Решение по делу № 2-2888/2024 от 12.09.2024

КОПИЯ

УИД: 89RS0-22

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

                

11 октября 2024 г. <адрес> ЯНАО     

Ноябрьский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Мизиновой Л.Ю.,

секретаря судебного заседания      ФИО11,

с участием: старшего помощника прокурора ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов ФИО4 ФИО9 кызы, ФИО2 ФИО9 оглы к Администрации <адрес>, департаменту имущественных отношений Администрации <адрес> о признании незаконным постановления, восстановлении на учете граждан, имеющих право на предоставление земельного участка,

у с т а н о в и л:

прокурор <адрес>, действующий в защиту интересов несовершеннолетних ФИО4кызы, 2006г.р., ФИО2оглы, 2010г.р., обратился в суд с вышеназванным иском к Администрации <адрес>, департаменту имущественных отношений Администрации <адрес> о признании незаконным постановления от 04.05.2023г. № П-780 о несоответствии о семьи ФИО14 условиям предоставления земельного участка в собственность бесплатно и снятии с учёта граждан, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, имеющих трех и более детей, имеющих право на предоставление в собственность земельного участка бесплатно с даты подачи заявления -04.06.2012г.

В обоснование исковых требований указано, что многодетная семья ФИО14 была поставлена на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства. До настоящего времени земельный участок семье не предоставлен. Постановлением Администрации <адрес> от 04.05.2023г. № П-780 семья истцов снята с учета на основании ч.3 статьи 7 Закона Ямало - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в <адрес>", в связи с достижением ФИО7 оглы, ФИО14 Г.А. кызы возраста 23 лет на момент проведения перерегистрации. Считая данный приказ незаконным, нарушающим права и интересы истцов, прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском.

    В судебном заседании истцы, третьи лица, участия не принимали, о рассмотрении дела извещены.

    Старший помощник прокурора <адрес> ФИО12 в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить по тем же основаниям, а также в связи с тем, что семья истцов имеет право на первоочередное обеспечение земельным участком, поскольку несовершеннолетний ФИО2 оглы относится к категории «ребенок-инвалид».

    Представитель ответчиков Администрации <адрес> и департамента имущественных отношений Администрации <адрес> ФИО13 в судебном заседании 10.10.2024г. с иском не согласился, указав на соответствие принятого Администрацией города постановления Закону Ямало - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в <адрес>". С 2012г. земельных участков, пригодных для предоставления истца не имелось и не имеется в настоящее время.

    В соответствии со статей 167 ГПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.     

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее -Закон ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется в случаях:

предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по месту постоянного проживания на территории автономного округа гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, и не реализовавшим право на получение социальной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, указанное в части 2 статьи 7-1 данного Закона;

предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства, или огородничества по месту постоянного проживания на территории автономного округа гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и не реализовавшим право на получение социальной выплаты, указанное в части 2 статьи 7-1 настоящего Закона, др.

Право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи возникает у граждан, имеющих трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 18 лет, детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак ( ч.3 статьи 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО).

В силу части 13 статьи 7-2 этого же Закона органы муниципальных округов, городских округов ежегодно, в период с 01 января по 01 апреля, проводят перерегистрацию заявителей, состоящих на учете граждан, за исключением заявителей, указанных в пунктах 5, 6 части 1 статьи 7 данного Закона.

Основанием для принятия решения о снятии с учета граждан является в том числе несоответствие граждан условиям, установленным абзацем первым части 3 статьи 7 настоящего Закона, выявленное по результатам проведения перерегистрации, указанной в части 13 статьи 7-2 настоящего Закона ( п.12 ст.7-3 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО).

В силу абз. 2 ч. 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать названному Кодексу.

В соответствии с ч. 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Согласно подп. 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Субъект Российской Федерации, предусматривая право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 29 января 2004 года N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).

    В соответствии со статьей 7 Устава (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.1998г. на территории автономного округа признаются, соблюдаются и защищаются все права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией Российской Федерации.

Согласно статье 57 Устава (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.1998г. в соответствии с Конституцией Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты автономного округа не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия федеральным конституционным законам, федеральным законам положений указанных актов действуют положения федерального конституционного закона, федерального закона.

    В силу статьи 72 Устава (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.1998г. органы государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, предоставляют отдельным категориям граждан в пользование жилые помещения жилищного фонда автономного округа, а также субсидии в целях улучшения их жилищных условий, стимулируют жилищное строительство в автономном округе, осуществляют иные меры, направленные на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.

    Судом установлено, что на основании заявления от 04.06.2012г. семья ФИО14 в составе: ФИО6кызы,ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО5 оглы,ДД.ММ.ГГГГ., ФИО7оглы, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО14 Г.А. кызы, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО4 кызы, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО2 оглы, ДД.ММ.ГГГГ.р., была поставлена на учет граждан, имеющих трех и более детей и право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес> (л.д. 21).

Однако, до настоящего времени (более 12 лет) ни земельный участок, ни социальный выплата семье ФИО14 предоставлены не были.

    Многодетная семья ФИО14 с 2012г. ежегодно проходила перерегистрацию, подтверждая свое право состоять на учете граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>.

    Нарушений порядка перерегистрации ФИО14 не допущено.

    Постановлением Администрации <адрес> от 04.05.2023г. №П-780 «О несоответствии заявителей условиям предоставления земельного участка в собственность бесплатно и о снятии с учета», многодетная семья ФИО14 снята с учета граждан, имеющих право бесплатного предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования <адрес>, в связи с несоответствием условиям, установленным абз. 1 ч. 3 статьи 7 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в <адрес>», а именно: в связи с достижением ФИО7 оглы, ФИО14 Г.А. кызы возраста 23 лет. (л.д. 20).

Вместе с тем, достижение ребенком в многодетной семье 18\23- летнего возраста ко дню предоставления земельного участка многодетным семьям, поставленным на учет в соответствии с положениями Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗАО, но по не зависящим от них причинам, не реализовавшим право на его получение, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеназванной меры социальной поддержки.

Вышеуказанная норма закона субъекта о возможности снятия гражданина с учета и отказа в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка (в случае достижения детьми совершеннолетнего возраста), несмотря на соответствие граждан при постановке на такой учет предъявляемым законом требованиям, не соответствует федеральному законодательству, исходя из того, что право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями гарантировано федеральным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Отсутствие в законодательстве Ямало-Ненецкого автономного округа ограничения сроков, в пределах которых многодетной семье должен быть предоставлен земельный участок, создает ситуацию при которой последствием неисполнения обязательств, принятых на себя государством, сроки исполнения которых не установлены, является прекращение этого обязательства и прав истцов на получение гарантированного законом земельного участка, что не может быть признано соответствующим закону.

Кроме того, согласно ч.6 статьи 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО в первоочередном порядке земельные участки для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, или садоводства предоставляются в собственность бесплатно гражданам в случаях, указанных в пунктах 1, 3 части 1 настоящей статьи, при условии наличия у этих граждан детей-инвалидов.

Как установлено в судебном заседании, несовершеннолетний ФИО2 оглы, 2010 г.р., является ребенком–инвалидом, соответственно семья ФИО14 имеет право на первоочередное предоставление земельного участка.

    В силу пунктов 2.3.8, 2.3.9 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N П-590 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>", департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет мероприятия по постановке на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно и полномочия по предоставлению социальных выплат взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории муниципального образования <адрес>.

С учетом установленных обстоятельств и подлежащих применению норм права, требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    иск прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов ФИО4 ФИО9 кызы, ФИО2 ФИО9 оглы - удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации г.Ноябрьска от 04.05.2023г. №П-780 о несоответствии семьи ФИО14 условиям предоставления земельного участка в собственность бесплатно и о снятии с учета.

Возложить на Администрацию <адрес>, в лице департамента имущественных отношений Администрации <адрес>, обязанность восстановить многодетную семью в составе ФИО17, ФИО18, ФИО7 ФИО9 оглы, ФИО3 ФИО9 кызы, ФИО4 Ады кызы, ФИО2 ФИО9 оглы на учете граждан, имеющих трех и более детей, с целью предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес> с даты подачи заявления - 04.06.2012 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления через Ноябрьский городской суд.

Решение принято в окончательной форме 22.10.2024г.

Судья (подпись)

Подлинник решения хранится в Ноябрьском городском суде в деле № 2-2888-2024.

2-2888/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
прокурор г.Ноябрьск (в интересах несовершен-их Аббасовой З.А.к. и Аббасова М.А.о.)
Ответчики
Департамент имущественных отношений МО г.Ноябрьск
Аббасова Эльнара Ариф кызы
Администрация г.Ноябрьск
Другие
Дадашова (Аббасова) Гюльнара Ади кызы
Аббасов Самид Ади оглы
Аббасов Ади Гамид оглы
Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа
Информация скрыта
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Мизинова Любовь Юрьевна
Дело на странице суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
12.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2024Передача материалов судье
18.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2024Судебное заседание
11.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее