Судья Айплатов Н.М. дело № 7р-149/2021
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 12 мая 2021года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Григорьева А.Ю. на постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 18 июня 2020 года № 347, решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 18 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Григорьева А.Ю., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 18 июня 2020 года № <№> Григорьев А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей.
Решением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 18 февраля 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Григорьева А.Ю. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Григорьев А.Ю. просит отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда, считая их незаконными. Указывает, что на момент составления протокола об административном правонарушении не являлся должностным лицом общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее – ООО «<...>», общество), с 2019 года не осуществляет руководство указанным юридическим лицом, состоит в трудовых отношениях с другими организациями. Указанные обстоятельства подтверждают сведения ООО «<...>» о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, в том числе на июнь-август 2019 года. Неисполнение новым руководителем ООО «<...>» обязанности по внесению сведений о смене руководителя в единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) не является основанием для возложения обязанности по предоставлению сведений о юридическом лице на бывшего руководителя общества.
Выслушав объяснения Григорьева А.Ю., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ИФНС России по г. Йошкар-Оле Рябининой Н.А., полагавшей, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении <№>, материалы дела <№> по жалобе Григорьева А.Ю., прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В пункте 5 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Григорьева А.Ю. к административной ответственности) определено, что если иное не установлено данным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 указанной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 данной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «н», «п», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 названной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI данного закона.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (пункт 4 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (пункт 4.2 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ).
Согласно пункту 4.3 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице (пункт 6 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ).
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона № 129-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ООО «<...>» зарегистрировано в качестве юридического лица 10 июля 2015 года. По сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, по состоянию на 9 июля 2019 года, местом нахождения ООО «<...>» являлся адрес: <адрес>. Директором общества является Григорьев А.Ю.
При осуществлении мероприятий налогового контроля налоговым органом на основании пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ проведена проверка достоверности адреса места нахождения ООО «Автострада».
На момент проведения осмотра объекта недвижимости 9 июля 2019 года установлено, что по адресу, указанному в ЕГРЮЛ в качестве адреса ООО «<...>», расположена администрация муниципального образования «Кузнецовское сельское поселение». Вывесок либо иных указаний на присутствие ООО «Автострада», а также его сотрудников, учредителя или руководителя не обнаружено. В момент проведения осмотра объекта недвижимости присутствовал специалист администрации муниципального образования «Кузнецовское сельское поселение» В.Н.В., которая пояснила, что ООО «Автострада» по данному адресу деятельность не осуществляет и не располагается. Местонахождение указанного юридического лица не установлено.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ 12 июля 2019 года в адрес ООО «<...>», его учредителя и руководителя были направлены уведомления о необходимости привести сведения об адресе (месте нахождения) общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в соответствие с адресом фактического нахождения организации путем предоставления необходимых документов в регистрирующий орган в течение тридцати дней с момента направления уведомления.
Уведомление от 12 июля 2019 года № 03-31/3912, адресованное ООО «<...>», и уведомление от 12 июля 2019 года № 03-32/3910, адресованное Григорьеву А.Ю., не были получены адресатами.
Ввиду того, что в тридцатидневный срок с момента направления уведомления о недостоверности в регистрирующий орган не были представлены требуемые от ООО «<...>» сведения, в ЕГРЮЛ 15 августа 2019 года была внесена информация о недостоверности сведений об адресе ООО «Автострада».
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Григорьева А.Ю. к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 КоАП РФ.
Виновность Григорьева А.Ю. в совершении названного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; выпиской из ЕГРЮЛ, протоколом осмотра объекта недвижимости, копией уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений, оцененными с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными для квалификации правонарушения по части 4 статьи 14.25 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда согласился с выводами должностного лица административного органа о наличии события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, в действиях Григорьева А.Ю.
Оснований не соглашаться с выводами, приведенными в оспариваемых решениях, оценкой имеющихся доказательств не усматривается, поскольку выводы мотивированы, основаны на обстоятельствах, полно установленных и подробно приведенных в постановлении начальника ИФНС России по г. Йошкар-Оле и решении судьи районного суда. Доказательства оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ в их совокупности.
Субъектами правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации на момент совершения административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что Григорьев А.Ю. не является субъектом правонарушения, поскольку с 2019 года не осуществляет руководство ООО «<...>», несостоятелен, поскольку доказательств об исключении сведений о Григорьеве А.Ю. из ЕГРЮЛ не имеется. Данные об этом вопреки установленной законом обязанности обеспечить достоверность и актуальность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в данный реестр не внесены. Доказательства прекращения трудовых отношений Григорьева А.Ю. и ООО «Автострада» в материалах дела отсутствуют. При этом, как пояснил сам Григорьев А.Ю., он являлся заявителем при регистрации ООО «<...>» в налоговом органе.
Факт работы Григорьева А.Ю. в других организациях также не влияет на квалификацию указанного правонарушения. Как правильно указал судья районного суда, данное обстоятельство не исключает осуществления руководства им ООО «<...>».
Доводы жалобы были проверены должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении и судьей районного суда при его пересмотре, получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, в отсутствие доказательств исключительности оснований для применения положений о малозначительности, а также условий для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу решений в части размера назначенного Григорьеву А.Ю. наказания.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Санкцией части 4 статьи 14.25 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Административное наказание назначено Григорьеву А.Ю. в размере 7 000 рублей.
Назначая наказание в виде административного штрафа не в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.25 КоАП РФ, должностное лицо административного органа не указало, какие обстоятельства оно принимает во внимание.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено, сведений о том, что Григорьев А.Ю. ранее привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Принимая во внимание, что административное правонарушение Григорьевым А.Ю. совершено впервые, отягчающие ответственность обстоятельства отсутствуют, а административное наказание в соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ имеет исключительно предупредительные цели, прихожу к выводу о том, что для достижения цели административного наказания, соответствия его принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности административный штраф Григорьеву А.Ю. может быть назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.25 КоАП РФ, – 5000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 18 июня 2020 года <№>, решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 18 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Григорьева А.Ю. изменить; назначенное Григорьеву А.Ю. административное наказание в виде административного штрафа снизить с семи тысяч рублей до пяти тысяч рублей.
В остальной части постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 18 июня 2020 года <№>, решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 18 февраля 2021 года оставить без изменения, жалобу Григорьева А.Ю. – без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова