Дело № 33а-3123/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2021 года |
город Екатеринбург |
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего |
Федина К.А., |
судей |
Кормильцевой И.И., |
Коряковой Н.С., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кожокару М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4503/2020 по административному исковому заявлению УМВД России по городу Екатеринбургу об установлении административного надзора в отношении Шайдурова Александра Юрьевича
по апелляционному представлению прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга на решение Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 11 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Коряковой Н.С., изучив заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Истоминой И.В., полагавшей, что решение суда подлежит изменению, судебная коллегия
установила:
УМВД России по городу Екатеринбургу обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Шайдурова А.Ю., имеющего непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, в действиях которого приговором суда был установлен особо опасный рецидив преступлений, возложении на него административных ограничений.
Решением Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 11 ноября 2020 года административное исковое заявление УМВД России по городу Екатеринбургу удовлетворено, в отношении Шайдурова А.Ю. установлен административный надзор сроком на 3 года, с исчислением срока административного надзора со дня вступления решения суда в законную силу, с установлением административных ограничений:
- явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц;
- запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22:00 до 06:00, если это не связано с трудовой деятельностью;
- запрета выезда за пределы муниципального образования, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного, без разрешения органа внутренних дел.
Прокурором Орджоникидзевского района города Екатеринбурга принесено апелляционное представление на решение суда, в котором он просит решение суда изменить, установить срок административного надзора на срок погашения судимости – 8 лет в силу положений пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ), за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, исчислять данный срок с момента постановки на учет в органах внутренних дел.
Представитель административного истца УМВД России по городу Екатеринбургу, административный ответчик Шайдуров А.Ю. в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом – факсимильной связью, смс-извещением, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.
Учитывая, что стороны о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, руководствуясь частью 4 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменное заключение прокурора Истоминой И.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 2 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как видно из материалов дела, приговором Белоярского районного суда Свердловской области от 14 февраля 2012 года Шайдуров А.Ю. осужден за совершение преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 111, частью 1 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в соответствии с частью 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде лишения свободы на срок 8 лет 15 дней, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, с ограничением свободы на один год.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 18 мая 2012 года вышеуказанный приговор изменен, исключено дополнительное наказание в виде ограничения свободы.
Постановлением Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 02 ноября 2017 года Шайдуров А.Ю. освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на срок 2 года 3 месяца 12 дней.
В настоящее время судимость за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, не снята и не погашена.
Исходя из установленных выше обстоятельств, руководствуясь положениями части 2 статьи 3 Закона № 64-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Шайдурова А.Ю., имеющего непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части срока административного надзора, порядка его исчисления и установленного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Вышеприведенные положения пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ носят императивный характер и не предусматривают возможности установления административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, на иной срок, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Исходя из пункта «д» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент совершения преступления (преступление совершено 07 августа 2011 года), в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции неверно установлен административный надзор в отношении Шайдурова А.Ю. сроком на три года, учитывая, что особо тяжкое преступление, предусмотренное частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации было совершено 07 августа 2011 года, в силу пункта «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации влечет установление срока административного надзора на 8 лет.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции следует изменить, административный надзор в отношении административного ответчика установить на срок погашения судимости – 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Кроме того, судебная коллегия считает неправильными выводы суда первой инстанции об исчислении срока административного надзора в отношении Шайдурова А.Ю. со дня вступления решения суда в законную силу.
Срок административного надзора, установленного в отношении Шайдурова А.Ю. следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 5 Закона № 64-ФЗ, которым предусмотрено, что в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 этого Федерального закона, срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела судом срок оставшейся неотбытой части наказания истек, срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Административные ограничения в отношении Шайдурова А.Ю. установлены судом в соответствии с положениями статей 4 и 5 Закона № 64-ФЗ. При выборе конкретных административных ограничений судом учитывались данные о личности осужденного, в том числе и необходимость профилактического воздействия на него в целях защиты государственных и общественных интересов.
Вместе с тем, как следует из пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15, в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Законодатель, установив ограничение в виде запрета на выезд за пределы определенной территории, имел целью обеспечение более эффективного контроля за поднадзорными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел, но не предполагал воспрепятствования осуществлению этим лицом жизненно и социально необходимых прав.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым установить Шайдурову А.Ю. ограничение в виде запрета выезда за пределы Свердловской области, так как ограничение выезда за пределы муниципального образования, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного, существенно ограничивает право административного ответчика на свободу передвижения, а также право на труд.
При таких обстоятельствах судебный акт подлежит изменению в части установленного срока административного надзора, порядка его исчисления и ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, статьями 310 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 11 ноября 2020 года изменить, изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
«Установить в отношении Шайдурова Александра Юрьевича административный надзор на срок погашения судимости – 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением данного срока с момента постановки на учет в органах внутренних дел, установив административные ограничения в виде обязательной явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц; запрета пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22:00 до 06:00, если это не связано с трудовой деятельностью; запрета выезда за пределы Свердловской области, без разрешения органа внутренних дел.
Председательствующий |
К.А. Федин |
Судьи |
И.И. Кормильцева |
Н.С. Корякова |