№ 2а-2391/2020
УИД 18RS0003-01-2020-001411-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2020 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Петрова Е.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ижевска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Октябрьского района г. Ижевска, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя следующим.
Прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска в результате проведенного мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен факт размещения в свободном доступе для неограниченного круга лиц на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты> запрещенной информации, а именно информации о продаже паспортов гражданина Российской Федерации, иных документов, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации
Предоставление возможности доступа к указанной информации в обход установленной законом процедуры их получения, за которые законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, фактически способствует совершению таких преступлений и правонарушений.
На основании изложенного прокурор просил суд признать информацию, размещенную на сайте <данные изъяты>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с частью 7 ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска в ходе осуществления надзора за исполнением закона проведена проверка, в ходе которой установлено, что информация, содержащаяся на сайте по адресу: <данные изъяты> в сети «Интернет», содержит информацию о продаже паспортов гражданина Российской Федерации и иных документов.
Сайт по адресу: <данные изъяты> не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы, скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Таким образом, сведения, размещенные на страницах указанного сайта, направлены на неограниченный круг лиц, в том числе не достигших совершеннолетия, и вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости совершения указанных действий, не указывая на их противоправность, в обход установленным законодательством требованиям.
В соответствии с пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 1 ст. 10 Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст.19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документов, штампов, печатей и бланков, их использование, передача либо сбыт.
Согласно ст. 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
Согласно части 3 ст.327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
В силу п. 49 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ, утвержденного приказом МВД России от 13 ноября 2017 г. №851, принятого во исполнение Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 г. №828 (далее Административный регламент), за выдачу паспорта взимается государственная пошлина в размере и порядке, установленном статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 71 Административного регламента, выдача или замена паспорта производится по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина. Заявление о выдаче (замене) паспорта может быть подано непосредственно в ГУВМ МВД России или в подразделение по вопросам миграции (п. 72 Административного регламента).
На указанном сайте размещена информация о возможности продажи паспортов гражданина Российской Федерации, иных документов, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Сведения, размещенные на данном сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости совершения действий по подделке документов, не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае из совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и правнарушений и способствуют их совершению.
Учитывая, что продажа паспортов гражданина РФ и иных документов в обход установленной законом процедуры их получения может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
При рассмотрении дела установлено, что вышеуказанный сайт не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:
в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 5 ст. 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 7 ст. 15.1 Закона о защите информации).
Частью 8 ст. 15.1 Закона о защите информации установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» в течение суток.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Поскольку судом установлен факт размещения на сайте с доменным именем <данные изъяты> вышеуказанной информации, что противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
При изложенных обстоятельствах административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 261.1-261.5 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте <данные изъяты>, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Решение изготовлено судьей в совещательной комнате.
Председательствующий судья Е.В. Петрова