Дело № 2-5419/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
19 сентября 2018 года гражданское дело по иску и.о. Прокурора Княжпогостского района в интересах Бикеева М.К. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственной жилищной субсидии, о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата с датой принятия на учет 19.04.2013 г.,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Прокурора Княжпогостского района в интересах Бикеева М.К. обратился в суд с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.:
-о признании за Бикеевым М.К. права на получение государственного сертификата - жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;
- о возложении на Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми обязанности по выдаче Бикееву М.К. жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с учетом даты постановки на учет 19.04.2013 г.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленный иск, представитель ответчика полагала заявленный иск подлежащим оставлению без удовлетворения. Администрация МО МР «Княжпогостский» в судебное заседание своего представителя не направила, в отзыве полагала заявленный иск подлежащим удовлетворению. Иные участники процесса в суд не явились, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Бикеев М.К., ** ** ** с ** ** ** зарегистрирован в ..., в период с ** ** **. осуществлял трудовую деятельность в ... ... районе, с ** ** ** является инвалидом ..., с ** ** ** является получателем пенсии по старости.
При назначении пенсии истцу учтен стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью более 20 лет.
19.04.2013 г. истец обратился в Администрацию МО МР «Княжпогостский» с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «инвалиды».
Постановлением Администрации МО МР «Княжпогостский» от ** ** ** г. № ... Бикеев М.К. поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за счет средств федерального бюджета с 19.04.2013 г. с составом семьи ... человек.
Постановление Администрации МО МР «Княжпогостский» от ** ** ** г. № ... не отменено, незаконным не признано.
Бикеев М.К. в собственности жилых помещений не имеет.
Бикеев М.К. обратился в Администрацию МО МР «Княжпогостский» с заявлением о предоставлении ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилья. 04.05.2018 г. Минстрой Республики Коми уведомил Администрацию МО МР «Княжпогостский» и истца о том, что он не имеет права на получение государственного жилищного сертификата, прибыл в районы Крайнего севера после 01.01.1992 г., отсутствие необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, необходимых документов.
Минстрой Республики Коми также указал на отсутствие у истца права состоять на учете с 19.03.2013 г., ссылаясь на то, что истец проживает на территории МО МР «Княжпогостский», который отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, лишь 01.04.1992, в связи с чем Бикеев М.К. не считается прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992, а также стаж его работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, подлежит учету лишь с 01.04.1992, в связи с чем, у истца на 19.04.2013 г. отсутствовал 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
На основании ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указом Президента РФ от 24.01.1992 № 46 «О неотложных мерах по стабилизации экономики и развитию социальной сферы Коми ССР» внесены изменения в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029: с 1 апреля 1992 г. Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский районы отнесены к районам Крайнего Севера, город Сыктывкар, Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Усть-Вымский, Усть-Куломский районы отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
С учетом общего правила о действии нормативных правовых актов во времени и применении к отношениям, возникшим после введения их в действие, именно с 01.04.1992 Княжпогостский район отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Из трудовой книжки истца следует, что он осуществляла трудовую деятельность на территории Княжпогостского района Республики Коми с 12.06.1957 года по 12.05.1993 г., с ** ** ** г. истец является получателем пенсии. При выходе на пенсию был учтен стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах, поскольку в силу прямого указания закона для инвалидов I и II групп и пенсионеров учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности, на момент принятия истца на учет 19.04.2013 г. стаж его работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составил более 15 лет..
Доводы ответчика, о том, что Бикеев М.К. не считается прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992, несостоятельны, поскольку по своему содержанию понятие лица, прибывшего в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, не идентично понятию лица, проживающего в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Как установлено судом, истец проживал на территории Княжпогостского района Республики Коми до 01.01.1992 и проживает до настоящего времени. То обстоятельство, что Княжпогостский район Республики Коми был отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, после 01.01.1992, не свидетельствует о том, что истец прибыл в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, после 01.01.1992 и не может служить основанием к умалению прав истца на получение жилищной субсидии.
Учитывая изложенное, суд считает требования истца к ответчику о признании права на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требования о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с п.п. «ж» п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, для получения сертификата гражданин - участник основного мероприятия представляет, в том числе, заявления-рапорта о выдаче государственного жилищного сертификата, копии всех страниц паспорта, выписок из ЕГРП и.. .
Доводы ответчика о непредставлении истцом необходимого пакета документов не могут явиться основанием к отказу в удовлетворения заявленного иска. В материалах учетного дела, представленного Администрацией МР «Княжпогостский» имеется заявление (рапорт), копия паспорта Бикеева М.К. Согласие на обработку персональных данных Бикеевым М.К. не отзывалось.
14.03.2018 г. Минстрой направил письмо руководителю МО МР «Княжпогосткий» об организации работы полного пакета документов в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Ненадлежащее оформление полного пакета документов администрацией МО МР «Княжпогостский», на которое ссылается ответчик, не может явиться основание к отказу истцу в выдаче государственного жилищного сертификата.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Бикеевым М.К. право на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»
Обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми выдать Бикееву М.К. государственный жилищный сертификат за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с учетом даты постановки на учет 19.04.2013 г.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья О.С. Некрасова