УИД 91RS0010-01-2024-000004-29
дело №12-230/2024
Р Е Ш Е Н И Е
16 мая 2024 года город Симферополь
Судья Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым Цыкуренко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Акционерного общества «Крымский содовый завод» Коваленко А.С. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Худяковой Галины Анатольевны №10-82-175-П от 26.12.2023 г. о привлечении АО «Крымский содовый завод» к административной ответственности по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ,-
у с т а н о в и л :
В Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым поступили материалы по жалобе представителя АО «Крымский содовый завод» Коваленко А.С. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Худяковой Галины Анатольевны №10-82-175-П от 26.12.2023 г. о назначении административного наказания в отношении юридического лица - АО «Крымский содовый завод» по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ.
В жалобе представитель АО «Крымский содовый завод» Коваленко А.С просит изменить постановление № 10-82-175-П от 26.12.2023 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Худяковой Галины Анатольевны о признании АО «СЗ» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, путем исключения из него таких нарушений: сокрытия, умышленном искажении или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, указывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию - отраженного в протоколе от 12.12.2023 №10-82-179-П по ст. 8.5 КоАП РФ; исполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение - отраженного в протоколе от 12.12.2023 г. № 10-82-174-П по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ. Прекратить производство по указанным нарушениям отраженным в протоколах №10-82-179-П и 10-82-174-П на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы жалобы мотивированы тем, что АО «Крымский содовый завод» не согласно с постановлением в части сокрытия, умышленном искажении или несвоевременное сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов ши иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию(протокол от 12.12.2023 № 10-82-179-П по ст. 8.5 КоАП РФ), неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение (протокол от 12.12.2023 № 10-82-174-П по ч. 7. ст. 8.2 КоАП РФ).
Своё несогласие с указанными нарушениями АО «СЗ» выражало на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем свидетельствуют соответствующие отметки в протоколах в которых зафиксированы нарушения № 10-82-179-П и № 10-82-174-П. а также в представленных возражениях на протокол об административном правонарушении № 10-82-179-п от 26.12.2023 № 04-03-27/12259 и Ходатайстве о прекращении производства по протоколу № 10-82-174- П от 26.12.2023 № 04-03-27/12256.
Позиция АО «СЗ» заключалась в отсутствии вины АО «СЗ» в указанных выше нарушениях, следовательно отсутствие субъективной стороны, т.е. отсутствие одного из признаков вменяемых административных правонарушений, что в результате не образует их состав, что в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства.
Представители АО «Крымский содовый завод» в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить, также представлены дополнительные пояснения.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материал дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно п.8 ч.2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с решением Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 18.09.2023 года № 10-ВП-П-270, с 09.10.2023 года по 22.11.2023 года проведена плановая выездная проверка АО «Крымский содовый завод. В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий рассмотрена представленная АО «Крымский содовый завод» документация, а также проведено комплексное обследование зданий, сооружений и иных объектов на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Выездная проверка проведена по адресу: Республика Крым, г. Красноперекопск, ул. Проектная, д. 1, Республика Крым, г. Красноперекопск, ул. Проектная, д. 1 а, код объекта - 35-0291-001825-П. По итогам проверки составлен Акт от 22.11.2023 года № 10-82-36-П.
АО «СЗ» представлен разработанный и утвержденный в 2018 г. отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по объекту негативного воздействия на окружающую среду 35-0291-001825-П - основная промышленная площадка расположенная по адресу Республика Крым, г. Красноперекопск, ул. Проектная, д. 1.
В ходе выполненной инвентаризации источников загрязнения атмосферы на территории промышленной площадки выявлено 219 источников загрязнения атмосферного воздуха, 156 организованных и 63 неорганизованных источников.
26 декабря 2023 года в Республика Крым г. Симферополь, ул. Кечкеметская 198 при рассмотрении Протоколов об административном правонарушении от 12 декабря 2023 № 10-82-171-П по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, № 10-82-172-П по ст. 7.6 КоАП РФ, № 10-82-173-П по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, № 10-82-174-П по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, № 10-82-175-П по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, № 10-82-176-П по ч. 1 ст. 8.50 КоАП РФ, № 10-82- 177-П по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, № 10-82-178-П по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, № 10-82-179-П по ст. 8.5 КоАП РФ, № 10-82-180-П по ст. 8.1 КоАП РФ составленных: старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и городу Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Худяковой Галиной Анатольевной; государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главным специалистом - экспертом отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и городу Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязановой Татьяной Евгеньевной; государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом - экспертом отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и городу Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Медведевым Андреем Аркадьевичем; государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом - экспертом отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и городу Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Нетецким Александром Сергеевичем в отношении юридического лица акционерного общества «Крымский содовый завод» (далее по тексту - АО «Крымский содовый завод, АО «СЗ») и материалов дел, установлено следующее.
Определением от 12.12.2023 года указанные выше дела были объединены в одно производство.
Установлены следующие нарушения АО «Крымский содовый завод»:
- несоблюдения экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства (протокол от 12.12.2023 № 10-82-180-П по ст. 8.1 КоАП РФ);
- неисполнения обязанностей по утверждению в установленном порядке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (протокол от 12.12.2023 № 10-82-176-П по ч. 1, ст. 8.50 КоАП РФ);
- нарушения условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух ши вредное физическое воздействие на него (протокол от 12.12.2023 № 10-82-177-П по ч. 2, ст. 8.21 КоАП РФ);
- нарушения правил эксплуатации, оборудования ши аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования ши аппаратуры протокол от № 10-82-178-П по ч. 3, ст. 8.21 КоАП РФ);
- сокрытия, умышленном искажении ши несвоевременное сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды липами, обязанными сообщать такую информацию (протокол от 12.12.2023 № 10-82-179-П по ст. 8.5 КоАП РФ);
- невыполнения требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование ши реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы (протокол от 12.12.2023 № 10-82-171-П по ч. 1, ст. 8.4 КоАП РФ);
- самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий (протокол от 12.12.2023 № 10-82-172-П по ст. 7.6 КоАП РФ);
- несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления (протокол от 12.12.2023 № 10-82-173-П по ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ);
- неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение (протокол от 12.12.2023 № 10-82-174-П по ч. 7, ст. 8.2 КоАП РФ);
- неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду (протокол от 12.12.2023 № 10-82-175-П по ч. 11, ст. 8.2 КоАП РФ).
АО «Крымский содовый завод» в жалобе приводит доводы о несогласии с обжалуемым постановлением в части отсутствия состава административного правонарушения в части сокрытия, умышленном искажении или несвоевременное сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов ши иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию(протокол от 12.12.2023 № 10-82-179-П по ст. 8.5 КоАП РФ), и в части неисполнения обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение (протокол от 12.12.2023 № 10-82-174-П по ч. 7. ст. 8.2 КоАП РФ), исходя из следующего.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ состава административного правонарушения выражается в действие или бездействие лиц, в том числе и юридических лиц, состоящее в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Так, АО «Крымский содовый завод» в декларации НВОС не отражен факт образования и размещения в ОРО отхода «осадок при отстаивании сточных вод производства кальценированной соды и природных рассолов аммиачным способом». Вместо него отображено движение по отходу «отходы производства карбоната натрия (соды кальценированной)» с кодом ВККО 3 12 531 00 00 0, что привело к искажению представленной экологической информации и существенному занижению суммы платы за размещение отходов за 2022г.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды", требования в области охраны окружающей среды (предъявляемые к хозяйственной или иной деятельности, обязательные условия, ограничения и их совокупность), установлены законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, среди которых, в том числе, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха (ч. 1 ст. 30 ФЗ-7)
Статьей 11 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Пунктом 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, должностное лицо административного органа пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «Содовый завод» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом приказом Минприроды России от 30.09.2011г. №792 отходы производства карбоната натрия (соды кальцинированной) с кодом ВККО 3 12 531 00 00 0 не установлены, в декларации НВОС не отражен факт образования и размещения в ОРО отхода «осадок при отстаивании сточных вод производства кальцинированной соды и природных рассолов аммиачным способом».
В части нарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 Ко АП РФ, судом установлено, что АО «Содовый завод» не разработаны и не утверждены в установленном законом порядке нормативы образования и лимиты на размещение, что является нарушением п.2 ст.18 Федерального закона №89-ФЗ, приказа Минприроды РФ от 08.12.2020г. №1029.
Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 указанной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункты 1, 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В силу положений статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Процесс паспортизации отходов первоначально был регламентирован договором с ООО «ЭКО ЦЕНТР» от №910001305-4600016868 на подтверждение отнесения отхода «твердые отходы содового производства», не внесенного в ФККО, принадлежащего к группе 3 12 531 00 00 0 Отходы производства карбоната натрия (соды кальцинированной), к конкретному классу опасности и сопровождение документов с целью включения отхода в ФККО. Проведены исследования количественного (химического) состава отобранных проб отхода. На основании результатов испытаний проб отхода проведен расчет класса опасности отхода. Оформлена заявка через «Модуль ГКО» Государственной информационной системы ПТК Госконтроль 23.01.2019 г.
Так, АО «Крымский содовый завод выполнены следующие действия:
- пакет документов на бумажном носителе направлен в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (Заявление о предложении включения и подтверждении отнесения отходов, не включенных в ФККО, конкретному классу опасности от 24.01.2019 г. № 04-03/11). Получено письмо от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 26.03.2019 г. № 4197/24-17 (вх.№ 1146 от 01.04.2019) о соответствии класса опасности вида отходов заявленному классу опасности и направлении в Росприроднадзор предложения о включении данного вида отхода в ФККО.
- направлено письмо в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования от 19.09.2019 г. № 04-03-27/8721 о стадии рассмотрения предложения по включению отхода «Отходы производства карбоната натрия (соды кальцинированной) (осадок (шлам) отстаивания стоков производства карбоната натрия (соды кальцинированной))» в ФККО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования. Согласно ответу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (письмо от 04.10.2019 №АА-10-01-32/27455), что срок и периодичность включения видов отходов в ФККО не установлены.
- направлено письмо в Министерство природных ресурсов и экологии РФ от 18.11.2019 №04- 03-27/11112 о переносе срока выполнения плана действий («дорожной карты») в связи с не включением отхода в ФККО.
- направлено письмо в Департамент химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России от 18.12.2019 №04-03-27/13075 с просьбой о помощи и содействии по включению отхода в ФККО. Получен ответ Минпромторга России от 30.01.2020 №6146/13 (приложение № 10) о том, что предложения о включении вида отходов в ФККО в Росприроднадзор не поступали.
- направлено письмо в Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19.02.2020 №04-03-27/2031 по вопросу включения отхода в ФККО.
- направлено письмо в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования от 19.02.2020 г. №04-03-27/2032 по вопросу включения отхода в ФККО. Получен ответ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от № А А-10-01 - 32/7548 (приложение № 13) о том, что проект приказа Росприроднадзора «О внесении изменений в Федеральный классифицированный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242» предусматривает пополнение ФККО отходом АО «СЗ» и данный проект приказа проходит процедуру согласования в установленном законом порядке.
- подано Заявление о переоформления лицензии от 25.02.2020 № 04-03-27/2363 в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора. Получено Решение о принятии документов к рассмотрению от 03.03.2020 №РМ- 09-3781. Получено Уведомление от 08.04.2020 №КС-09-5872 (вх. от 15.04.2020 №1625) Южного межрегионального управления Росприроднадзора «Об отказе в переоформлении лицензии ПАО «СЗ».
- направлено письмо в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора от 28.04.2020 № 04-08/4865 с просьбой пояснить, на каком основании было отказано в переоформлении лицензии.
- направлено письмо в Министерство промышленной политики Республики Крым от 07.05.2020 № 04-03-27/5022 с просьбой о помощи и содействии по включению отхода в ФККО.
- направлено письмо в Совет министров Республики Крым от 19.05.2020 №04-03- 27/5539 о невыполнении п. 3.9 «дорожной карты» в связи с невключением отхода в ФККО.
- направлено письмо в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования от 17.06.2020 г. №04-03-27/6590 о невыполнении п. 3.9 «дорожной карты» в связи с не включением отхода в ФККО. Получен ответ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.07.2020 № АА-10-01-32/20946 о том, что ранее ответ на аналогичное обращение направлялся письмом от 11.03.2020 №АА-10-01-32/7548 (приложение № 13) (проект приказа предусматривает пополнение ФККО отходом АО «СЗ» и данный проект приказа проходит процедуру согласования в установленном законом порядке). Получен ответ Южного межрегионального управления Росприроднадзора №КС-09-9961 с рекомендацией подать заявление на переоформление лицензии после вступления в силу изменений в ФККО.
- направлено письмо в Министерство промышленности и торговли РФ от 18.06.2020 № 04-03-27/6649 о содействии по включению отхода в ФККО. Получен ответ Минпромторга России от 17.07.2020 № ИМ-50162/13, адресованное в Минприроды России, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с просьбой рассмотреть письмо АО «СЗ» в возможно короткий срок и обеспечить исполнения пункта 1 протокола №5-ИМ/13 («Просить Росприроднадзор завершить рассмотрение в регламентные сроки заявление ПАО «Крымский содовый завод» от 24 января 2019 г. № 04- 03/11 о предложении включения и подтверждении отнесения отходов, не включенных в ФККО, к конкретному классу опасности»),
- направлено письмо от 19.06.2020 № 04-03-27/6703 в Министерство юстиции РФ с просьбой сообщить, когда будет зарегистрирован и опубликован приказ Росприроднадзора «О внесении изменений в Федеральный классифицированный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242». Получен ответ Минюста России от 23.07.2020 №01-82921/20 о том, что нормативный правовой акт (Приказ) Росприроднадзора, которым вносятся изменения в ФККО, на государственную регистрацию в Минюст России не поступал. Приказ «О внесении изменения в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242», в который вошел отход «Осадок при отстаивании сточных вод производства кальцинированной соды из природных рассолов аммиачным способом» (код по ФККО 3 12 531 82 39 4, был подписан 29.03.2021 (№149), зарегистрирован в Минюсте России 07.07.2021 (№64159). После опубликования указанного Приказа был разработан паспорт отхода. После этого начался процесс получения Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для «нового» отхода.
В связи с внесением основного отхода производства «Осадок при отстаивании сточных вод производства кальцинированной соды из природных рассолов аммиачным способом» (код по ФККО 3 12 531 00 00 0) - Приказ Росприроднадзора от 29.03.2021 №149 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242», заключено дополнительное соглашение №4 от 01.11.2021 к договору №910002262/4600018666 от 09.12.2019 с ООО «ЭКО ЦЕНТР» для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) и сопровождения утверждения НООЛР в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым. После разработки ПНООЛР и заключения необходимых для его согласования договоров, дополнительных соглашений и спецификаций, было подано заявление от 14.06.2022 №04-03- 27/7487 (вх.№22884 от 15.06.2022) 21.06.2022 получено письмо №22884/1 (приложение № 31) о необходимости доработки материалов по заявлению в связи с тем, что полигон ТКО г. Красноперекопска, который находится на балансе Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «Жилищно-эксплуатационное объединение» (далее - МУП «ЖЭО») не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) и в Перечень объектов размещения ТКО на территории Республики Крым (далее - Перечень).
Согласно ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и Территориальной схемой. В 2018 году Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым провело конкурс по выбору регионального оператора и по его итогам подписало Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Крым с ГУП РК «Крымэкоресурсы» (постановление Правительства РФ от 05.09.2016 №881).
Таким образом, АО «СЗ» все ТКО предприятия передаются согласно требованиям статьи 24 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон 89-ФЗ) Региональному оператору по обращению с ТКО ГУП РК «Крымэкоресурсы» (далее - Региональный оператор) на основе договорных отношений.
АО «СЗ» письмом от 04.07.2022 №04-03-27/8273 обратилось к Министру жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым с просьбой оказать содействие по скорейшему внесению полигона твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) г. Красноперекопска в далее- ГРОРО и в Перечень, либо внести изменения в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Крым (далее - Территориальная схема) (приложение №34).
АО «СЗ» письмом от 06.07.2022 v№04-03-27/8434 обратилось в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым с просьбой согласовать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в той форме, которая была подана (заявление от 14.06.2022 №04-03-27/7487 (приложение № 30), либо дать рекомендации по устранению замечаний к проекту.
По итогам рассмотрения письма от 06.07.2022 №04-03-27/8434 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым письмом от 18.08.2022 №9039/17.1-16 направило АО «СЗ» копию отказа в утверждении НООЛР, где указана причина отказа - полигон МУП «ЖЭО» не включен в ГРОРО и в Перечень.
