Судья Самойлова Е.В. Дело № 33-7011/2018
Учет № 070г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 апреля 2018 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Мелихова А.В. и Сахиповой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Глейдман А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани Бадертдиновой Л.Г. на решение Московского районного суда г. Казани от 22 января 2018 года, которым постановлено:
иск Хусаинова Р.Р. удовлетворить частично.
Включить Хусаинову Р.Р. в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, следующие периоды работы в Ремонтно-строительном управлении АО «Казанское моторостроительное производственное объединение»: с 25.08.1982 г. по 03.12.1984 г. в должности мастера, с 26.12.1984 г. по 02.01.1989 г. в должности прораба, с 03.01.1989 г. по 31.08.1989 г. в должности мастера, с 01.09.1989 г. по 31.12.1991 г. в должности прораба.
В удовлетворении остальной части иска Хусаинову Р.Р. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Хусаинова Р.Р. и его представителей Сибагатуллина А.Д. и Максутова Э.М., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Хусаинов Р.Р. обратился с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии.
В обоснование своих требований истец указал, что 25 сентября 2017 года он подал в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи достижением возраста 56 лет и наличием стажа, необходимого для назначения указанной пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста. Однако решением ответчика в назначении досрочной пенсии ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа.
С данным отказом истец не согласен, считает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не включены периоды его работы в АО «Казанское моторостроительное производственное объединение» с 25 августа 1982 года по 3 декабря 1984 года в качестве мастера, с 26 декабря 1984 года по 3 января 1984 года в качестве производителя работ, с 3 января 1989 года по 1 сентября 1989 года в качестве мастера, с 1 сентября 1989 года по 1 октября 1992 года в качестве производителя работ, с 1 октября 1992 года по 1 марта 1998 года в качестве старшего производителя работ, с 1 марта 1998 года по 19 июля 2004 года в качестве начальника участка. По изложенным основаниям, уточнив свои требования, Хусаинов Р.Р. просил суд возложить на ответчика обязанность по включению приведенных выше периодов работы в его специальный стаж и назначению ему досрочной пенсии по старости со дня обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика в суд не явился, в представленном отзыве с иском не согласился.
Представитель третьего лица АО «Казанское моторостроительное производственное объединение» в суд не явился, в предыдущем судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на отсутствие у истца права на досрочное пенсионное обеспечение по заявленным основаниям.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с постановленным по делу решением в части удовлетворения заявленных истцом требований, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и возражениях на исковое заявление, указывается на отсутствие правовых оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, спорных периодов работы, поскольку материалами дела не подтверждается работа истца в тяжелых условиях труда, предусмотренных Списком № 2. Также обращается внимание на то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением суда Хусаинову Р.Р. было отказано в удовлетворении исковых требований к работодателю о возложении обязанности по выдаче справке, подтверждающей льготный характер его работы в спорные периоды времени, что не получило должной правовой оценки при разрешении настоящего спора.
Представителем истца Хусаинова Р.Р. – Сибагатуллиным А.Д. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика, в которых указывается на необоснованность изложенных в ней доводов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Истец и его представители с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд также не явился.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 2 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено, что 25 сентября 2017 года Хусаинов Р.Р., <дата> года рождения, обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда.
Решением ответчика от 1 ноября 2017 года № 1104118/17 в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 10 лет. При этом вышеприведенные периоды работы в специальный стаж истца ответчиком включены не были.
Разрешая спор, суд, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу о доказанности осуществления истцом трудовой деятельности в АО «Казанское моторостроительное производственное объединение» с 25 августа 1982 года по 3 декабря 1984 года в качестве мастера, с 26 декабря 1984 года по 3 января 1984 года в качестве производителя работ, с 3 января 1989 года по 1 сентября 1989 года в качестве мастера, с 1 сентября 1989 года по 1 октября 1992 года в качестве производителя работ, с 1 октября 1992 года по 31 декабря 1991 года в качестве старшего производителя работ в условиях труда, предусмотренных Списком № 2, в связи с чем возложил на пенсионный орган обязанность по включению этих периодов в стаж на соответствующих видах работ.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя указанные законоположения Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Подпунктом «б» пункта 1 этого постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда – Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а также Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», – для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в подразделе ХХХVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусмотрены должности мастера строительных и монтажных работ (2290000б-23419) и производителя работ (прораба) (2290000б-24441).
В соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались мастера (десятники) и прорабы (раздел XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций»).
Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н (далее – Порядок).
Из пункта 4 Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).
Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрена необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, а также порядок и условия его подтверждения.
Как следует из записей в трудовой книжке истца, а также других представленных документов, 25 августа 1982 года был принят на работу в РСУ Казанского моторостроительного производственного объединения мастером, 3 декабря 1984 года уволен в связи с призывом на военную службу, 26 декабря 1984 года восстановлен в качестве прораба, 3 января 1989 года в связи с переводом на новые условия оплаты труда переведен мастером, 1 сентября 1989 года назначен прорабом РСУ, 1 октября 1992 года – старшим производителем работ РСУ, 1 мая 1994 года в связи с переходом на новые условия оплаты труда назначен старшим прорабом РСУ 10-го разряда, 1 марта 1998 года переведен в РСУ начальником участка 11-го разряда, 1 мая 2003 года назначен начальником участка 10-го разряда и 19 июля 2004 года уволен по собственному желанию.
При этом осуществление в истцом в оспариваемые ответчиком периоды деятельности в условиях труда, предусмотренных упомянутыми выше Списками № 2, работодателем в установленном порядке не подтверждено. Более того, на обращение истца АО «Казанское моторостроительное производственное объединение» своим письмом от 17 октября 2017 года № 47-0/1580 отказало ему в выдаче льготной справки, ссылаясь на отсутствие соответствующих оснований.
Необходимо отметить, что ранее истец уже обращался в суд с иском к работодателю с требованием о выдаче упомянутой выше справки за спорные периоды работы. Решением Авиастроительного районного суда г. Казани от 27 декабря 2010 года, оставленным в силе кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан то 31 января 2011 года, в удовлетворении указанных исковых требований Хусаинова Р.Р. было отказано.
При указанных обстоятельствах, а также принимая во внимание, что занятость истца на работах по осуществлению строительства зданий, сооружений и других предусмотренных Списками № 2 объектов в ходе рассмотрения дела подтверждена не была, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
С учетом приведенной мотивации постановленное судом решение в части включения в стаж Хусаинова Р.Р., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов его работы в АО «Казанское моторостроительное производственное объединение» с 25 августа 1982 года по 3 декабря 1984 года в качестве мастера, с 26 декабря 1984 года по 3 января 1984 года в качестве производителя работ, с 3 января 1989 года по 1 сентября 1989 года в качестве мастера, с 1 сентября 1989 года по 1 октября 1992 года в качестве производителя работ, с 1 октября 1992 года по 31 декабря 1991 года в качестве старшего производителя работ судебной коллегией отменяется и принимается новое – об отказе в удовлетворении данных требований.
Кроме того, в соответствии с требованиями, закрепленными в статьях 98, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с истца в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани подлежит взысканию 3 000 рублей в возмещение уплаченной ответчиком при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Московского районного суда г. Казани от 22 января 2018 года по данному делу в части включения в стаж Хусаинова Рашата Рашидовича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов его работы в АО «Казанское моторостроительное производственное объединение» с 25 августа 1982 года по 3 декабря 1984 года в качестве мастера, с 26 декабря 1984 года по 3 января 1984 года в качестве производителя работ, с 3 января 1989 года по 1 сентября 1989 года в качестве мастера, с 1 сентября 1989 года по 1 октября 1992 года в качестве производителя работ, с 1 октября 1992 года по 31 декабря 1991 года в качестве старшего производителя работ отменить и принять по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Хусаинова Рашата Рашидовича в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани 3 000 рублей в возврат уплаченной при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи