№2-2465/2021
№58RS0018-01-2021-005881-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2021 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составе
председательствующего судьи Егоровой И.Б.
при помощнике Шалдыбине Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочкаревой Ю.В. к администрации города Пензы и Управлению муниципального имущества города Пензы о признании права собственности на нежилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Бочкарева Ю.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с названным иском, в котором просит признать за ней право собственности на нежилое помещение с кадастровым Номер площадью 515,7 кв.м. по адресу: Адрес .
В обоснование заявленного иска истец указал, что на основании договора купли-продажи (нежилого) складского помещения от 1 октября 1996 года, свидетельства о государственной регистрации права собственности №58 КР 788877 от 16 января 2001 года, собственником нежилого здания – склад, кадастровый Номер , площадь 515,7 кв.м., лит. ИЗ, по адресу: Адрес , является ООО «Производственно-спортивный центр «Простор». Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым Номер , находящемся в аренде у ООО ПСЦ «Простор» на основании договора аренды земельного участка под объектом недвижимости №32/19 от 28 мая 2019 года.
Истец Бочкарева Ю.В. являлась учредителем указанного общества и единственным его участником с долей в уставном капитале 100%, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Истец указывает, что 29 июня 2021 года ООО ПСЦ «Простор» прекратило свою деятельность в связи с исключением из ЕГРЮЛ как фактически прекратившее деятельность на основании ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Информация о предстоящей ликвидации юридического лица была размещена в Вестнике государственной регистрации (часть 2 №8 (827) от 03.03.2021/8588). Кредиторы и задолженность по налогам и сборам отсутствовали. Юридическое лицо ликвидировано.
Истец полагает, что право собственности на оставшееся имущество общества, исключенного из ЕГРЮЛ, после расчета с кредиторами, передается его участникам.
Уставом ООО ПСЦ «Простор» предусмотрено, что имущество ликвидированного общества подлежит распределению между его участниками пропорционально размеру доли в уставном капитале.
В настоящее время создалась неопределенность в принадлежности объекта недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым Номер , площадью 515,7 кв.м. По адресу: Адрес , право собственности на которое зарегистрировано за несуществующим юридическим лицом.
Истец Бочкарева Ю.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца Бочкаревой Ю.В. – Максимова О.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации города Пензы – Голов М.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал, что администрация города Пензы является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору.
Представитель ответчика Управления муниципального имущества города Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы дел правоустанавливающих документов, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ООО «Производственно-спортивный центр «Простор» на основании договора купли-продажи (нежилого) складского помещения от 1 октября 1996 года принадлежит нежилое (складское) помещение, расположенное по адресу: Адрес , площадью 515,7 кв.м. (л.д.132-133,135).
Указанное нежилое помещение расположено на земельном участке по адресу: Адрес , с кадастровым Номер . Согласно договору аренды земельного участка под объектом недвижимости №32/19 от 28 мая 2019 года данный земельный участок передан на условиях аренды. Договор заключен на срок 49 лет с 28 мая 2019 года по 27 мая 2068 года (л.д.142-144).
Судом также установлено, что ООО Производственно-спортивный центр «Простор» зарегистрированное как юридическое лицо 1 ноября 2002 года, прекратило деятельность 29 июня 2021 года на основании записи ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.35-46).
Как следует из данной выписки, истец Бочкарева Ю.В. являлась директором и единственным учредителем ООО ПСЦ «Простор», расположенного по адресу: Адрес .
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.) (ст. 419 ГК РФ).
В силу положений п. 1 ст. 67 ГК РФ участник хозяйственного товарищества или общества наряду с правами, предусмотренными для участников корпораций пунктом 1 статьи 65.2 настоящего Кодекса, также вправе получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Пунктом 8 ст. 63 ГК РФ предусмотрено, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.
Специальная процедура прекращения деятельности юридического лица установлена ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в отношении фактически прекративших свою деятельность юридических лиц.
В соответствии с положениями п. 1 указанной статьи такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном вышеназванным Федеральным законом.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 58 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Из смысла указанных правовых норм следует, что право собственности на оставшееся имущество общества, исключенного из ЕГРЮЛ, после расчета с кредиторами передается его участникам.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Обращаясь в суд с иском, истец указывает, что требование о признании права собственности на имущество обусловлено необходимостью устранения неопределенности в принадлежности объекта недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано за несуществующим субъектом.
При вынесении решения по спору суд учитывает, что при ликвидации общества по решению налогового органа, а не в порядке, предусмотренном ст.ст. 62, 63 ГК РФ, участник такого общества может быть лишен возможности заявить о своих правах на оставшееся после ликвидации юридического лица имущество каким-либо способом иначе как заявив требование о признании права собственности на данное имущество. Следовательно, исключение общества из ЕГРЮЛ не препятствует регистрации права собственности на оставшееся после его ликвидации имущество.
Участники юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность и исключенного из ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не могут быть лишены гарантий, предусмотренных п. 8 ст. 63, п. 1 ст. 67 ГК РФ, п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 58 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Поскольку юридическое лицо ООО ПСЦ «Простор» исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, кредиторская задолженность у данного общества отсутствует, Бочкарева Ю.В. как единственный учредитель (участник) ООО ПСЦ «Простор» имеет право на получение в собственность имущества данного общества.
В соответствии с п. 2.1 Положения об Управлении муниципального имущества г. Пензы, утвержденного постановлением администрации г. Пензы от 16 сентября 2019 года №1775, целями деятельности Управления являются организация работы по эффективному использованию и управлению муниципальной собственностью города Пензы.
Управление муниципального имущества города Пензы осуществляет полномочия, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Пензы, в соответствии с федеральными законами, законами Пензенской области и решениями Пензенской городской Думы (п. 2.2.1 Положения); осуществляет мероприятия по приему в муниципальную собственность выморочного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.2.6 Положения).
Пунктом 1.8 Положения предусмотрено, что Управление вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности по входящим в его компетенцию вопросам, выступать истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с указанными нормами закона муниципальное образование город Пенза в лице Управления муниципального имущества города Пензы, с учетом ликвидации юридического лица, является надлежащим ответчиком по данному спору.
Учитывая изложенное, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования Бочкаревой Ю.В. к Управлению муниципального имущества города Пензы о признании права собственности на нежилое помещение.
Исковые требования Бочкаревой Ю.В. к администрации города Пензы подлежат оставлению без удовлетворения как заявленные к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ , ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ , ░░░░░░░░ 515,7 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░