Дело №г.
уид 50RS0№-04
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024 года
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Окружному управлению социального развития № в лице Министерства социального развития <адрес>, министру и заместителю Министерства социального развития <адрес> о признании незаконными ответы на заявления, решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском указывая на то, что с 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ она являлась получателем субсидии за ЖКУ. Решением Балашихинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок оплаты коммунальных платежей между ФИО3 и ФИО1 по ? доли (дело №).
Решениями Окружного управления социального развития № по г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ назначена субсидия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением окружного управления социального развития № по г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ в назначении субсидии отказано, в связи с тем, что расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В разъяснениях причин отказа в предоставлении Государственной услуги указано как превышение дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В случае снижения совокупного дохода, рекомендовано повторно подать заявление на предоставление субсидии через региональный портал предоставления государственных услуг uslugi.mosreg.ru.
Решениями окружного управления социального развития № по г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в назначении субсидии отказано.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 K.Л. оформлены жалобы, в которых поставлен вопрос о предоставлении полного расчета дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с указанием периодов и сумм, в него вошедших.
Ответами министра и его заместителя от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении полного расчета субсидии, в том числе доход ФИО9, включенного в совместный доход при расчет субсидии, отказано, мотивируя это тем, что истец не имеет права на указанную информацию без предъявления доверенности от своего супруга, ссылаясь на ФЗ О персональных данных.
Ответом заместителя начальника окружного управления социального развития № по г.о. Балашиха ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении полного расчета семьи, положенного в основу отказа в назначении субсидии отказано со ссылкой на ФЗ О персональных данных.
Ответом заместителя министра социального развития <адрес> ФИО8A от 15.07.2024г. в предоставлении подробного расчета дохода семьи отказано в связи с тем, что в него вошли доходы супруга ФИО1 ФИО9
Согласно свидетельства о браке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданном органом ЗАГС Москвы № Многофункциональный центр предоставления государственных услуг района Ломоносовский брак между ФИО1 и ФИО9 зарегистрирован 29.11.2023г.
Решением мирового судьи 293 участка Балашихинского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ брак расторгнут, в связи с чем, с данного периода совместное хозяйство ФИО9 и ФИО1 не ведут и доходы бывшего супруга не подлежат включению в доход ФИО1
Решением окружного управления социального развития № по г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении субсидии отказано со ссылкой на превышение дохода. При этом не указан расчет доходов, который, по мнению должностных лиц управления у ФИО1 был превышен.
Поскольку расчет субсидии по заявлению ФИО1 осуществлялся с учетом дохода ФИО9, брак с которым ФИО1 расторгнут с 24.04.2024г. что послужило поводом для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, то оснований для отказа в его предоставлении не имелось.
Нарушения прав ФИО1 приобрело систематический и затяжной характер, в связи истец просит суд:
Признать незаконными отказы в предоставлении полного помесячного расчета совокупного дохода семьи для исчисления субсидии.
Признать незаконными ответы заместителя начальника управления ФИО5 и заместителя министра социального развития <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, обязать дать ответ по существу поставленных вопросов.
Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении субсидии.
Взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, вынести в адрес ответчика частное определение.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дне слушания дела извещена, о причинах неявки суду не сообщила.
Окружное управление социальной защиты населения №, Министерство социального развития <адрес> в судебное заседание своих представителей не направили, извещены, представили возражения на иск, в которых просили в иске отказать.
Третье лицо ФИО9 в судебное заседание не явился, извещен.
Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила).
Согласно пункту 3 Положения, право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Пунктом 4 Положения определено, что субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (пункт 20 Правил).
Согласно пункту 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Во исполнение этого Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил, пункты 32 - 35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.
В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Пунктом 48 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761, предусмотрен перечень рекомендуемых документов, подтверждающим отсутствие у граждан доходов от трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Действия (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" даны разъяснения, что по смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются, в том числе, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).
Граждане, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с Законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии, с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении:
а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения;
б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
в) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия;
г) сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства;
д) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
е) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Согласно пункту 50 методических рекомендаций если заявитель, являющийся собственником жилого помещения, указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, постоянно проживающих совместно с ним по месту его жительства и не являющихся с собственниками данного жилого помещения, то такой заявитель согласно пункту «б» пункта 8 Правил представляет документы, содержащие сведения о размере вносимой ими платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, к которым рекомендуется относить, в частности: а) договор (или его копия) найма жилого помещения (п. 3 ст.685 ГК); б) договор (или его копия) поднайма жилого помещения (п. 3 ст. 685 ГК, ст. 78 ЖК); в) соглашение между собственником жилого помещения и бывшим членом его семьи (ч. 4 ст. 31 ЖК).
Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее — Правила) установлено, что при подаче заявки на жилищную субсидию с 1-го числа по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при подаче заявки с 16-го числа до 15-го числа следующего месяца - с 1-го числа следующего месяца.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В процессе рассмотрения дела судом установлено, что истец в иске просила признать незаконным решение от 18.06.2024г. Однако 18.06.2024г. Окружным правлением социального развития № никакого решения в отношении ФИО1 не принималось, а было принято решение 18.07.2024г., в связи с чем, суд полагает, что истцом в иске допущена техническая описка.
Как усматривается из материалов дела, решениями Окружного управления социального развития №, в лице Министерства социального развития <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ, за № от 18.07.2024г. ФИО1 отказано в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Указано, что имеется превышение дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с 01.12.2023г. по 31.05.2024г. соответственно.
Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают 22% от совокупного дохода семьи.
Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем делениясреднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи. В свою очередь,среднемесячный совокупный доход семьи получается путем суммирования среднемесячных доходов каждого члена семьи.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала заявление NoP№ на предоставление субсидии по адресу: <адрес>.
Аналогичное заявление было подано 03.07.2024г.
К заявлениям были приложены следующие документы:? Информация о сопоставлении платежа от ДД.ММ.ГГГГ из государственнойинформационной системы жилищно-коммунального хозяйства на сумму 5 000 рублей;? Информация о сопоставлении платежа от ДД.ММ.ГГГГ и государственнойинформационной системы жилищно-коммунального хозяйства на сумму 3 000 рублей;? Информация о сопоставлении платежа от ДД.ММ.ГГГГ из государственнойинформационной системы жилищно-коммунального хозяйства на сумму 800 рублей;? Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ No 2-№;? Свидетельство о государственной регистрации права собственности серия №, выданноеДД.ММ.ГГГГ.
В рамках межведомственного взаимодействия («Предоставление из ЕГР ЗАГС по запросу сведений о заключении брака 4.0.0») была получена информация о том, что заявитель, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающим по адресу: <адрес>, пр-кт. Ленинский, <адрес>.
Информация о расторжении брака не поступила, поскольку на момент подачи заявления была подана апелляционная жалоба на решение суда о расторжении брака между ФИО1 и ФИО9, и решение суда о расторжении брака вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении вышеуказанных заявлений и принятии оспариваемых решений, расчет размера субсидии производился по формуле согласно п. 23 Правил и учитывались доходы заявителя и ее супруга, ФИО9, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2 Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно - коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно п. 32 Правил - совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления о предоставлении субсидии.
В соответствии с п. 34 Правил, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи. В свою очередь, среднемесячный совокупный доход семьи получается путем суммирования среднемесячных доходов каждого члена семьи.
В силу п. 37 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы.
Расчет размера субсидии производился по формуле согласно п. 23 Правил и учитывались доходы заявителя и ее супруга, ФИО9, за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, ответчиком при рассмотрении заявлений истца учитывался весь совокупный доход ФИО1, что подтверждается ответом Окружного управления социального развития № от 20.06.2024г. №.24 ТГ-860/07, за подписью заместителя начальника ФИО6 Киоса.
И данный ответ был направлен в адрес истца 21.06.2024г. ШПИ №.
Согласно выписки из домовой книги по адресу: <адрес>, в квартире зарегистрировано 2 человека.
Также в собственности ФИО1 имеются две квартиры: <адрес>, кадастровый №, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; <адрес>, кадастровый №, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Соответственно при расчете размера субсидии был применен региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (ССЖКУ) на одного проживающего в семье из двух человек (3 869,13 руб.). Максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ФИО1 (9 088,13 руб. - 22% от совокупного дохода семьи), значительно превысила ССЖКУ.
Таким образом, рассчитанный размер субсидии принял отрицательное значение (3 869,13 - 9 088,13 = - 5 219,00).
В результате расчета максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (22% от величины совокупного дохода) превысила размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного проживающего в семье из двух человек.
Управлением по вышеуказанным заявлениям от 01.06.2024г. и 03.07.2024г. были приняты решения от 17.06.2024г. и 18.07.2024г. об отказе в предоставлении субсидии с указанием причины отказа «Расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе.
Указанные оспариваемые решения мотивированы, содержат разъяснения причин отказа в предоставлении государственной услуги.
При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о правомерности вынесенных решений № от 17.06.2024г. и № от 18.07.2024г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку расходы ФИО1 на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как рассчитанных исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, которые не превышают 22% от совокупного дохода семьи.
Суд принимает во внимание, что доходы супруга ФИО1 - ФИО9 за период с ноября 2023года по май 2024года подлежат учету при расчете субсидии, так как это прямо предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно п.2 которого субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Таким образом, суд полагает заявленные истцом требования к ответчикам о признании решений № от 17.06.2024г. и № от 18.07.2024г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг не подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования истца в части признания незаконными отказы в предоставлении полного помесячного расчета совокупного дохода семьи для исчисления субсидии, и признании незаконными ответы заместителя начальника управления ФИО5 и заместителя министра социального развития <адрес> ФИО8 от 20.06.2024г., от 15.07.2024г., обязать дать ответ по существу поставленных вопросов, суд приходит к следующему.
Реализация гражданином Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по результатам рассмотрения обращения гражданина дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
ФИО1 года обращалась в Окружное управление социального развития No 1 Министерства социального развития <адрес> с просьбой о предоставленииинформации о суммах доходов, включенных в совокупный доход семьи, учтенных при расчете размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В данном обращении, так же в качестве контактной информации, была указана электронная почта <данные изъяты>.
Согласно требования ст. 19 п.1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ No152-ФЗ «О персональных данных» оператор при обработке персонал организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
В связи с тем, что передача информации, содержащей персональные данные, по электронной почте осуществляется по открытым каналам связи, имеющим выход за пределы контролируемой зоны, а так же во избежание несанкционированного разглашения персональных данных третьим лицам, Управлением по вышеуказанным обращениям была подготовлена запрашиваемая ФИО1 информация на бумажном носителе (№ от ДД.ММ.ГГГГ) и направлена посредством Почты России по адресу ее места жительства (согласно отметки регистрационных органов паспорте РФ) и по адресу ее фактического места проживания, указанному в судебной корреспонденции.
Таким образом, Управлением была обеспечена защита информации, содержащей персональные данные, от несанкционированного получения ее третьими лицами.Одновременно с этим на электронный адрес <данные изъяты>, указанный в обращенияхФИО1, Управлением направлены информационные письма No № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что запрошенная информация направлена посредством Почты России по адресу ее места жительства (согласно отметки регистрационных органов в паспорте РФ) и по адресу ее фактического места проживания, указанному в судебной корреспонденции.
Согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ No 152-ФЗ «О персональных данных», предоставить информацию Истцу о доходах ее членов семьи (а именно ее супруга), учитываемых при рассмотрении вышеуказанных заявлений, не представляется возможным поскольку данная информация содержит персональные данные иных субъектов персональных данных, помимо самого заявителя.
При этом, ответчиком при рассмотрении заявлений истца учитывался весь совокупный доход ФИО1, что подтверждается ответом Окружного управления социального развития № от 20.06.2024г., за подписью заместителя начальника ФИО6 Киоса.
И данный ответ был направлен в адрес истца 21.06.2024г. ШПИ №.
Кроме этого, на заявление ФИО1, за № от 15.07.2024г. заместителем Министра социального развития <адрес> ФИО8 также дан ответ, что, при рассмотрении вопроса о предоставлении субсидии в рамках межведомственного взаимодействия были направлены запросы, в результате которых получена информация о регистрации заключения брака между ФИО1 и ФИО9, в связи с чем, при определении совокупного дохода семьи были учтены доходы супруга истца.
Суд, исследовав оспариваемые ответы, приходит к выводу о том, что обращение истца было объективно рассмотрено ответчиками, по результатам рассмотрения такого обращения истцу даны мотивированные ответы по существу поставленных вопросов в пределах компетенции ответчиков, со ссылками на соответствующие нормы и фактические обстоятельства, что полностью соответствует требованиям Закона о порядке рассмотрения обращений граждан.
Таким образом, принимая во внимание, что обращения истца были рассмотрены по существу, то правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Само по себе несогласие с ответами на обращение истца не является безусловным основанием для удовлетворения исковых требований о признании вышеуказанных ответов от 20.06.2024г. и 15.07.2024г. незаконными.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ФИО1
Требование о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит, как производное от основных, и в связи с непредставлением доказательств причинения истцу морального вреда ответчиками.
Согласно статье 2 ГПК РФ гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со статьей 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Из приведенной нормы процессуального законодательства следует, что суд, вынося частное определение по конкретному делу, должен указать в нем закон или иной нормативный правовой акт, нарушение которых было допущено и выявлено при рассмотрении дела, а также лицо, допустившее нарушение требований законодательства, в адрес которого выносится частное определение.
Частное определение - это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности и правопорядка, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении гражданского дела предоставленными гражданско-процессуальным законом средствами.
Возможность вынесения частных определений является дополнительной гарантией выполнения задач, стоящих перед судами, и связанных с укреплением законности и правопорядка, предупреждением правонарушений, формированием уважительного отношения к закону и суду.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации).
Соблюдение указанных принципов осуществления правосудия обеспечивается всей совокупностью гражданско-процессуальных средств и процедур.
Суд не усматривает оснований для вынесения частного определения в отношении ответчиков, поскольку из материалов дела не следует, что вынесение частного определения в данном случае является необходимым для предупреждения правонарушений и укрепления законности и правопорядка в сфере гражданских правоотношений.
Руководствуясь ст.ст. 193 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Окружному управлению социального развития № в лице Министерства социального развития <адрес>, министру и заместителю Министерства социального развития <адрес> о признании незаконными ответы на заявления, решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 25.09.2024г.
Судья Т.К.Двухжилова