Решение по делу № 2-12/2021 от 10.09.2020

Дело /номер/

70RS0/номер/-46

РешениеИменем Российской Федерации

1 февраля 2021 года                        /адрес/

Зырянский районный суд /адрес/ в составе:

председательствующего судьи Вельтмандера А.Т.,

при секретаре Винокуровой М.Ю.,

с участием истца – старшего помощника прокурора /адрес/ Чаусовой Н.В., представителя ответчика /адрес/Рыжкова В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в /адрес/ гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры /адрес/ к /адрес/ о проведении финансирования муниципального образовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ для проведения ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков, муниципальному образовательному учреждению «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ о проведении ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков,

установил:

прокурор /адрес/ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ (далее также МОУ Михайловская СОШ) о возложении обязанности в срок до /дата/ провести ремонт кровли в здании школы и замену оконных блоков, к /адрес/ о возложении обязанности в срок до /дата/ провести финансирование МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ для проведения ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере надлежащего финансирования мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и сотрудников муниципальных образовательных учреждений /адрес/.

При проведении проверки санитарного и технического состояния помещений здания МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» установлено, что здание Михайловской СОШ, расположенное по адресу: 636855, /адрес/ не соответствует требованиям, предъявляемым к зданиям образовательных учреждений, его эксплуатация предоставляет угрозу безопасности жизни и здоровья учащихся и сотрудников школы. По состоянию на /дата/ – 85 человек, воспитанников группы дошкольного образования – 30 человек, работников школы – 34 человека.

Ссылаясь на положения статей 2, 7, 37, 41 Конституции, статью 17 Федерального закона от /дата/ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 3,6,7, 9 Федерального закона от /дата/ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от /дата/ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» истец указывает, что районная администрация, осуществляющая функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного образовательного учреждения, обязана финансово обеспечить мероприятия для проведения ремонта здания Михайловская СОШ. Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, возникают на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления. При этом обязанность обеспечить соблюдение вышеуказанных требований в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, а так же образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Таким образом, отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, возникают на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.

Ссылаясь на положения статьи 41 Конституции РФ, статью 2 Федерального закона от /дата/ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункт 4.1, 4.28 СанПиН 2./дата/-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от /дата/ /номер/ (далее - СанПиН 2./дата/-10) указывает, что здания школы должны обеспечивать исключение вредного воздействия факторов среды обитания в общеобразовательной организации жизни и здоровья обучающихся, потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформации, признаков поражения грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.

При этом обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно- эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных учреждений.

Согласно акту проверки прокуратуры района от /дата/ ремонт в здании школы не проводится, в первоочередном порядке необходим ремонт кровли, поскольку в ряде классов школы имеются протекания на потолке и стенах. По всему зданию необходима замена окон, оконные рамы сгнили, подоконники вываливаются. Директором школы во время прокурорской проверки были предоставлены копии документов, подтверждающих неоднократное обращение в /адрес/ о необходимости ремонта кровли, а так же локально сметный расчет, составленный на основании акта /номер/ общего осмотра здания (дефектная ведомость) от /дата/, положительное заключение на проведение ремонта кровли здания Михайловкая СОШ. Сведения о ненадлежащем состоянии школы известны в Управлении образования /адрес/, при этом каких-либо действенных мер к проведению ремонта здания школы длительное время не принято. На необходимость проведения ремонта в Михайловской школе, в том числе капитального ремонта, указывалось в представлении прокурора района на имя заместителя /адрес/ по социальным вопросам – руководителя Управлении образования /адрес/ от /дата/. Доводы названного акта прокурорского реагирования были признаны обоснованными при его рассмотрении в Управлении образования, о чем свидетельствует ответ на представление от /дата/ /номер/. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления не принимает конкретных мер по ремонту здания школы. Фактически бездействуя, /адрес/ допускает эксплуатацию школы, здание которой не соответствует предъявляемым требованиям, ставя тем самым под угрозу жизнь и здоровье учащихся, а так же работников школ. Указанные неисправности технического состояния здания школы как объекта массового скопления людей предоставляют угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц – учащиеся школы, их законных представителей, трудового коллектива и других посетителей школы, создают предпосылки к созданию чрезвычайной ситуации при проведении образовательного процесса, так как образовательный процесс в школе не прекращен, в ней так же проводится внеклассная работы в вечернее время, что может повлечь такие негативные последствия, как обрушение стен школы во время образовательного процесса и внеклассной работы, вызвать возможную гибель детей и сотрудников учреждений, иных посетителей школ, что является не допустимым.

