Дело № 3а-236/19
25OS0000-01-2019-000270-95
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
26 августа 2019 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ровенко П.А.
при секретаре Гулай А.В.
СЃ участием представителя Общества СЃ ограниченной ответственностью «Торговая Рнвестиционная Группа» Мочкиной Р•.Рђ., представителя Администрации РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края Овчинниковой Р•.Рђ.
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Общества СЃ ограниченной ответственностью «Торговая Рнвестиционная Группа» Рє Администрации РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Общество СЃ ограниченной ответственностью «Торговая Рнвестиционная Группа» (далее – РћРћРћ «ТРГР») обратилось РІ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРёР№ краевой СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Администрации РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю (далее – Управление Росреестра РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю) РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему РЅР° праве собственности нежилого здания торгового комплекса СЃ кадастровым номером в„–, площадью 1066,4 РєРІ. Рј., расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, стр. 6.
В обоснование своих требований административный истец указал, что по результатам проведённой государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Приморского края, кадастровая стоимость указанного здания была определена в размере 34581 027 рублей 25 копеек, что значительно превышает его рыночную стоимость.
Так, согласно представленному административным истцом отчёту об оценке от 8 мая 2019 года №, составленному оценщиком – индивидуальным предпринимателем Беловой Е.В., рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 27 июня 2012 года составляла 18314 000 рублей.
В связи с тем, что налог на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, несоответствие такой стоимости здания с кадастровым номером № рыночной стоимости этого объекта недвижимости, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы.
21 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° РћРћРћ «ТРГР» РІ досудебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ обращалось РІ РљРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РїРѕ рассмотрению СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости РїСЂРё Управлении Росреестра РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю (далее – РљРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РїРѕ рассмотрению СЃРїРѕСЂРѕРІ) СЃ заявлением Рѕ пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, которое было оставлено без рассмотрения.
Со ссылкой на положения статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) административный истец просил суд установить кадастровую стоимость здания торгового комплекса с кадастровым номером №, площадью 1066,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, стр. 6, в размере его рыночной стоимости – 18314 000 рублей.
Представители Управления Росреестра по Приморскому краю, Администрации Находкинского городского округа Приморского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица.
Р’ судебном заседании представитель РћРћРћ «ТРГР» Мочкина Р•.Рђ. требования административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления поддержала РІ полном объёме РїРѕ основаниям Рё доводам, указанным РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, просила СЃСѓРґ установить кадастровую стоимость объекта недвижимости СЃ кадастровым номером в„– РІ размере его рыночной стоимости РЅР° период СЃ 1 января 2019 РіРѕРґР° РґРѕ даты внесения РІ Единый государственный реестр недвижимости сведений Рѕ его РЅРѕРІРѕР№ кадастровой стоимости, установленной РІ результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Дополнительно представитель административного истца просила СЃСѓРґ восстановить СЃСЂРѕРє для обращения СЃ заявлением РѕР± оспаривании кадастровой стоимости здания, поскольку после 2012 РіРѕРґР° новая государственная кадастровая оценка объектов недвижимости, расположенных РЅР° территории РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края, РЅРµ проводилась.
Представитель Администрации Приморского края Овчинникова Е.А. просила суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, пояснив, что кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № утверждена постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па «О результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края» (далее – постановление Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па), которое действует в настоящее время и заинтересованными лицами обжаловано не было.
Выслушав объяснения представителя РћРћРћ «ТРГР» Мочкиной Р•.Рђ., представителя Администрации РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края Овчинниковой Р•.Рђ., исследовав имеющиеся РІ материалах дела доказательства, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ необходимости удовлетворения административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РїРѕ следующим основаниям.
В силу статей 372, 373 и 374 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций относится к числу региональных налогов и сборов, плательщиками которого являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. К числу такого имущества относится недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта.
Пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учётом особенностей, предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года № 281-ри здание торгового комплекса с кадастровым номером № включено в перечень объектов, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется их кадастровой стоимостью.
РР· содержания положений статьи 3 Федерального закона РѕС‚ 29 июля 1998 РіРѕРґР° в„– 135-ФЗ следует, что РїРѕРґ кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная РІ результате проведения государственной кадастровой оценки или РІ результате рассмотрения СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости либо определенная РІ случаях, предусмотренных статьёй 24.19 данного Федерального закона.
Постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па, официально опубликованным 9 января 2013 года в «Приморской газете» № 1(732), по результатам проведённой государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 27 июня 2012 года в размере 34581027 рублей 25 копеек.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё следует РёР· материалов дела, РћРћРћ «ТРГР» является собственником объекта недвижимости – здания торгового комплекса (Офисные помещения (3 этап)) СЃ кадастровым номером в„– площадью 1066,4 РєРІ. Рј.; назначение: нежилое здание; 2-этажного; расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, стр. 6; Рѕ чём РІ Едином государственном реестре недвижимости 1 февраля 2019 РіРѕРґР° сделана регистрационная запись в„–.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29 апреля 2019 года №, составленной Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, размер кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости (34581 027 рублей 25 копеек) определён по состоянию на 27 июня 2012 года и сведения о нём внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 февраля 2013 года.
Статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, при этом, основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Поскольку РћРћРћ «ТРГР» СЃ заявлением Рѕ пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости обращалось РІ РљРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РїРѕ рассмотрению СЃРїРѕСЂРѕРІ 21 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР°, то есть РїРѕ истечении пяти лет СЃ даты внесения РІ Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов кадастровой оценки (10 февраля 2013 РіРѕРґР°), указанный орган РЅРµ РїСЂРёРЅСЏР» соответствующие заявления Рє рассмотрению, Рѕ чём сообщил административному истцу РІ уведомлении РѕС‚ 24 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° в„–.
Между тем, административный истец, являясь собственником объекта недвижимости с кадастровым номером №, несёт обязанность по уплате налога на имущество организаций, размер которого до настоящего момента исчисляется из кадастровой стоимости административного здания, установленной постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па, тогда как новой государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Приморского края, не проводилось.
Пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28), разъяснено, что если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
РџСЂРё указанных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемая РІ рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость административного здания порождает для административного истца юридические последствия, поскольку РґРѕ настоящего момента применяется РїСЂРё расчёте налога РЅР° имущество организаций, СЃСѓРґ восстанавливает РћРћРћ «ТРГР» соответствующий СЃСЂРѕРє, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем требования организации РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат рассмотрению РїРѕ существу.
В силу положений части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказывания несоответствия кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости возлагается на административного истца.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
РћРћРћ «ТРГР» Рє административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РѕР± оспаривании кадастровой стоимости приложен отчёт РѕР± оценке РѕС‚ 8 мая 2019 РіРѕРґР° в„–, составленный оценщиком – индивидуальным предпринимателем Беловой Р•.Р’. (далее – Отчёт), согласно которому рыночная стоимость здания СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ состоянию РЅР° 27 РёСЋРЅСЏ 2012 РіРѕРґР° составляла 18314 000 рублей.
РЈ СЃСѓРґР° отсутствуют основания ставить РїРѕРґ сомнение достоверность выводов, изложенных РІ Отчёте. Рсследовав Рё оценив его РїРѕ правилам, установленным статьёй 84 РљРђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ соответствии Отчёта требованиям действующего законодательства РѕР± оценочной деятельности, Р° также Рѕ том, что РѕРЅ отвечает требованиям относимости Рё допустимости доказательств (статьи 60, 61 РљРђРЎ Р Р¤).
Оценщиком обоснованно выбраны сравнительный Рё доходный РїРѕРґС…РѕРґС‹ Рє оценке; проведён РїРѕРґР±РѕСЂ объектов-аналогов, сопоставимых СЃ объектом оценки РїРѕ основным характеристикам, Рё выполнены необходимые корректировки РёС… стоимости; произведено согласование результатов применения различных РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ Рє оценке. Рмеющиеся РІ Отчёте ссылки РЅР° источники используемой информации, Р° также воспроизведённые оценщиком расчёты обеспечивают проверяемость Отчёта.
РР· разъяснений, приведённых РІ пункте 19 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 30 РёСЋРЅСЏ 2015 РіРѕРґР° в„– 28, следует, что РїРѕ делам Рѕ пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие РІ деле, обязаны доказать обстоятельства, РЅР° которые РѕРЅРё ссылаются РІ обоснование СЃРІРѕРёС… требований Рё возражений. Если административный ответчик или заинтересованное лицо возражают против удовлетворения заявления, РѕРЅРё обязаны доказать достоверность сведений РѕР± объекте, использованных РїСЂРё определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений Рѕ величине рыночной стоимости, представленных заявителем, Р° также иные обстоятельства, подтверждающие РёС… РґРѕРІРѕРґС‹.
Между тем каких-либо возражений относительно выводов Отчёта со стороны административных ответчиков и заинтересованного лица приведено не было, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости объекта недвижимости они не заявляли.
Доводы представителя Администрации Приморского края том, что принятое Администрацией Приморского края постановление от 12 декабря 2012 года № 413-па соответствует требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, не имеют значения для разрешения настоящего административного дела, поскольку согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П и в определении от 3 июля 2014 года № 1555-О, установление кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки, поскольку при государственной кадастровой оценке используются методы массовой оценки, отличные от методов, применяемых при оценке рыночной стоимости конкретного объекта недвижимости.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что с учётом положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, именно указанный в Отчёте от 8 мая 2019 года № размер рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № (18314 000 рублей) должен быть установлен в качестве его кадастровой стоимости.
В соответствии с положениями абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором заинтересованное лицо подало соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу разъяснений, приведённых в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости будет являться дата обращения заинтересованного лица в суд или в Комиссию по рассмотрению споров.
Поскольку административный истец подал заявление о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров 21 июня 2019 года, установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению с 1 января 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Общества СЃ ограниченной ответственностью «Торговая Рнвестиционная Группа» Рє Администрации РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания торгового комплекса (Офисные помещения (3 этап)) с кадастровым номером №; площадью 1066,4 кв. м.; назначение: нежилое здание; 2-этажного; расположенного по адресу: <адрес>, стр. 6; в размере его рыночной стоимости, равной по состоянию на 27 июня 2012 года 18314 000 рублей.
Указанный размер кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № установить на период с 1 января 2019 года до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о его новой кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи Обществом СЃ ограниченной ответственностью «Торговая Рнвестиционная Группа» заявления Рѕ пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости СЃ кадастровым номером в„– считать 21 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР°.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в апелляционную инстанцию Приморского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ
краевого суда П.А. Ровенко