Отделом охраны окружающей среды АО «СЗ» были направлены письма в администрацию г.Красноперекопска (№04-03-27/9297 от 02.08.2022 и в МУП «ЖЭО» (№04-03- 27/10266 от 01.09.2022, на которые получен ответ от МУП «ЖЭО» 29.09.2022 №2831, согласно которого МУП «ЖЭО» сообщает, что также направлял письма в адрес Минприроды РК, МинЖКХ РК и администрации г. Красноперекопска с просьбой оказать содействие во включении Красноперекопского полигона ТКО в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Кроме этого, АО «СЗ» направило письмо в ГУП РК «Крымэкоресурсы» от 30.09.2022 №04-03- 27/11262 для получения официального ответа по предложенной стратегии.
Так как сопровождением согласования и утверждения НООЛР по договору занимается ООО «ЭКО ЦЕНТР», АО «СЗ» направило письмо от 30.09.2022 №04-03-27/11250 с просьбой предоставить рекомендации АО «СЗ» для дальнейших действий и разработки совместной стратегии в решении проблемного вопроса. Был получен ответ (письмо ООО «ЭКО ЦЕНТР» №СМФ-1022-854 с рекомендациями по вопросу обращаться в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым и Совет министров Республики Крым.
- направлено письмо в адрес Минприроды Крыма №04-03-27/11797, на которое был получен ответ (исх. № от 08.11.2022 №9039/17.1-16/1/1, что единственным решением является внесение полигона ТКО г.Красноперекопска в ГРОРО.
Письмо МинЖКХ РК от 26.12.2022 №14802/02-07/1, ответ на запрос от АО «Русский водород», содержит информацию о том, что процесс внесения полигона ТКО г. Красноперекопска ведется.
АО «СЗ» в письмах от 30.12.2022 №04-03-27/14425 и от 09.03.2023 №04- 03-27 2132 в адрес МинЖКХ РК просит ускорить процесс и уведомить о результатах. Ответ поступил 15.04.2023 (письмо МинЖКХ РК от 14.04.2023 №3227/02-11/7, который не содержал никакой конкретной информации.
АО «СЗ» стали инициаторами проведения расширенного совещания при Минпромполитики РК по вопросу включения полигона ТКО г.Красноперекопска в ГРОРО (письмо АО СЗ от 16.03.2023 №04-03-27/2430.
Письмо АО СЗ от 24.05.2023 №04-03-27/5072 в адрес МинПромПолитики РК с жалобой на бездействие органов, ответственных за принятие решений по включению полигона ТКО г.Красноперекопска в ГРОРО.
- направлено письма в адреса МинЖКХ РК (письмо АО СЗ от 20.09.2023 №04-03-27/8901, МинПромПолитики РК (письмо АО СЗ от 20.09.2023 №04-03-27/8902, Главы администрации г.Красноперекопска (письмо АО СЗ №04-03-27/8903 с просьбой об информировании и содействии в решении вопроса.
Отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО либо в Перечне являлось единственным основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. По имеющейся в Минприроды Крыма информации, на сегодняшний день вышеуказанный объект размещения отходов не включен в ГРОРО либо в Перечень. Таким образом, утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в случае размещения твердых коммунальных отходов на полигоне ТКО г. Красноперекопска не представляется возможным.
На основании выше изложенного, учитывая выясненные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности отсутствует обязательного элемента состава административного правонарушения субъективной стороны правонарушения – вины АО «Содового завода» в совершении административного правонарушения, выразившегося в неразработке и неутверждении в установленном законом порядке нормативов образования и лимитов на размещение отходов.
В связи с чем, постановление № 10-82-175-П от 26.12.2023 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Худяковой Галины Анатольевны о признании АО «СЗ» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит изменению, путем исключения в части неисполнения обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение - отраженного в протоколе от 12.12.2023 г. № 10-82-174-П по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ, производство по делу в данной части прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, -
р е ш и л :
Жалобу Акционерного общества «Крымский содовый завод» удовлетворить частично.
Изменить постановление № 10-82-175-П от 26.12.2023 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Худяковой Галины Анатольевны о признании АО «СЗ» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, путем исключения из мотивировочной части указания на неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение - отраженного в протоколе от 12.12.2023 г. № 10-82-174-П по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ, производство по делу в данной части прекратить.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья А.С. Цыкуренко