Именем Российской Федерации
16 мая 2017 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Рыбаковой М.И.,
при секретаре Пашковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новочеркасска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту ЖКХ и благоустройства Администрации <адрес>, третье лицо – ОГИБДД МУ МВД РФ «Новочеркасское» об обязании обеспечить организацию уличного освещения в вечернее и ночное время суток,
установил:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском, в котором указал, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки уровня безопасности дорожного движения при перевозке школьников в период <дата>, снижения аварийности с участием школьных автобусов. В ходе проверки были выявлены дефекты дорожного полотна, отсутствие дорожных знаков, наружного освещения, тротуаров, неудовлетворительное состояние обочины по ходу движения маршрутов двух, имеющихся в городе школьных автобусов. В соответствии с Постановлением Администрации <адрес> от <дата> № с <дата> создано МКУ Департамент ЖКХ и благоустройства <адрес>, основной целью и предметом деятельности которого является решение вопросов местного значения и достижения социальных целей в области дорожного хозяйства и тд. Согласно пп.<дата>,.<дата> устава МКУ Департамент ЖКХ и благоустройства <адрес>, являющимся приложением к постановлению Администрации <адрес> от <дата> № с <дата>, в обязанности вышеуказанного учреждения входит организация содержания автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных инженерных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог в границах города, а также содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения, тротуаров и пешеходных дорожек и тд. <дата> старшим помощником прокурора <адрес> Соколовым М.В. с привлечением в качестве специалиста государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России «Новочеркасское» старшего лейтенанта полиции Попова И.Е. проведено обследование участка автомобильной дороги, являющегося частью маршрута школьного автобуса от МБОУ СОШ № до <адрес> в <адрес> по <адрес> в <адрес> на предмет соответствия ГОСТу Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В соответствии с п. 4.6.1 ГОСТа, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение – в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Вместе с тем, визуальным осмотром, фотографированием установлено, что по пер. Одесский от <адрес> до <адрес> в <адрес> отсутствует наружное освещение. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств, а также на безопасность дорожного движения.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие МКУ Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства <адрес> по необеспечению надлежащего уличного освещения на территории <адрес>. Обязать МКУ Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства т Новочеркасска обеспечить организацию уличного освещения в вечернее и ночное время суток пер. Одесский от <адрес> до <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-93.
В судебном заседании помощник прокурора – Дворниченко С.П. настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований, по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель МКУ Департамента ЖКХ и благоустройства <адрес> Жидкова А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представитель ОГИБДД МУ МВД РФ «Новочеркасское» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае исковое заявление прокурором города предъявляется в интересах неопределенного круга лиц, поскольку определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой <адрес> совместно с представителями МУ МВД России «Новочеркасское» проведена проверка уровня безопасности дорожного движения при перевозке школьников в период 2016-2017 учебного года, снижения аварийности с участием школьных автобусов.
Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Ст. 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Ст. 38 Конституции РФ установлено, что детство находится под защитой государства.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от <дата> №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 17 Федерального вышеуказанного закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
Частью 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Ст. 24 ФЗ от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закрепляет, что граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам.
П.5 ч.1 ст. 33 Устава <адрес> установлено, что Администрация города под руководством Мэра организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно требованиям п.1.1 и п.1.2 Постановления Администрации <адрес> от <дата> N 2160 "Об организации специальных (школьных) перевозок обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях <адрес>" настоящее положение определяет основные требования по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересов обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях <адрес> и их родителей (законных представителей) при осуществлении специальных (школьных) перевозок автобусным транспортом.
Настоящее положение предусматривает принятие необходимых мер по разработке и утверждению в городе Новочеркасске программ (планов) по приведению улично-дорожной сети вокруг школ (в том числе внутридворовых дорог и площадок) и по маршрутам следования школьных автобусов по автомобильным дорогам <адрес> в надлежащее состояние.
П. 2.1 и 2.3 Постановления определено, что Регулярные специальные (школьные) маршруты открываются в соответствии с постановлениями Администрации города при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность. Проведение оценки соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения при Администрации города.
Постановлением Администрации <адрес> от <дата> № с <дата> создано МКУ Департамент ЖКХ и благоустройства <адрес>, основной целью и предметом деятельности которого является решение вопросов местного значения и достижения социальных целей в области дорожного хозяйства и тд.
Согласно пп.<дата>,.<дата> устава МКУ Департамент ЖКХ и благоустройства <адрес>, являющимся приложением к постановлению Администрации <адрес> от <дата> № с <дата>, в обязанности вышеуказанного учреждения входит организация содержания автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных инженерных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог в границах города, а также содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения, тротуаров и пешеходных дорожек и тд.
В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» в городах и поселках должно быть искусственное освещение в вечернее и ночное время.
Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц содержатся в Своде правил 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Госстандарта РФ от <дата> № включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение- в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п.4.6.1); доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п.4.6.3); допускается частичное (до 50 %) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях- менее 50 ед./ч. (п.4.6.4).
Пунктом 8.8.1 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от <дата> № «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах рекомендуется освещать в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией муниципального образования. Обязанность по освещению данных объектов следует возлагать на их собственников или уполномоченных собственником лиц.
В п. 4 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено понятие противодействия терроризму- деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.
Профилактика терроризма - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Борьбой с терроризмом признается деятельность органов государственной власти по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта.
<дата> старшим помощником прокурора <адрес> Соколовым М.В. с привлечением в качестве специалиста государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России «Новочеркасское» Попова И.Е. проведено обследование участка автомобильной дороги, являющегося частью маршрута школьного автобуса от МБОУ СОШ № до <адрес> в <адрес> <адрес> на предмет соответствия ГОСТу Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В соответствии с п.4.6.1 ГОСТ Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение- в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
Вместе с тем, визуальным осмотром, фотографированием установлено, что по пер. Одесский от <адрес> до <адрес> в <адрес> отсутствует наружное освещение.
Таким образом, в результате бездействия должностных лиц право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам и улицам города нарушено, следовательно, не предпринимаются соответствующие меры, направленные на устранение условий, которые могут способствовать совершению террористических актов.
При этом, отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств, а также на безопасность дорожного движения, что ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд считает исковые требования Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку обеспечение организации уличного освещения требует определенного периода времени, суд на основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ полагает необходимым установить трехмесячный срок для исполнения ответчиком решения суда, со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░50597-93 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.