В судебном заседании старший помощник прокурора /адрес/ Чаусова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что исковые требования заключаются в обязании проведения именно ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков и его финансировании, обеспечивающем на данном этапе безопасность граждан. Обосновывая сроки для возложения на ответчиков обязанности по проведению ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков, и финансирования этих работ, указала, что заявленные сроки объективны, продиктованы требованиями закона. Пояснила, что проблема ремонта в здании Михайловской школы возникла не в текущем году, а более 6 лет назад. Финансирование расходов на данные работы могли быть предусмотрены в бюджете как в 2019 году, так и в текущем году. Считает, что /адрес/ не представила доказательств того, что отсутствует любая возможность предусмотреть в бюджете затраты на указанные ремонтные работы, а также, что эти средства будут предусмотрены в бюджете на следующий год. Кроме того, не проведение скорейшего ремонта в школе угрожает здоровью учащихся и учителей. В связи с чем, считает, что указанные в иске сроки являются разумными.

Представитель МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ Телкова Т.И. в судебное заседание не явилась, извещена, просила дело рассмотреть в её отсутствие, с иском согласна, представила заявление о признании иска.

Представитель ответчика - /адрес/ Рыжков В.Г., признавая необходимость проведения ремонта в здании школы в части ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков, исковые требования в части сроков финансирования и проведения ремонта не признал, указал, что в указанные сроки, о которых просит прокурор района, мероприятия по выполнению ремонта в здании МОУ Михайловской СОШ выполнить невозможно, так как в бюджете МО «/адрес/» на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы денежные средства для указанных целей не предусмотрены. В письменном возражении указал, что проведение указанных в иске работ зависит от наличия либо отсутствия в бюджете муниципального образования соответствующих денежных средств, которые могут быть потрачены именно на эти цели, так как бюджетная система в Российской Федерации формируется по программно-целевому принципу. В проекте бюджета муниципального образования «/адрес/» на 2021 год и плановый период 2022-2023 г.г. денежные средства на данный ремонт не планировались. Решение суда об исполнении указанных мероприятий по срокам, указанным в исковом заявлении, заведомо не выполнимое, так как в бюджете /адрес/ нет соответствующих денежных средств, провести ремонтные работы в указанные сроки невозможно физически. В связи с изложенным просит в удовлетворении иска отказать.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/.

Суд, заслушав стороны по делу, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.

Согласно ст.ст.38, 41 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства, каждый имеет право на охрану здоровья.

При этом в силу положений пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от /дата/ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от /дата/ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от /дата/ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 статьи 28 Федерального закона от /дата/ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.

Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от /дата/ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается в том числе, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.

В силу требований части 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ от /дата/ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В судебном заседании установлено, что /дата/ прокуратурой /адрес/ была проведена проверка в сфере надлежащего финансирования мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и сотрудников муниципальных образовательных учреждений /адрес/, в ходе которой был произведен осмотр здания МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/.

Собственником здания МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ является муниципальное образование «/адрес/», здание передано собственником в оперативное управление МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/, что не оспаривалось представителем ответчика /адрес/.

Согласно п.1.5 Устава место нахождения МОУ «Михайловская СОШ»: юридический адрес: Россия, 636855, /адрес/; фактический адрес: Россия, 636855, /адрес/.

Согласно п.1.14 Устава учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от /дата/ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от /дата/ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами /адрес/, нормативно правовыми актами муниципального образования «/адрес/», а также настоящим Уставом.

