ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2а-473/2019
г. Краснодар 10 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Умерова Э.Ш., действующего в интересах Шингалеевой Е.В., на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 5 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Шингалеевой Е.В. об оспаривании постановления и бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., выслушав объяснение представителя Шингалеевой Е.В. по доверенности Умерова Э.Ш., настаивавшего на удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шингалеева Е.В. обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, уточненным в ход судебного разбирательства, о признании недействительным заключения Постоянной комиссии Алуштинского городского совета по мандатам, правовым и нормативным вопросам, развитию межнациональных отношений и работы с территориальным общественным самоуправлением от 19 октября 2016 года № 88/62.
Просила признать недействительными заключение Постоянной комиссии Алуштинского городского совета по вопросам муниципальной собственности от 19 октября 2016 года № 73/54.
Также просила признать недействительным постановление от 7 ноября 2016 года № 3367 «О рассмотрении заявления гражданки Шингалеевой Е.В.».
Признать незаконным бездействие администрации г. Алушты Республики Крым, выразившееся в несоблюдении порядка в завершении оформления права Шингалеевой Е.В. на земельный участок по адресу: <адрес> площадью 0,0813 га (813 кв. м).
Обязать администрацию г. Алушты Республики Крым устранить нарушение прав Шингалеевой Е.В. и передать ей в собственность указанный земельный участок.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 5 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Шингалеевой Е.В. по доверенности Умерова Э.Ш. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 2 июля 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 30 июля 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя Шингалеевой Е.В. по доверенности Умерова Э.Ш., настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12-2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу части 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2019 года.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок).
Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (пункт 4 Порядка).
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о рождении Моренко Е.В., которая в дальнейшем изменила фамилию на Шингалеева, ее матерью является Моренко Л.В., которая при регистрации брака приобрела фамилию Шилова.
Согласно расписке от 5 июля 2004 года Шилова Л.В. приобрела гараж по <адрес> и по решению Изобильненского сельского совета от 22 июля 2004 года № 86 ФИО18 продлен на пять лет срок краткосрочной аренды земельного участка площадью 0,03 га по данному адресу.
Согласно расписке от 18 мая 2004 года Шингалеева Е.В. приобрела у ФИО16. два каменных и два деревянных сарая, расположенных по <адрес> с переоформлением на Шингалееву Е.В. земельного участка площадью 0,02 га и решением Изобильненского сельского совета от 22 июля 2004 года № 87 Шингалеевой Е.В. в краткосрочную аренду на пять лет для индивидуального огородничества предоставлен земельный участок площадью 0,02 га по <адрес>, право пользования которым прекращено у ФИО17.
Решением Изобильненского сельского совета от 1 декабря 2005 года № 89 прекращено право пользование земельным участком Шиловой Л.В. в связи со смертью землепользователя и Шингалеевой Е.В. в краткосрочную аренду сроком на пять лет предоставлен земельный участок площадью 0,03 га, расположенный в с. Изобильное по ул. Новой для индивидуального огородничества.
Согласно расписке от 16 июня 2008 года Шингалеева Е.В. также приобрела у ФИО19 два сарая № и № по <адрес>.
В 2008 году Шингалеевой Е.В. разрабатывалась техническая документация по землеустройству – по установлению границ в натуре для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений по <адрес>. При этом суд первой инстанции отметил, что данная документация не была согласована со смежными землепользователями и органом местного самоуправления; площадь земли, на которую оформлялась техническая документация, указана 0,0813 га.
В 2009 году ЧП <данные изъяты> подготовлен технический отчет по кадастровой съемке земельного участка, при этом площадь земли, на которую оформлялся технический отчет, составила 0,0500 га.
Шингалеева Е.В. заключила 6 декабря 2012 года с директором коммунального предприятия «<данные изъяты>» договор на предоставление посреднических услуг по оформлению земельного участка площадью 0,0792 га по адресу: <адрес>.
Шингалеева Е.В. обратилась 15 ноября 2013 года в Изобильненский сельский совет для получения разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0792 га для обслуживания и строительства жилого дома для дальнейшего предоставления в собственность.
В 2014 году ЧП <данные изъяты> также подготовлен технический отчет по кадастровой съемке земельного участка по адресу: <адрес>, площадь земли, на которую оформляется технический отчет, составил 0,0803 га.
Земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 745 кв. м 23 июня 2016 года поставлен на кадастровый учет, а также составлен межевой план.
Шингалеева Е.В. обратилась в администрацию г. Алушты Республики Крым 13 июля 2016 года с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 745 кв. м по указанному адресу в собственность, предоставив необходимый пакет документов, в том числе копию решения Изобильненского сельского совета от 24 апреля 2009 года № 55/69, которым внесены изменения в решение Изобильненского сельского совета от 22 июля 2004 года № 87 и Шингалеевой Е.В. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0813 га за счет земель Изобильненского сельского совета, не предоставленных в пользование для обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений по ул. Новая с. Изобильное для дальнейшего предоставления в собственность.
На запрос управления земельных отношений администрации г. Алушты Республики Крым 1 сентября 2016 года начальником архивного отдела и заместителем главы администрации г. Алушты Республики Крым представлена информация, что в решениях 55 сессии Изобильненского сельского совета за 2009 год решение Изобильненского сельского совета от 24 апреля 2009 года № 55/69 не значится.
Заключением Постоянной комиссии мандатной, по правовым и нормативным вопросам, развитию межнациональных отношений и работы с территориальным общественным самоуправлением Алуштинского городского совета от 19 октября 2016 года № 88/62 рекомендовано администрации города отказать Шингалеевой Е.В. в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером № площадью 745 кв. м в связи с тем, что отсутствует действующее решение Изобильненского сельского совета о разрешении на разработку документации по землеустройству.
Заключением Постоянной комиссии по вопросам муниципальной собственности администрации Алуштинского городского совета от 19 октября 2016 года № 73/54 также рекомендовано администрации города отказать Шингалеевой Е.В. в предоставлении бесплатно в собственность названного земельного участка в связи с тем, что отсутствует действующее решение Изобильненского сельского совета о разрешении на разработку документации по землеустройству.
Постановлением главы администрации г. Алушты Республики Крым от 7 ноября 2016 года № 3367 Шингалеевой Е.В. отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка в связи с тем, что отсутствует решение Изобильненского сельского совета о разрешении на разработку документации по землеустройству.
Согласно выписке из решения 55 сессии 5 созыва Изобильненского сельского совета рассмотрено 57 вопросов, а из нумерации представленного административным истцом решения усматривается, что данный вопрос о разрешении разработки проекта землеустройства Шингалеевой Е.В. рассмотрен под номером 69.
При этом в судебном заседании суда первой инстанции представители административных истцом ФИО20. и ФИО21 указали, что иных протоколов, в том числе дополнительных, за 55 сессию 5 созыва Изобильненского сельского совета не имеется. Данные обстоятельства подтверждаются информацией из архивного отдела администрации г. Алушты Республики Крым.
В решении Изобильненского сельского главы от 24 апреля 2009 года № 55/69 указан размер по отводу земельного участка площадью 0,0813 га, тогда как в 2009 году ЧП «<данные изъяты>.» был подготовлен технический отчет по кадастровой съемке земельного участка площадью 0,0500 га.
Согласно резолютивной части решения Изобильненского сельского главы от 24 апреля 2009 года № 55/69 внесены изменения в решение 17 сессии 24 созыва Изобильненского сельского совета от 22 июля 2009 года № 87, однако такого решения за указанное число не имелось; на указанной сессии 24 созыва Изобильненского сельского совета № 87 в 2004 году принималось решение в отношении Шингалеевой Е.В. и это решение касалось земельного участка площадью 0,02 га, право пользования которым прекращено у ФИО22
Таким образом, у Постоянных комиссий Алуштинского городского совета и администрации г. Алушты Республики Крым не имелось правовых оснований для применения части 1 статьи 13 Закона № 38-ЗРК и пункта 4 Порядка.
Непрерывность пользования испрашиваемым земельным участком, в данном случае, не является основанием для удовлетворения заявленных требований в рамках завершения оформления права на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ.
При таких обстоятельствах районный суд и суд апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 5 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 10 сентября 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Е.И. Иванов