Дело № 2-855/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июня 2018 года г. Нефтекамск
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рахимовой С.К.,
при секретаре Фазыловой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамуратова И.И. к Администрации городского округа города Нефтекамск о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
установил:
Шамуратов И.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа города Нефтекамск о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности.
В обоснование заявленных требований указал, что его мать Шамуратова Т.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным ДД.ММ.ГГГГ г. отделом ЗАГС по г. Нефтекамску Министерства юстиции РБ, которая до своей смерти была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Шамуратова Т.В. являлась собственником 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: Республика <адрес> 09.07.2007 г. нотариусом Первой Нефтекамской государственной нотариальной конторы РБ Нургалиевой И.З. ему было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию за № №, согласно которому, после смерти его матери Шамуратовой Т.В. он получил 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Сособственником его матери на основании вышеуказанного договора приватизации являлся Коротков И.Ф. - гражданский муж матери. Коротков И.Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным 25.10.2002 г. отделом ЗАГС администрации г. Нефтекамска РБ РФ. На сегодняшний день наследственного дела, открытого к имуществу Короткова И.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ года не имеется. Брак между Коротковым И.Ф. и Шамуратовой Т.В. в органах ЗАГС зарегистрирован не был. Коротков И.Ф. детей, братьев и сестер не имел. Со дня смерти матери, то есть с ДД.ММ.ГГГГ г. истец владел указанным недвижимым имуществом добросовестно, открыто и непрерывно, из его владения 1/2 доля квартиры никогда не выбывала, наследники Короткова И.Ф. права на нее не заявляли. Также он нес бремя содержания имущества, в том числе по оплате коммунальных услуг, что подтверждается справкой, выданной 06.02.2018 г. ООО «УЖХ» об отсутствии задолженности по жилищным услугам, коммунальным услугам и электроэнергии, оплачивал налоги, что подтверждается справкой № №, выданной МИ ФНС № 29 по РБ 07.02.2018 г. об отсутствии данных по налоговым обязательствам. По адресу: Республика <адрес> он зарегистрирован по месту жительства с 23.01.2004 г. и по настоящее время, что подтверждается справкой № №, выданной 06.02.2018 г. ООО «УЖХ».
Просил суд, признать за ним право собственности на 1/2 долю в праве долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в силу приобретательной давности.
В судебном заседании истец Шамуратов И.И. и его представитель Антонова О.А. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации городского округа города Нефтекамск Набиева Г.Д. в судебном заседании исковые требования не признала, так как законных прав и интересов истца ответчиком не нарушено.
Третье лицо Шамуратова Л.А., привлеченная к участию в деле определением суда от 05.04.2018 г. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истца.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: <адрес> перешла в общую совместную собственность Шамуратовой Т.В. и Короткова И.Ф. в порядке приватизации на основании договора от 09.12.1992г.
ДД.ММ.ГГГГ. Коротков И.Ф. умер.
Имущество в виде 1/2 доли в праве собственности на указанную квартиру, принадлежащее Короткову И.Ф., после его смерти в порядке наследования ни кем не принималось.
Данные обстоятельства подтверждены ответом НО «Ассоциации нотариусов Нотариальная палата РБ» представленным по запросу суда.
ДД.ММ.ГГГГ г. Шамуратова Т.В. умерла.
После смерти Шамуратовой Т.В. наследником ее доли в праве собственности на квартиру стал сын Шамуратов И.И. (право собственности зарегистрировано 18.07.2007), который с 23.01.2004 г. проживает и зарегистрирован в указанной квартире, несет бремя расходов по ее содержанию, произвел в ней ремонт, оплачивает коммунальные и прочие платежи.
Данные обстоятельства подтверждены: сведениями Межмуниципального отдела по Калтасинскому, Краснокамскому районам, городу Нефтекамск и Агидель Управления Росреетстра по РБ от 03.04.2018г., свидетельством о праве на наследство по завещанию от 09.07.2007; ставкой ООО «УЖХ», в которой указано, что Шамуратов И.И. задолженности по жилищным услугам не имеет; договором управления жилым помещением, находящихся в собственности граждан, и предоставлении коммунальных услуг от 30.11.2005г., договором от 18.02.2013 г. на установку пластиковых окон по адресу: <адрес> актом опломбирования счетчиков от 16.04.2014г., актом ввода в эксплуатацию приборов учета холодного и/или горячего водоснабжения в жилом помещении от 05.10.2012г.; свидетельскими показаниями Филипповой А.У., Максимовой Т.М., Султанбекова Р.А., которые суду пояснили, что в квартире по адресу: <адрес> до своей смерти проживала Шамуратова Т.В., а после ее смерти в квартире проживает ее сын Шамуратов И.И.
В соответствии со ст. 1151 ГК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность, соответственно, Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснений, содержащихся в пунктах 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (п. 3 ст. 234 ГК РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
С момента смерти Короткова И.Ф., то есть с 25.10.2002г., его доля в праве собственности на квартиру считается принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию. Однако свои права на наследство в отношении указанного имущества ответчик не оформил, каких-либо действий по владению и пользованию этим имуществом не осуществлял.
Следовательно, тот факт, что спорная доля в праве собственности на квартиру является выморочным имуществом и в силу закона признается принадлежащей муниципальному образованию, сам по себе не является препятствием для применения ст. 234 ГК РФ.
Шамуратов И.И. стала владеть всей однокомнатной квартирой как собственной после смерти своей матери Шамуратовой Т.В. в ноябре 2006 г. Ранее, начиная с октября 2002 года, квартирой единолично владела его мать Шамуратова Т.В.
Согласно п. 3 ст. 234 ГК РФ лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что на основании п. 3 ст. 234 ГК РФ (с учетом присоединения ко времени владения квартирой Шамуратовым И.И. всего времени, в течение которого этим имуществом после смерти Короткова И.Ф. владела его мать Шамуратова Т.В., наследником которой он является) Шамуратов И.И. на протяжении более 15 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет всей квартирой по адресу: <адрес> в том числе 1/2 долей в праве собственности, принадлежавшей умершему, как своей собственной, оплачивая жилищно-коммунальные платежи, осуществляя содержание квартиры и ее ремонт, что свидетельствует о поведении характерном для собственника, тогда как муниципальное образование с 2002 г. каких-либо требований в отношении спорного имущества не заявляло, в связи с чем, имеются основания для признания за истцом права собственности на спорную долю в квартире в силу приобретательной давности в соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шамуратова И.И. к Администрации городского округа города Нефтекамск о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности - удовлетворить.
Признать за Шамуратовым И.И. право собственности на 1/2 долю в праве долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в силу приобретательной давности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан.
Судья С.К.Рахимова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09 июня 2018 года.