Дело /номер/
70RS0/номер/-46
РешениеИменем Российской Федерации
1 февраля 2021 года /адрес/
Зырянский районный суд /адрес/ в составе:
председательствующего судьи Вельтмандера А.Т.,
при секретаре Винокуровой М.Ю.,
с участием истца – старшего помощника прокурора /адрес/ Чаусовой Н.В., представителя ответчика /адрес/ – Рыжкова В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в /адрес/ гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры /адрес/ к /адрес/ о проведении финансирования муниципального образовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ для проведения ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков, муниципальному образовательному учреждению «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ о проведении ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков,
установил:
прокурор /адрес/ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ (далее также МОУ Михайловская СОШ) о возложении обязанности в срок до /дата/ провести ремонт кровли в здании школы и замену оконных блоков, к /адрес/ о возложении обязанности в срок до /дата/ провести финансирование МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ для проведения ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере надлежащего финансирования мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и сотрудников муниципальных образовательных учреждений /адрес/.
При проведении проверки санитарного и технического состояния помещений здания МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» установлено, что здание Михайловской СОШ, расположенное по адресу: 636855, /адрес/ не соответствует требованиям, предъявляемым к зданиям образовательных учреждений, его эксплуатация предоставляет угрозу безопасности жизни и здоровья учащихся и сотрудников школы. По состоянию на /дата/ – 85 человек, воспитанников группы дошкольного образования – 30 человек, работников школы – 34 человека.
Ссылаясь на положения статей 2, 7, 37, 41 Конституции, статью 17 Федерального закона от /дата/ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 3,6,7, 9 Федерального закона от /дата/ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от /дата/ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» истец указывает, что районная администрация, осуществляющая функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного образовательного учреждения, обязана финансово обеспечить мероприятия для проведения ремонта здания Михайловская СОШ. Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, возникают на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления. При этом обязанность обеспечить соблюдение вышеуказанных требований в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, а так же образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Таким образом, отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, возникают на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.
Ссылаясь на положения статьи 41 Конституции РФ, статью 2 Федерального закона от /дата/ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункт 4.1, 4.28 СанПиН 2./дата/-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от /дата/ /номер/ (далее - СанПиН 2./дата/-10) указывает, что здания школы должны обеспечивать исключение вредного воздействия факторов среды обитания в общеобразовательной организации жизни и здоровья обучающихся, потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформации, признаков поражения грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
При этом обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно- эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных учреждений.
Согласно акту проверки прокуратуры района от /дата/ ремонт в здании школы не проводится, в первоочередном порядке необходим ремонт кровли, поскольку в ряде классов школы имеются протекания на потолке и стенах. По всему зданию необходима замена окон, оконные рамы сгнили, подоконники вываливаются. Директором школы во время прокурорской проверки были предоставлены копии документов, подтверждающих неоднократное обращение в /адрес/ о необходимости ремонта кровли, а так же локально сметный расчет, составленный на основании акта /номер/ общего осмотра здания (дефектная ведомость) от /дата/, положительное заключение на проведение ремонта кровли здания Михайловкая СОШ. Сведения о ненадлежащем состоянии школы известны в Управлении образования /адрес/, при этом каких-либо действенных мер к проведению ремонта здания школы длительное время не принято. На необходимость проведения ремонта в Михайловской школе, в том числе капитального ремонта, указывалось в представлении прокурора района на имя заместителя /адрес/ по социальным вопросам – руководителя Управлении образования /адрес/ от /дата/. Доводы названного акта прокурорского реагирования были признаны обоснованными при его рассмотрении в Управлении образования, о чем свидетельствует ответ на представление от /дата/ /номер/. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления не принимает конкретных мер по ремонту здания школы. Фактически бездействуя, /адрес/ допускает эксплуатацию школы, здание которой не соответствует предъявляемым требованиям, ставя тем самым под угрозу жизнь и здоровье учащихся, а так же работников школ. Указанные неисправности технического состояния здания школы как объекта массового скопления людей предоставляют угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц – учащиеся школы, их законных представителей, трудового коллектива и других посетителей школы, создают предпосылки к созданию чрезвычайной ситуации при проведении образовательного процесса, так как образовательный процесс в школе не прекращен, в ней так же проводится внеклассная работы в вечернее время, что может повлечь такие негативные последствия, как обрушение стен школы во время образовательного процесса и внеклассной работы, вызвать возможную гибель детей и сотрудников учреждений, иных посетителей школ, что является не допустимым.
В судебном заседании старший помощник прокурора /адрес/ Чаусова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что исковые требования заключаются в обязании проведения именно ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков и его финансировании, обеспечивающем на данном этапе безопасность граждан. Обосновывая сроки для возложения на ответчиков обязанности по проведению ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков, и финансирования этих работ, указала, что заявленные сроки объективны, продиктованы требованиями закона. Пояснила, что проблема ремонта в здании Михайловской школы возникла не в текущем году, а более 6 лет назад. Финансирование расходов на данные работы могли быть предусмотрены в бюджете как в 2019 году, так и в текущем году. Считает, что /адрес/ не представила доказательств того, что отсутствует любая возможность предусмотреть в бюджете затраты на указанные ремонтные работы, а также, что эти средства будут предусмотрены в бюджете на следующий год. Кроме того, не проведение скорейшего ремонта в школе угрожает здоровью учащихся и учителей. В связи с чем, считает, что указанные в иске сроки являются разумными.
Представитель МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ Телкова Т.И. в судебное заседание не явилась, извещена, просила дело рассмотреть в её отсутствие, с иском согласна, представила заявление о признании иска.
Представитель ответчика - /адрес/ Рыжков В.Г., признавая необходимость проведения ремонта в здании школы в части ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков, исковые требования в части сроков финансирования и проведения ремонта не признал, указал, что в указанные сроки, о которых просит прокурор района, мероприятия по выполнению ремонта в здании МОУ Михайловской СОШ выполнить невозможно, так как в бюджете МО «/адрес/» на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы денежные средства для указанных целей не предусмотрены. В письменном возражении указал, что проведение указанных в иске работ зависит от наличия либо отсутствия в бюджете муниципального образования соответствующих денежных средств, которые могут быть потрачены именно на эти цели, так как бюджетная система в Российской Федерации формируется по программно-целевому принципу. В проекте бюджета муниципального образования «/адрес/» на 2021 год и плановый период 2022-2023 г.г. денежные средства на данный ремонт не планировались. Решение суда об исполнении указанных мероприятий по срокам, указанным в исковом заявлении, заведомо не выполнимое, так как в бюджете /адрес/ нет соответствующих денежных средств, провести ремонтные работы в указанные сроки невозможно физически. В связи с изложенным просит в удовлетворении иска отказать.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/.
Суд, заслушав стороны по делу, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
Согласно ст.ст.38, 41 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства, каждый имеет право на охрану здоровья.
При этом в силу положений пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от /дата/ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от /дата/ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от /дата/ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 Федерального закона от /дата/ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от /дата/ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается в том числе, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.
В силу требований части 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ от /дата/ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В судебном заседании установлено, что /дата/ прокуратурой /адрес/ была проведена проверка в сфере надлежащего финансирования мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и сотрудников муниципальных образовательных учреждений /адрес/, в ходе которой был произведен осмотр здания МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/.
Собственником здания МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ является муниципальное образование «/адрес/», здание передано собственником в оперативное управление МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/, что не оспаривалось представителем ответчика /адрес/.
Согласно п.1.5 Устава место нахождения МОУ «Михайловская СОШ»: юридический адрес: Россия, 636855, /адрес/; фактический адрес: Россия, 636855, /адрес/.
Согласно п.1.14 Устава учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от /дата/ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от /дата/ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами /адрес/, нормативно правовыми актами муниципального образования «/адрес/», а также настоящим Уставом.
Из п.2.14 Устава МОУ «Михайловская СОШ» следует, что учреждение в пределах своей компетенции создает условия для охраны здоровья обучающихся, обеспечивает, в том числе, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
При проведении прокуратурой района проверки технического состояния помещения здания МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ установлено, что необходимо провести ремонтные работы кровли в здании школы и замены оконных блоков.
Представители ответчиков не оспаривали, что требуется провести ремонтные работы кровли в здании школы и замены оконных блоков (окон, оконных рам, подоконников).
Указанные доводы подтверждаются актом осмотра здания школы от /дата/, представленной фототаблицей.
Согласно представленному истцом акту и фототаблицам ремонт в здании школы не проводится, в первоочередном порядке необходим ремонт кровли, в ряде классов школы имеются протекания на потолке и стенах, по всему зданию необходима замена окон, оконные рамы сгнили, подоконники вываливаются.
Согласно справке от /дата/ МОУ «Михайловская СОШ» /адрес/ количество обучающихся на /дата/ – 85 человек, воспитанников группы дошкольного образования – 30 человек, работников школы – 30 человек.
Согласно обращению от /дата/ /номер/ директора МОУ «Михайловская СОШ» в /адрес/ об оказании содействия в ремонте кровли установлено, что капитального ремонта с 1972 г в школе не проводилось, после дождей по всей школе пошла течь. При визуальном осмотре кровли: от сырости стропила сгнили на 90%, шифер 70% не пригодный. Кровля школы и кровля пристройки, где расположены группы дошкольного образования, находятся в аварийном состоянии. Под угрозой безопасность детей и работников школы.
Согласно обращению /дата/ в /адрес/ директор МОУ «Михайловская СОШ» ходатайствует о выделении денежных средств на ремонт кровли школы. В связи с затяжными дождями кровля здания школы дала течь в нескольких местах (столовая, спортивный зал – катастрофическое положение, коридор интерната и школы – протекает в нескольких местах).
Согласно обращению от /дата/ /номер/ в /адрес/ директор МОУ «Михайловская СОШ» ходатайствует о выделении денежных средств на выполнение ремонтных мероприятий кровли школы. После дождей крыша здания интерната, столовой дала течь.
Согласно заключению от /дата/ о проверке достоверности определения сметной стоимости ремонта объектов капитального строительства, представленные расчеты, содержащиеся в сметной документации соответствуют сметным нормативам и определены достоверно, вынесено положительное заключение /номер/ на объект ремонта кровли здания МОУ «Михайловская СОШ» по адресу: 636855, /адрес/.
Согласно акту /номер/ общего осмотра здания (дефектная ведомость) от /дата/ определен общий объем ремонта кровли здания МОУ «Михайловская СОШ», физический износ покрытия кровли из волнистых и полуволнистых асбестоцементных листов более 70 %; физический износ обрешетки из досок необрезных хвойных пород.
Согласно представлению прокурора от /дата/ проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в Российской Федерации, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства о противодействии экстремизму в образовательных организациях района и Управлении образования /адрес/, в которой имеется указание о необходимости проведении ремонта кровли в МОУ «Михайловская СОШ».
Согласно письму заместителя /адрес/ по социальной политике «Об итогах рассмотрения представления прокуратуры» от /дата/ следует, что представление прокурора от /дата/ было признано обоснованным.
В соответствии со ст.296 ГПК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с ч.7 ст.28 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также программ за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно Уставу МОУ «Михайловская СОШ» муниципальное общеобразовательное учреждение «Михайловская СОШ» /адрес/ является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, имеет на оперативном управлении обособленное имущество, учреждение финансируется в соответствии с муниципальным заданием (п.1.3, 1.10).
Согласно Уставу МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать со своим наименованием (п.п.1.9).
Из п.1.6. статьи 1 Устава МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ следует, что его учредителем является муниципальное образование Управление образования /адрес/.
Согласно п. 1 Положения об управлении образования /адрес/ Управление образования /адрес/ является органом Администрации муниципального образования «/адрес/», обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями, отнесенными к его ведению. Учредителем управления является муниципальное образование «/адрес/». Функции учредителя осуществляет Администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «/адрес/», место нахождения: 636850, /адрес/).
МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, посещающих группы дошкольного образования, и работников во время образовательного процесса (п.1.25.1).
Согласно положениям устава, основными задачи образовательного учреждения являются, в том числе, создание условий, способствующих умственному, и творческому потенциалу, занятия спортом, отдыха; обеспечение охраны здоровья обучающихся (п. 2.2.6, 2.13).
Проанализировав положения действующего законодательства, исследовав фактические обстоятельства и доводы прокурора, суд приходит к выводу о том, что в обязанности ответчиков входит создание условий обучения в образовательном учреждении, обеспечения безопасности жизни и здоровья всех учащихся и работников образовательного учреждения (неопределенного круга лиц).
Между тем, в здании школы, расположенном по адресу: /адрес/, кровля крыши требует ремонта, оконные блоки требуют замены, что создает угрозу для здоровья учащихся и педагогов.
Доказательств обратного в судебном заседании не представлено и сторонами не оспаривалось.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчиком МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ от /дата/ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от /дата/ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» надлежащим образом не исполняются.
В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст.123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от /дата/ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст.9.2 Федерального закона от /дата/ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Пунктом 6 статьи 9.2. Федерального закона от /дата/ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 9 Закона РФ от /дата/ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от /дата/ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями.
Согласно ч. 1 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно ст.41 Устава муниципального образования «/адрес/» /адрес/ – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.
В соответствии с п.13 ст.9 Устава муниципального образования «/адрес/» /адрес/ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения.
В соответствии со абз. 36 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Таким образом, муниципальное образование как собственник имущества МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ посредством главного распорядителя бюджетных средств обязано финансировать деятельность учреждения.
Учитывая, что собственник имущества и учредитель образовательного учреждения, должен, создавая учреждения, закрепить за ним здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами, а также обеспечивать содержание учреждений в ходе образовательного процесса, требования о возложении на /адрес/ обеспечить финансирование ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков являются обоснованными.
/дата/ прокурором района было внесено представление /адрес/ об устранении нарушений требований законодательства об образовании в Российской Федерации, которое рассмотрено, однако надлежащих мер к устранению нарушений принято не было.
Из письма заместителя /адрес/ по социальной политике «Об итогах рассмотрения представления прокуратуры» от /дата/ следует, что представление прокурора от /дата/ было рассмотрено /дата/. С целью недопущения в будущем указанных нарушений, рассмотрение представления проводилось с приглашением руководителей образовательных организаций /адрес/ и сотрудников Управления образования /адрес/. Представление признано обоснованным. Управлением образования /адрес/ приняты меры по недопущению подобных нарушений впредь. Виновные должностные лица, допустившие нарушения требований законодательства об образовании в Российской Федерации, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения привлечены к дисциплинарной ответственности.
Исходя из анализа вышеуказанных положений закона, администрация /адрес/ как главный распорядитель средств бюджета муниципального образования самостоятельно осуществляет финансирование получателей бюджетных средств и распределение бюджетных ассигнований.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что полномочия по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона «Об образовании» лежат на администрации /адрес/, а в судебном заседании установлена объективная безотлагательная необходимость проведения заявленных в иске работ, а также возможность возникновения угрозы жизни и здоровью учащихся, сотрудников и посетителей учреждения, учитывая, что данные ремонтные работы произведены не были, финансирования на их проведение учредителем выделено не было, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.
Согласно ст.206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия и в установленный срок.
Из доводов представителя ответчика /адрес/ следует, что денежные средства на исполнение обязанностей указанных в исковом заявлении в бюджете муниципального образования «/адрес/» на 2021 год не предусмотрены, а при отсутствии в бюджете соответствующих денежных средств, проведение ремонтных работ в указанные сроки невозможно.
Согласно положению от /дата/ /номер/ о бюджетном процессе в /адрес/ утвержденного решением /адрес/, распоряжением /адрес/ от /дата/ /номер/-ра/2017 утвержден график разработки проекта консолидированного бюджета муниципального образования «/адрес/» на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно представлено письму от /дата/ в Управление финансов /адрес/ от заместителя главы района поступили сведения о необходимости финансирования текущего и капитального ремонта «Михайловской СОШ».
Вместе с тем, из материалов дела следует, что /дата/ году в адрес /адрес/ вносилось представление прокурора об устранении нарушений требований законодательства об образовании в Российской Федерации, в котором в том числе указывалось на необходимость ремонтных работ по замене кровли.
Данное представление было признано обоснованным. Несмотря на это, меры по финансированию не были предусмотрены в бюджете текущего года.
Наряду с этим, согласно представленным доказательствам директор школы неоднократно (с 2014 года) обращалась в /адрес/, указывая на необходимость проведения соответствующих работ.
В данном случае, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиками обязанностей по созданию условий, гарантирующих безопасность жизни и здоровья учащихся и работников учреждения, во время образовательного процесса, является незаконным и требует безотлагательных мер, направленных на устранение выявленных нарушений действующего законодательства, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, других граждан, которые находятся в образовательном учреждении.
Поэтому, судом отклоняются доводы ответчика о необходимости установления иных сроков выполнения требований, изложенных в иске.
Иных доказательств, обосновывающих невозможность осуществления финансирования не предоставлено, доказательств обоснованности определения сроков исполнения судебного решения в 2022 году в части наличия доведенных до бюджета денежных средств также не имеется.
Учитывая характер заявленных требований, важность защиты охраняемых законом вышеназванных прав, суд считает необходимым определить для ответчиков сроки совершения указанных в иске действий: для МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ - до /дата/, для /адрес/ - до /дата/.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела, приведенных правовых норм, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
Требования прокурора, предъявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, согласуются с положениями части 1 статьи 45 ГПК РФ, поскольку требования прокурора /адрес/ направлены на пресечение действий, нарушающих права неопределенного круга лиц при осуществлении образовательной деятельности в условиях, гарантированных государством.
Наряду с этим от ответчика - МОУ «Михайловская СОШ» поступило заявление о признании иска.
ГПК РФ, определяя права и обязанности лиц, участвующих в деле, в статье 39 устанавливает право ответчика признать иск.
В силу ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиком и считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении дела, установлены ст.ст.98, 103 ГПК РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 НК РФ.
Согласно положениям ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика – /адрес/ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокуратуры /адрес/ к /адрес/ о проведении финансирования МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ для проведения ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков, МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ о проведении ремонта кровли в здании школы и замены оконных блоков – удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ в срок до /дата/ провести ремонт кровли и замену оконных блоков в здании школы, расположенной по адресу: /адрес/.
Обязать /адрес/ в срок до /дата/ провести финансирование муниципального образовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ для проведения ремонта кровли и замены оконных блоков в здании школы, расположенной по адресу: /адрес/.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа» /адрес/ государственную пошлину в доход бюджета Зырянского муниципального района в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Томский областной суд через Зырянский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено /дата/ года
Судья А.Т. Вельтмандер
Копия верна, судья: А.Т. Вельтмандер
Секретарь судебного заседания: М.Ю. Винокурова
Подлинный документ находится в деле /номер/ Зырянского районного суда /адрес/