Из п.2.14 Устава МОУ «Михайловская СОШ» следует, что учреждение в пределах своей компетенции создает условия для охраны здоровья обучающихся, обеспечивает, в том числе, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

При проведении прокуратурой района проверки технического состояния помещения здания МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ установлено, что необходимо провести ремонтные работы кровли в здании школы и замены оконных блоков.

Представители ответчиков не оспаривали, что требуется провести ремонтные работы кровли в здании школы и замены оконных блоков (окон, оконных рам, подоконников).

Указанные доводы подтверждаются актом осмотра здания школы от /дата/, представленной фототаблицей.

Согласно представленному истцом акту и фототаблицам ремонт в здании школы не проводится, в первоочередном порядке необходим ремонт кровли, в ряде классов школы имеются протекания на потолке и стенах, по всему зданию необходима замена окон, оконные рамы сгнили, подоконники вываливаются.

Согласно справке от /дата/ МОУ «Михайловская СОШ» /адрес/ количество обучающихся на /дата/ – 85 человек, воспитанников группы дошкольного образования – 30 человек, работников школы – 30 человек.

Согласно обращению от /дата/ /номер/ директора МОУ «Михайловская СОШ» в /адрес/ об оказании содействия в ремонте кровли установлено, что капитального ремонта с 1972 г в школе не проводилось, после дождей по всей школе пошла течь. При визуальном осмотре кровли: от сырости стропила сгнили на 90%, шифер 70% не пригодный. Кровля школы и кровля пристройки, где расположены группы дошкольного образования, находятся в аварийном состоянии. Под угрозой безопасность детей и работников школы.

Согласно обращению /дата/ в /адрес/ директор МОУ «Михайловская СОШ» ходатайствует о выделении денежных средств на ремонт кровли школы. В связи с затяжными дождями кровля здания школы дала течь в нескольких местах (столовая, спортивный зал – катастрофическое положение, коридор интерната и школы – протекает в нескольких местах).

Согласно обращению от /дата/ /номер/ в /адрес/ директор МОУ «Михайловская СОШ» ходатайствует о выделении денежных средств на выполнение ремонтных мероприятий кровли школы. После дождей крыша здания интерната, столовой дала течь.

Согласно заключению от /дата/ о проверке достоверности определения сметной стоимости ремонта объектов капитального строительства, представленные расчеты, содержащиеся в сметной документации соответствуют сметным нормативам и определены достоверно, вынесено положительное заключение /номер/ на объект ремонта кровли здания МОУ «Михайловская СОШ» по адресу: 636855, /адрес/.

Согласно акту /номер/ общего осмотра здания (дефектная ведомость) от /дата/ определен общий объем ремонта кровли здания МОУ «Михайловская СОШ», физический износ покрытия кровли из волнистых и полуволнистых асбестоцементных листов более 70 %; физический износ обрешетки из досок необрезных хвойных пород.

Согласно представлению прокурора от /дата/ проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в Российской Федерации, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства о противодействии экстремизму в образовательных организациях района и Управлении образования /адрес/, в которой имеется указание о необходимости проведении ремонта кровли в МОУ «Михайловская СОШ».

Согласно письму заместителя /адрес/ по социальной политике «Об итогах рассмотрения представления прокуратуры» от /дата/ следует, что представление прокурора от /дата/ было признано обоснованным.

В соответствии со ст.296 ГПК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с ч.7 ст.28 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также программ за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно Уставу МОУ «Михайловская СОШ» муниципальное общеобразовательное учреждение «Михайловская СОШ» /адрес/ является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, имеет на оперативном управлении обособленное имущество, учреждение финансируется в соответствии с муниципальным заданием (п.1.3, 1.10).

Согласно Уставу МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать со своим наименованием (п.п.1.9).

Из п.1.6. статьи 1 Устава МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ следует, что его учредителем является муниципальное образование Управление образования /адрес/.

Согласно п. 1 Положения об управлении образования /адрес/ Управление образования /адрес/ является органом Администрации муниципального образования «/адрес/», обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями, отнесенными к его ведению. Учредителем управления является муниципальное образование «/адрес/». Функции учредителя осуществляет Администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «/адрес/», место нахождения: 636850, /адрес/).

МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, посещающих группы дошкольного образования, и работников во время образовательного процесса (п.1.25.1).

Согласно положениям устава, основными задачи образовательного учреждения являются, в том числе, создание условий, способствующих умственному, и творческому потенциалу, занятия спортом, отдыха; обеспечение охраны здоровья обучающихся (п. 2.2.6, 2.13).

Проанализировав положения действующего законодательства, исследовав фактические обстоятельства и доводы прокурора, суд приходит к выводу о том, что в обязанности ответчиков входит создание условий обучения в образовательном учреждении, обеспечения безопасности жизни и здоровья всех учащихся и работников образовательного учреждения (неопределенного круга лиц).

Между тем, в здании школы, расположенном по адресу: /адрес/, кровля крыши требует ремонта, оконные блоки требуют замены, что создает угрозу для здоровья учащихся и педагогов.

Доказательств обратного в судебном заседании не представлено и сторонами не оспаривалось.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчиком МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ от /дата/ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от /дата/ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» надлежащим образом не исполняются.

В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно ст.123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от /дата/ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст.9.2 Федерального закона от /дата/ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

Пунктом 6 статьи 9.2. Федерального закона от /дата/ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 9 Закона РФ от /дата/ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от /дата/ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями.

Согласно ч. 1 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно ст.41 Устава муниципального образования «/адрес/» /адрес/ – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.

В соответствии с п.13 ст.9 Устава муниципального образования «/адрес/» /адрес/ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения.

В соответствии со абз. 36 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу положений ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Таким образом, муниципальное образование как собственник имущества МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ посредством главного распорядителя бюджетных средств обязано финансировать деятельность учреждения.

Учитывая, что собственник имущества и учредитель образовательного учреждения, должен, создавая учреждения, закрепить за ним здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами, а также обеспечивать содержание учреждений в ходе образовательного процесса, требования о возложении на /адрес/ обеспечить финансирование ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков являются обоснованными.

/дата/ прокурором района было внесено представление /адрес/ об устранении нарушений требований законодательства об образовании в Российской Федерации, которое рассмотрено, однако надлежащих мер к устранению нарушений принято не было.

Из письма заместителя /адрес/ по социальной политике «Об итогах рассмотрения представления прокуратуры» от /дата/ следует, что представление прокурора от /дата/ было рассмотрено /дата/. С целью недопущения в будущем указанных нарушений, рассмотрение представления проводилось с приглашением руководителей образовательных организаций /адрес/ и сотрудников Управления образования /адрес/. Представление признано обоснованным. Управлением образования /адрес/ приняты меры по недопущению подобных нарушений впредь. Виновные должностные лица, допустившие нарушения требований законодательства об образовании в Российской Федерации, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения привлечены к дисциплинарной ответственности.

Исходя из анализа вышеуказанных положений закона, администрация /адрес/ как главный распорядитель средств бюджета муниципального образования самостоятельно осуществляет финансирование получателей бюджетных средств и распределение бюджетных ассигнований.

При указанных обстоятельствах, с учетом того, что полномочия по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона «Об образовании» лежат на администрации /адрес/, а в судебном заседании установлена объективная безотлагательная необходимость проведения заявленных в иске работ, а также возможность возникновения угрозы жизни и здоровью учащихся, сотрудников и посетителей учреждения, учитывая, что данные ремонтные работы произведены не были, финансирования на их проведение учредителем выделено не было, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.

Согласно ст.206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия и в установленный срок.

Из доводов представителя ответчика /адрес/ следует, что денежные средства на исполнение обязанностей указанных в исковом заявлении в бюджете муниципального образования «/адрес/» на 2021 год не предусмотрены, а при отсутствии в бюджете соответствующих денежных средств, проведение ремонтных работ в указанные сроки невозможно.

Согласно положению от /дата/ /номер/ о бюджетном процессе в /адрес/ утвержденного решением /адрес/, распоряжением /адрес/ от /дата/ /номер/-ра/2017 утвержден график разработки проекта консолидированного бюджета муниципального образования «/адрес/» на очередной финансовый год и на плановый период.

Согласно представлено письму от /дата/ в Управление финансов /адрес/ от заместителя главы района поступили сведения о необходимости финансирования текущего и капитального ремонта «Михайловской СОШ».

Вместе с тем, из материалов дела следует, что /дата/ году в адрес /адрес/ вносилось представление прокурора об устранении нарушений требований законодательства об образовании в Российской Федерации, в котором в том числе указывалось на необходимость ремонтных работ по замене кровли.

Данное представление было признано обоснованным. Несмотря на это, меры по финансированию не были предусмотрены в бюджете текущего года.

Наряду с этим, согласно представленным доказательствам директор школы неоднократно (с 2014 года) обращалась в /адрес/, указывая на необходимость проведения соответствующих работ.

В данном случае, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиками обязанностей по созданию условий, гарантирующих безопасность жизни и здоровья учащихся и работников учреждения, во время образовательного процесса, является незаконным и требует безотлагательных мер, направленных на устранение выявленных нарушений действующего законодательства, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, других граждан, которые находятся в образовательном учреждении.

Поэтому, судом отклоняются доводы ответчика о необходимости установления иных сроков выполнения требований, изложенных в иске.

Иных доказательств, обосновывающих невозможность осуществления финансирования не предоставлено, доказательств обоснованности определения сроков исполнения судебного решения в 2022 году в части наличия доведенных до бюджета денежных средств также не имеется.

Учитывая характер заявленных требований, важность защиты охраняемых законом вышеназванных прав, суд считает необходимым определить для ответчиков сроки совершения указанных в иске действий: для МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ - до /дата/, для /адрес/ - до /дата/.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела, приведенных правовых норм, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения в полном объеме.

Требования прокурора, предъявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, согласуются с положениями части 1 статьи 45 ГПК РФ, поскольку требования прокурора /адрес/ направлены на пресечение действий, нарушающих права неопределенного круга лиц при осуществлении образовательной деятельности в условиях, гарантированных государством.

Наряду с этим от ответчика - МОУ «Михайловская СОШ» поступило заявление о признании иска.

ГПК РФ, определяя права и обязанности лиц, участвующих в деле, в статье 39 устанавливает право ответчика признать иск.

В силу ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При таких обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиком и считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении дела, установлены ст.ст.98, 103 ГПК РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 НК РФ.

Согласно положениям ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/.

В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика – /адрес/ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокуратуры /адрес/ к /адрес/ о проведении финансирования МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ для проведения ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков, МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ о проведении ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков – удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ в срок до /дата/ провести ремонт кровли и замену оконных блоков в здании школы, расположенной по адресу: /адрес/.

Обязать /адрес/ в срок до /дата/ провести финансирование муниципального образовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ для проведения ремонта кровли и замены оконных блоков в здании школы, расположенной по адресу: /адрес/.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ государственную пошлину в доход бюджета Зырянского муниципального района в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Томский областной суд через Зырянский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено /дата/ года

Судья                                                                                   А.Т. Вельтмандер

Копия верна, судья:                                                           А.Т. Вельтмандер

Секретарь судебного заседания:                                      М.Ю. Винокурова

Подлинный документ находится в деле /номер/ Зырянского районного суда /адрес/

2-12/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Зырянского района
Ответчики
Администрация Зырянского района Томской области
МОУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа" Зырянского района
Суд
Зырянский районный суд Томской области
Судья
Вельтмандер А.Т.
Дело на странице суда
zyriansky.tms.sudrf.ru
10.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2020Передача материалов судье
14.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2020Подготовка дела (собеседование)
19.10.2020Подготовка дела (собеседование)
19.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2020Судебное заседание
18.01.2021Производство по делу возобновлено
18.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
05.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее