 9 ч. 2 ст. 57абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

    По смыслу ч. 2 ст. 209 ТК РФ, понятие "условия труда" объединяет совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, которые влияют на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с п. 33 типового положения, утвержденного приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: а) выявление опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков.

Таким образом, поскольку вредный и опасный факторы являются производственными факторами, в своей совокупности они образуют условия труда.

Что в свою очередь, требует обязательного указания вредных и опасных факторов производственной среды в трудовом договоре, помимо сведений о присвоенном классе и подклассе условий труда.

Отсутствие указанной информации свидетельствует о нарушении трудовых прав работников на получение информации о безопасности условий их труда, в рамках рисков по занимаемым ими должностям, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

    Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Акционерного общества «Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие » к Государственной инспекции труда в Тюменской области о признании незаконными и отмене пункта 3 предписания Государственной инспекции труда в Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течениемесяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачиапелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение составлено 27 ноября 2020 года.

Судья                                                                         А.А. Жижин

2а-7004/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
АО ТПАП №1
Ответчики
ГИТ ТО
Суд
Центральный районный суд г. Тюмень
Судья
Жижин А.А.
Дело на странице суда
centralny.tum.sudrf.ru
25.09.2020Регистрация административного искового заявления
28.09.2020Передача материалов судье
29.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2020Подготовка дела (собеседование)
19.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
17.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее