Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2021 г. г. Краснознаменск
Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Бондаренко О.С., при секретаре Черемновой М.В., с участием старшего помощника прокурора Краснознаменского района Семыкиной Н.С.,
рассмотрев административное исковое заявление Яценко Юлии Анатольевны к участковой избирательной комиссии избирательного участка №393 Калининградской области о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии №21/50-2 от 18.09.2021, о признании избирательных бюллетеней, находящихся в сейф-пакетах недействительными,
У С Т А Н О В И Л:
Яценко Ю.А. обратилась в Краснознаменский районный суд Калининградской области с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №393 Калининградской области №21/50-2 от 18.09.2021, признать избирательные бюллетени, находящихся в сейф-пакетах №№- недействительными.
В обоснование иска ссылается на то, что являлась зарегистрированным кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по округу №. Согласно утвержденной схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» в состав и границы одномандатного избирательного округа входят улицы: <адрес>. С 17.09.2021 года по 19.09.2021 года при проведении выборов в 3 уровня власти в Государственную Думу, Областную Думу и местный Совет депутатов, административным ответчиком нарушены избирательные права административного истца: УИК №393 г.Краснознаменск Калининградской области были обнаружены сейф-пакеты без индикаторной ленты (бюллетени ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), т.е. нарушена сохранность бюллетеней. Согласно Постановления ЦИК №13/103-8 от 01.07.2021 индикаторная лента является гарантией сохранности бюллетеней, находящихся в сейф-пакете. Яценко Ю.И. считает, что фактически членами УИК № 393 при переносе бюллетеней из переносных урн и при переносе бюллетеней из стационарных урн были сорваны контрольные индикаторные ленты с сейф-пакетов. Одним из членов комиссии с правом совещательного голоса в адрес УИК № 393 была подана жалоба о том, что члены УИК грубо нарушают порядок сохранности бюллетеней, находящихся в сейф-пакете. Однако, УИК №393 вынесла Решение о том, что сейф-пакет гарантирует сохранность бюллетеней и вскрыла его при подсчете голосов 19.09.2021, но несмотря на полученные жалобы, было вынесено Решение № 21/50-2 от 18.09.2021, и четыре пакета без контрольных индикаторных лент были вскрыты и бюллетени соединены с другими. Подсчет голосов продолжился несмотря на замечания. В вышестоящую избирательную комиссию жалоба не подавалась. Указывает, что вышеуказанное Решение административного ответчика нарушает её избирательные права, а именно: нарушен порядок проведения выборов, порядок организации и осуществления голосования, допуска к нему, подсчета голосов, что противоречит ст.67, 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также п. 4.3 и п.3.8 Постановление ЦИК России от 01.07.2021 N 13/103-8 (ред. от 01.09.2021) "О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд". Комиссия УИК № 393 вынесла Решение о том, что сейф-пакет гарантирует сохранность бюллетеней, несмотря на четкую формулировку Постановления ЦИК №13/103-8 от 01.07.2021, которое гласит, что именно индикаторная лента является гарантией сохранности бюллетеней, находящихся в сейф-пакете.
В судебные заседания Яценко Ю.А., уведомленная надлежащим образом, не явилась, каких-либо ходатайств не представила.
Представитель Краснознаменской ТИК Кулешова А.В., в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении административного иска. Указала, что при осмотре сейф-пакетов №№, №, указанных в исковом заявлении, признаков нарушения целостности индикаторной ленты, свидетельствующих о несанкционированном доступе к содержимому сей-пакетов не обнаружено. Жалоб на решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 393 в Краснознаменскую ТИК не поступало. Таким образом, при проведении голосования, установлении итогов голосования и определения результатов выборов не были допущены нарушения избирательного законодательства.
В судебном заседании Кулешова А.В. пояснила, что при проведении проверки по жалобе Свидетель №2, УИК №393 проведена проверка. В заявлении Свидетель №2 указала, что сейф-пакет № при помещении в него бюллетеней опечатан не совсем правильно. Указанный сейф-пакет был осмотрен, составлен акт проверки неповрежденности сейф-пакета от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что пакет запечатан плотно без наличия повреждений и следов несанкционированного доступа к содержимому. Номер на сейф-пакете идентичен номеру, указанному в соответствующем акте, который подписали все участвующие лица и УИК вынесено соответствующее решение об оставлении жалобы Свидетель №2 без удовлетворения. В ходе проверки было установлено, что членами УИК при помещении бюллетеней в сейф-пакет были нарушены правила опечатывания, а именно с сейф-пакета №, который опечатывался первым, оторвана красная предохранительная лента и выброшена. Указанный сейф-пакет заклеен на имеющийся на нем липкий слой, исключающий возможность доступа к содержимому данного пакета. При осмотре, каких-либо повреждений, подтверждающих факт несанкционированного доступа к содержимому пакета, не установлено. Открыть указанный пакет в этом случае невозможно без его повреждения, а на момент проверки по жалобе, он каких-либо повреждений не имел. После его опечатывания составлен акт и сейф-пакет № помещен в сейф, находящийся на УИК №393. Относительно сейф-пакетов №№, №, на которые ссылается истец в иске, также пояснила, что далее члены комиссии перемещали бюллетени из стационарных урн в переносные сейф-пакеты №№, № указанных сейф-пакетов были отделены красные предохранительные ленты, после чего в них помещены бюллетени и эти же красные ленты, на которых имеются номера идентичные номерам на сейф-пакетах были вновь к ним приклеены. В результате чего на указанных лентах проявилась надпись «сейф-пакет вскрыт», после чего УИК № были составлены акты и указанные пакеты помещены в сейф под охрану сотрудников полиции. Далее после поступления замечаний присутствующих лиц, членами УИК 393 просмотрено видео о том, как правильно необходимо запечатывать сейф-пакеты и далее остальные сейф-пакеты опечатывались надлежащим образом. Ошибка лиц, помещающих бюллетени в сейф-пакеты заключалась в том, что красные предохранительные ленты не должны были отделяться от сейф-пакетов, должен был быть отделен только серебристый слой. Весь процесс опечатывания сейф-пакетов зафиксирован на видео, при подсчете голосов 19 сентября 2021 г. указанные сейф-пакеты изъяты из сейфа. Членами УИК и наблюдателями зафиксировано, что пакеты запечатаны плотно без наличия повреждений и следов несанкционированного доступа к содержимому. При попытке отделить красную предохранительную ленту от сейф-пакетов, повреждается сейф-пакет, однако таких следов не имелось.
Представитель административного ответчика - председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №393 Мясникова А.В. в судебном заседании дала аналогичные показания показаниям Кулешовой А.В., с административным иском также не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать. Представила отзыв, в котором указала на то, что интересы кандидата Яценко Ю.А. представляла ФИО9, которая присутствовала на участке во все дни голосования с 17 сентября по 19 сентября. От представителя кандидата ФИО9 не поступало жалоб о нарушении процедуры запечатывания и хранения сейф-пакетов. Яценко Ю.А. ссылаясь на то, что членами УИК №393 были сорваны индикаторные ленты с сейф-пакетов, не указывает, что этими же лентами были заклеены клапаны сейф-пакетов №№ индикаторные ленты на них присутствуют и нарушений целостности не имеют. 18.09.2021 года в 9.20 час. членом УИК № 393 с правом совещательного голоса Свидетель №2 была подана жалоба на нарушение правил упаковки сейф-пакетов 17.09.2021 г. По жалобе комиссией принято мотивированное решение, копия решения вручена Свидетель №2, которая не стала обжаловать решение УИК № 393 от ДД.ММ.ГГГГ № в вышестоящую комиссию или суд, продолжала настаивать на признании бюллетеней недействительными, вела себя шумно, мешала работать наблюдателям, подала жалобу на действия комиссии. 19.09.2021 года Свидетель №2 продолжала настаивать на признании бюллетеней недействительными, поэтому члены УИК № 393, извлекли сейф-пакет из сейфа и произвели его осмотр. Было установлено, и все присутствующие согласились, что пакет запечатан плотно без наличия повреждений и следов несанкционированного доступа к содержимому, номер на сейф-пакете идентичен номеру, указанному в соответствующем акте. По результатам осмотра 19.09.2021 г. в 19.15 час. составлен акт проверки неповреждённости сейф-пакета, на котором в том числе стоит подпись Свидетель №2
Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Калининградской области, надлежащим образом извещенный в судебное заседание не явился.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении административного иска Яценко Ю.А. следует отказать, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии с требованиями законодательства, судом установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В силу положений ч. 16 ст. 239 КАС РФ избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.
Решением окружного Совета депутатов МО «Краснознаменский городской округ» №42 от 22 июня 2021 года назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ».
Решением Краснознаменской территориальной избирательной комиссии Калининградской области Яценко ЮА. зарегистрирована кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по одномандатному избирательному округу №
В период с 17 по 19 сентября 2021 года с 8.00 до 20.00 участковой избирательной комиссией избирательного участка № 393 (далее УИК № 393) проведено голосование избирателей по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Калининградской областной Думы и депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по одномандатным избирательным округам № 1, 2 и 3.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Яценко Ю.А. в своих доводах указала на то, что происходящее 17 и 18 сентября 2021 года на избирательном участке г. Краснознаменска по округу № голосование осуществлялось с использованием неправильно опечатанных сейф–пакетов, №№, №. С них были сорваны контрольные индикаторные ленты.
Согласно п. з ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" территориальная комиссия: рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
П.п. "к" п. 6 ст. 27 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусматривает правомочия участковой комиссии рассматривать в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
Из материалов дела следует, что 18.09.2021 в 9:20 час. членом УИК № 393 с правом совещательного голоса Свидетель №2 подана жалоба на нарушение правил упаковки сейф-пакета №.
По жалобе комиссией УИК № 393 принято решение от 18.09.2021 № 21/50-2, в котором указано, что факты изложенные в жалобе не подтвердились, жалоба оставлена без удовлетворения, копия решения вручена Свидетель №2, которая не стала обжаловать решение.
Допрошенная в судебном заседании Свидетель №2 пояснила, что являлась членом УИК № 393 с правом совещательного голоса. В ходе проведения выборов 17.09.2021 она явилась свидетелем того, что членами УИК №393 были нарушены правила упаковки бюллетеней в сейф-пакеты, о чем ей сделана видео запись. С первого пакета № красная предохранительная лента была отделена и выброшена, с четырех последующих пакетов красные ленты отделены от сейф-пакетов и после помещения в них бюллетеней приклеены обратно. По первому пакету ей подана жалоба, в ходе рассмотрения которой пакет был извлечен из сейфа, осмотрен и составлен акт о том, что пакет запечатан плотно без наличия повреждений и следов несанкционированного доступа к содержимому, в котором она поставила свою подпись. При подсчете бюллетеней по окончанию выборов было видно, что остальные сейф-пакеты находились в том же состоянии, в котором находились после помещения в них бюллетеней. Нарушения были только в части неправильного применения красной ленты.
Суд приходит к выводу, что УИК 393 жалоба Свидетель №2 была рассмотрена участковой й избирательной комиссией и по ней принято соответствующее решение в пределах полномочий.
Что касается доводов административного истца относительно отсутвия контрольных индикаторных лент на сейф-пакетах с №№, то суд приходит к следующему.
В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются) (пункт 3 статьи 64 ФЗ № 67).
Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании (пункт 11 статьи 64 ФЗ № 67).
Постановлением ЦИК России от 01.07.2021 N 13/103-8 (ред. от 01.09.2021) утверждено Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд".
Согласно п. 3.10 указанного Положения, в целях контроля за целостностью (отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому) и идентичностью сейф-пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф-пакетов наблюдатели, иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования (перечислены в пункте 2.5 Положения), вправе осмотреть сейф-пакеты, запечатанные в предыдущие дни голосования, и составленные в отношении них акты.
После осмотра под контролем председателя участковой избирательной комиссии сейф-пакетов и (или) актов к ним сейф-пакеты вскрываются в соответствии с Положением.
На основании п. 4.3 Положения вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка его неповрежденности (отсутствия следов несанкционированного доступа к его содержимому), указанная в пункте 3.10 Положения, а также установление факта идентичности номера на сейф-пакете номеру, указанному в соответствующем акте. В случае наличия повреждений (следов несанкционированного доступа к содержимому) или иных нарушений целостности (идентичности) сейф-пакета или индикаторной ленты, а также расхождения номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте, указанные факты подлежат незамедлительному рассмотрению участковой избирательной комиссией с составлением соответствующего акта и информированием территориальной избирательной комиссии. Основанием для принятия решения о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем сейф-пакете, недействительными является: отсутствие или нарушение целостности индикаторной ленты; факт вскрытия сейф-пакета до начала проверки, указанной в абзаце первом настоящего пункта Положения; расхождение номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте. Указанное решение может быть принято участковой избирательной комиссией также при наличии на таком сейф-пакете различных следов, позволяющих сделать вывод о несанкционированном доступе к его содержимому, или иных нарушений его целостности (идентичности) при условии, что такие нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Пункт 3.11. Положения предусматривает, что избирательные бюллетени из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования перемещаются в сейф-пакет (сейф-пакеты) 17 и 18 сентября 2021 года незамедлительно по окончании голосования в помещении для голосования. Перемещение избирательных бюллетеней из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) и их хранение осуществляется в порядке, аналогичном порядку перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) (пункты 3.5 - 3.10 Положения), с составлением акта (рекомендуемая форма приведена в приложении N 2), который хранится вместе с сейф-пакетом.
С учетом изложенного, действующее законодательство не устанавливает конкретных требований к опечатыванию сейф-пакета, однако по смыслу закона опечатывание сейф-пакета должно производиться способом, исключающим возможность его вскрытия.
Согласно пунктам 1, 8, 12, 13 статье 68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.
Из видеозаписи, представленной Краснознаменской ТИК усматривается, что перемещение избирательных бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты, факт запечатывания сейф-пакетов и составления акта осуществлялось в зоне видеонаблюдения. Сейф-пакеты и составленные в отношении них акты, были помещены в сейф, предназначенный для хранения сейф-пакетов. Сейф был опечатан и круглосуточно находился под видеонаблюдением и охраной сотрудника полиции. При осуществлении непосредственного подсчета голосов избирателей вскрытию каждого сейф-пакета предшествовала проверка его неповрежденности (отсутствия следов несанкционированного доступа к его содержимому), а также были установливались факты идентичности номера на сейф-пакете номеру, указанному в соответствующем акте.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №1 – член участковой избирательной комиссии избирательного участка №393 пояснила, что она руководствуясь инструкцией, размещенной на сейф-пакете, лично отрывала красные предохранительные ленты от сейф-пакетов. От первого сейф-пакета № она оторвала красную предохранительную ленту и выбросила, затем после замечаний членов УИК на остальных четырех сейф-пакетах №№ эту ленту отрывала и после помещения бюллетеней в сейф-пакет наклеивала ее обратно. Все опечатанные таким образом сейф-пакеты помещены в сейф под охрану сотрудников полиции. После поступления возражений от других членов УИК №393, была просмотрена видеоинструкция. После чего стали опечатывать сейф-пакеты согласно видеоинструкции, без снятия красной предохранительной ленты с сейф-пакетов. Обучение с членами УИК по вопросам применения красной предохранительной ленты, не проводилось. Жалоба Свидетель №2 по указанному факту являлась единственной. При проверке по жалобе, сейф-пакет № осмотрен, установлено, что пакет запечатан плотно без наличия повреждений и следов несанкционированного доступа к содержимому. При подсчете бюллетеней по окончанию выборов также установлено, что остальные сейф-пакеты находились в том же состоянии, в котором находились после помещения в них бюллетеней.
В ходе рассмотрения дела судом, исследована, представленная ТИК видеозапись с избирательного участка, а также осмотрены сейф-пакеты с №№№, №. В результате установлено, что при перемещении бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты членами УИК № 393 были сорваны индикаторные ленты с сейф-пакетов, но этими же лентами и заклеивались клапаны сейф-пакетов №, №. Признаков нарушения целостности указанные пакеты, не имеют. При осуществлении непосредственного подсчета голосов избирателей вскрытию каждого сейф-пакета предшествовала проверка его неповрежденности (отсутствия следов несанкционированного доступа к его содержимому), а также были установлены факты идентичности номера на сейф-пакете номеру, указанному в соответствующем акте. Данная проверка проводилась членами УИК № 393. Данный процесс запечатлен на видеозаписи.
Материалы дела не содержат доказательств того, что на момент проведения подсчета голосов на избирательном участке №393 сейф-пакеты были повреждены и имелись следы несанкционированного доступа к содержимому пакетов, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при утверждении итогов голосования волеизъявление избирателей определено с достоверностью.
Главным условием использования сейф-пакета является обеспечение его целостности и неповрежденности с момента помещения в него бюллетеней для голосования до момента вскрытия.
Вопреки доводам административного истца, суд приходит к выводу, что хранение запечатанных сейф - пакетов в одном металлическом сейфе с пустыми бюллетенями для голосования не является тем нарушением, которое влияет на действительную волю избирателей.
Согласно пункту 2 статьи 77 названного Федерального закона суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 данного Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Поскольку обстоятельств, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, по делу установлено не было, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с п. 4.10 Порядка вскрытие сейф-пакета (сейф-пакетов), содержащего (содержащих) избирательные бюллетени, перемещенные из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования в соответствии с пунктом 3.11 Положения, осуществляется перед вскрытием стационарных ящиков для голосования, которые использовались 19 сентября 2021 года, в порядке, установленном пунктами 4.3 и 4.4 Положения. При этом проводится проверка количества избирательных бюллетеней в соответствии с пунктами 4.5 - 4.7 Положения с особенностями, установленными абзацем третьим настоящего пункта Положения. В случае если в ходе указанной проверки выяснится, что число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, указанного в соответствующем акте, проверка, предусмотренная пунктом 4.5 Положения, проводится за оба дня голосования (17 и 18 сентября 2021 года).
Согласно пункту 1.2 статьи 77 ФЗ № 67 суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае, в том числе в случае нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при проведении голосования и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Яценко Ю.А., ссылаясь на допущенные, по ее мнению, нарушения при проведении голосования, таких доказательств вопреки требованиям статьи 62 КАС РФ не представила, из материалов дела они также не усматриваются.
Каких- либо нарушений порядка подсчета голосов, в том числе факта «вброса», подмены бюллетеней, зафиксировано не было, сейф–пакеты были опечатаны способом, исключающим возможность его вскрытия без видимых повреждений. При этом сейф-пакеты признаков несанкционированного вскрытия при подсчете голосов не имели. При составлении протокола Участковой избирательной комиссии избирательного участка №393 особого мнения кого-либо из членов комиссии, наблюдателей не поступало. По жалобе Свидетель №2 вынесено решение №21/50-2 об отказе в удовлетворении ее жалобы, так как факты, изложенные в жалобе, не подтвердились.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку, несмотря на допущенные отступления от порядка опечатывания сейф–пакетов, сомнений в достоверности бюллетеней, находившихся в этих сейф–пакетах, не имеется, условий невозможности установления действительной воли избирателей не создано, искажения волеизъявления избирателей не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд, изучив представленную видеозапись, заслушав стороны, показания свидетелей, исходит из того, что голосование при проведении выборов в депутаты по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Калининградской областной Думы и депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по одномандатным избирательным округам № 1, 2 и 3 осуществлялось в соответствии с требованиями закона, а членами Участковой избирательной комиссии №393 приняты должные меры по обеспечению сохранности бюллетеней для голосования, полученных в ходе процедуры голосования. Суд также пришел к выводу, что все перечисленные административным истцом обстоятельства не относятся к существенным нарушениям избирательного законодательства, поскольку не помешали определить действительную волю избирателей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №393 Калининградской области №21/50-2 от 18.09.2021 принято в соответствии с действующим законодательством, обстоятельства, на которые ссылается Яценко Ю.А. не влекут недействительность и отмену оспариваемого решения, заявленные Яценко Ю.А. требования о признании избирательных бюллетеней, находящихся в сейф-пакетах недействительными не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,244,298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Яценко Юлии Анатольевны к участковой избирательной комиссии избирательного участка №393 Калининградской области о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии №21/50-2 от 18.09.2021, о признании избирательных бюллетеней, находящихся в сейф-пакетах недействительными- отказать.
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2021 г.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья О.С. Бондаренко