Дело №2-2228/2024
УИД: 16RS0040-01-2024-003331-33
Решение
именем Российской Федерации
5 июня 2024 г. г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Панфиловой А.А.
при ведении протокола помощником судьи Захаровой Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об обязании включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периоды работы,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ в связи с отказом в назначении ей страховой пенсии как медицинскому работнику, оформленным решением от ДД.ММ.ГГГГ за №, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа не менее 30 лет.
Истец просит включить в ее медицинский стаж периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, детский день ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть данное дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать (л.д. 53).
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федеральный закон от 28.12.2013 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Часть 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 (далее Правила N 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 5 Правил N 516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ч. 1 ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ за № в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа –30 лет. По расчетам Отделения ПФР по РТ специальный стаж ФИО1 составил 29 лет 10 месяцев 10 дней.
При этом в специальный стаж истца не были включены периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также детские дни ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в период работы в Зеленодольской ЦРБ, так как Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено включение в специальный стаж периодов учебных отпусков (л.д.11-12).
Из пояснений истца следует, что она в период работы в должности фельдшера-лаборанта в биохимической лаборатории ГУЗ «ЗЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в учебных отпусках во время сессий в ЧОУВО «Казанский инновационный университет им. ФИО5 по специальности «Юриспруденция», за ней сохранялась средняя заработная плата.
Суд полагает такую позицию истца неверной.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда N 148 от 24.06.1974 "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Как предусматривают указанные Рекомендации, термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, Постановление N 665 дополнено пунктом 3(1), в соответствии с которым при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, предусмотрено включение в специальный страховой стаж медицинских работников периодов профессионального обучения, которое непосредственно связано с медицинской деятельностью, проводилось в специализированном медицинском учреждении, обучение обусловлено необходимостью осуществления (продолжения осуществления) лечебной деятельности.
Между тем, из материалов дела следует, что в спорные периоды ФИО1 обучалась в учебном заведении высшего профессионального образования по специальности "Юриспруденция", данное обучение осуществлялось истцом по собственной инициативе, и не было обусловлено необходимостью осуществления (продолжения осуществления) лечебной деятельности по замещаемой ею должности фельдшера-лаборанта в биохимической лаборатории ГУЗ «ЗЦРБ».
При таком положении у суда отсутствуют основания для включения в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в целях досрочного назначения пенсии спорных периодов нахождения истца в дополнительных оплачиваемых учебных отпусках.
На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», руководствуясь ст.55-57,194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 полностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в апелляционном порядке через Зеленодольский городской суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: