Решение по делу № 2-1986/2017 от 13.02.2017

Дело 2-1986/2017

17 марта 2017 года                                                                        город Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Саблиной Е. А.

при секретаре судебных заседаний Кузнецовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Архангельске гражданское дело по иску заместителя прокурора города Северодвинска в интересах Стрыгина В. П. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический онкологический диспансер», Министерству здравоохранения Архангельской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями,

установил:

заместитель прокурора города Северодвинска обратился в суд в интересах Стрыгина В.П. с исковым заявлением к ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер» и Министерству здравоохранения Архангельской области об обеспечении лекарственным препаратом «Вандетаниб» в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Архангельской области.

В обоснование требований указал, что консилиумом врачей ГБУ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Архангельской области (далее - ГБУ АО «АКОД») ДД.ММ.ГГГГ Стрыгину В.П. поставлен диагноз: <данные изъяты> Консилиумом пациенту даны рекомендации принимать препарат <данные изъяты> 300 мг/сутки ежедневно, независимо от приема пищи, длительное время, до прогрессии или непереносимой токсичности. На заседании комиссии Министерства здравоохранения Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение об обеспечении Стрыгина В.П. лекарственным препаратом <данные изъяты>. Стрыгин В.П. с ДД.ММ.ГГГГ данным лекарственным препаратом не обеспечен. По сообщению Министерства здравоохранения Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, по данным реестра предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предельная розничная цена на лекарственный препарат <данные изъяты> таблетки покрытые пленочной оболочкой 300 мг составляет 341 807 руб.80 коп. (с учетом НДС иустановленных надбавок). Учитывая высокую стоимость лекарственного препарата, Стрыгин В.П. лишен возможности его приобретения.

Истец Стрыгин В.П. о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Помощник прокурора города Северодвинска Репников А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнения требований.

Представитель ответчика ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер» Лазарева О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Полагала, что ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер» является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Ответчик Министерство здравоохранения Архангельской области о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заедание представитель не явился, просил рассмотреть заявление в отсутствие представителя. Представил письменный отзыв, согласно которому Министерство от обеспечения медицинским препаратом Стрыгина В.П. не отказывается, однако закупка лекарственных средств за счет средств областного бюджета возможна только после увеличения соответствующих лимитов в бюджете Архангельской области.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Это включает в себя и реализацию права на их судебную защиту.

В соответствии со ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы для отдельных категорий граждан.

В соответствии со ст. 33 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной в городе Санкт-Петербурге 29.10.1994 на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе визиты врача на дом, специализированное обслуживание в больницах, клиниках и вне стен этих учреждений; обеспечивают потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными, сохраняют льготный порядок обеспечения лекарственными средствами и средствами протезирования инвалидов, малоимущих, а также других категорий граждан в соответствии с национальным законодательством.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, соблюдение врачебной тайны.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).

В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В силу указания п.1 ч. 1 ст. 1 Закона Архангельской области от 02.03.2005 № 2-2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями» право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении (далее - мера социальной поддержки) имеют проживающие на территории Архангельской области граждане Российской Федерации, страдающие онкологическими заболеваниями.

Из материалов дела следует, что Стрыгину В.П. ДД.ММ.ГГГГ поставлен диагноз: <данные изъяты>

Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что решением врачебной комиссии по назначению лекарственных препаратов, закупаемых за счет средств областного бюджета от ДД.ММ.ГГГГ Стрыгину В.П. назначен препарат <данные изъяты>, начало терапии 01.2017, он нуждается в лечении по жизненным показаниям. Однако Стрыгин В.П. до настоящего времени данным лекарственным средством не обеспечен.

Осмотрен на врачебной комиссии ГБУ АО «АКОД» - ДД.ММ.ГГГГ, пациенту показана терапия препаратом - <данные изъяты> длительно, до прогрессии или непереносимой токсичности.После получения решения заседания комиссии министерства здравоохранения Архангельской области по отбору пациентов для адресного обеспечения лекарственными препаратами, закупаемыми за счет средств областного бюджета ДД.ММ.ГГГГ учитывая распространенность заболевания, отсутствие других вариантов противоопухолевой помощи в настоящий момент, в интересах больного предложена попытка химиотерапии 3 лечебных курса с интервалом между курсами 21 день.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу ст. 16 вышеуказанного федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе: разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 27.03.2012 № 119-пп, Министерство здравоохранения Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере охраны здоровья.

Соответствующие полномочия отнесены к компетенции Министерства п. 8 указанного положения. Таким образом, именно Министерство здравоохранения Архангельской области является надлежащим ответчиком по делу.

Стрыгин В.П. относится к категории граждан имеющих право на бесплатное обеспечение всеми жизненно необходимыми лекарственными средствами в соответствии с положениями действующего законодательства, что сторонами не оспаривается.

Необходимость приема лекарственного препарата <данные изъяты> для поддержания жизнедеятельности Стрыгина В.П., подтверждена представленными в материалы дела доказательствами.

Ссылка Министерства здравоохранения Архангельской области на недостаточность соответствующих лимитов в бюджете Архангельской области, не может быть принята во внимание. Оказание Стрыгину В.П. медицинской помощи в виде амбулаторного лечения не должно ограничивать его право на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе, на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Более того, не предоставление лекарственных препаратов, рекомендованных консилиумом врачей ГБУ АО «АКОД», влечет нарушение права истца на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.

Учитывая изложенное, исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска в интересах Стрыгина В. П. к Министерству здравоохранения Архангельской области об обеспечении лекарственными средствами подлежат удовлетворению.

Представленной в материалы дела выпиской из амбулаторной карты подтверждается, что в настоящий момент Стрыгин В.П. проходит три курса химиотерапии. На период проведения курса химиотерапии не нуждается в приеме указанного препарата, что следует из объяснений представителя ГБУ АО «АКОД». В судебном заседании помощник прокурора указал на отсутствие необходимости в обращении решения суда к немедленному исполнению.

Таким образом, основания для обращения решения суда к немедленному исполнению не имеется.

При этом, суд полагает необходимым разъяснить, что при изменении обстоятельств вопрос об обращении решения суда к немедленному исполнению может быть разрешен судом в порядке, установленном ст. 212 ГПК РФ.

В удовлетворении исковых требования заместителя прокурора города Северодвинска в интересах Стрыгина В. П. к ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер» об обеспечении лекарственными средствами надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска в интересах Стрыгина В. П. к Министерству здравоохранения Архангельской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями - удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Архангельской области обеспечить Стрыгина В. П. лекарственнымпрепаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Архангельской области.

Исковые требования к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический онкологический диспансер» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2017 года

Судья        Е. А. Саблина

2-1986/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г. Северодвинска
Заместитель прокурора г.Северодвинска
Стрыгин В.П.
Ответчики
ГБУЗ АО "Архангельский клинический онкологический диспансер"
Министерство здравоохранения Архангельской области
Другие
Министерство здравоохранения Ао
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
13.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2017Передача материалов судье
15.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.03.2017Предварительное судебное заседание
17.03.2017Судебное заседание
22.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее