Дело № 2а-5512/2021
64RS0045-01-2021-012847-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2021 г. город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Пугачева Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абакаровым И.М.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Саратова Сидоровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову к Кнышову В.В. об установлении административного надзора,
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Саратову (далее по тексту – УМВД России по г. Саратову) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кнышову В.В., 12 февраля 1986 года рождения, об установлении административного надзора.
В обоснование административного искового заявления административный истец указывает на то, что 30 января 2008 г. Кнышов В.В. приговором Самойловского районного суда Саратовской области был осужден по ч.1ст.105УК РФ; ч. 1 ст. 166 УК РФ; ч. 1 ст. 158 УК РФ; ч. 2 ст. 158 УК РФ; п.«а» ч. 3 ст. 158 УК РФ; ч. 3 ст. 69 УК РФ, к 12 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
3 апреля 2018 г. Кнышов В.В. освобожден из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области условно-досрочно на не отбытый срок 10 месяцев 17 дней на основании постановления Пугачевского районного суда Саратовской области от23марта 2018 г.
В октябре 2021 г. Кнышов В.В. был поставлен в списочный учет ОП № 3 в составе Управления МВД РФ по г. Саратову как лицо, которое по формальным признакам попадает под действие Федерального закона от 6 ноября 2011 г.
№64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В дальнейшем Кнышов В.В. в течение одного привлекался к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные
ст. 20.21 КоАП РФ, постановления о привлечении его к административной ответственности в установленный законом срок обжалованы не были, вступили в законную силу.
Таким образом, Кнышов В.В. является совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы, имеет непогашенную (неснятую) судимость за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч.1ст.105УКРФ. По месту жительства характеризуется посредственно, неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. На путь исправления не встал, менять свое поведение в положительную сторону не стремится.
По изложенным основаниям, руководствуясь п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный истец просит установить в отношении Кнышова В.В. административный надзор сроком на 3года, с момента вступления в законную силу решения суда, со следующими административными ограничениями:
запретить посещение кафе, баров, ресторанов с целью употребления спиртных напитков;
запретить выезд за пределы Саратовской области без разрешения специализированных органов, осуществляющих административный надзор;
возложить обязанность являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации четыре раза в месяц;
запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий: митинги, демонстраций;
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 час. до 06.00 час.
Представитель административного истца Булыгина И.Н. в судебное заседание не явилась, направила в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, также просила просил удовлетворить административное исковое заявление.
Административный ответчик Кнышов В.В. направил в суд письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал на согласие с предъявленным ему административным иском.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Саратова Сидорова Н.В. просила удовлетворить административные исковые требования.
Исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, выслушав заключение прокурора Сидоровой Н.В., суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст.14,62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой ст. 228, ст. 228.3, частью первой ст. 231, частью первой ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в ч.1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (ст.ст. 2 и 3), в частности административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (ч. 1 ст. 4), согласуется с нормой ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22марта 2012 г. № 597-О-О, от 24 сентября 2012 г. № 1739-О, от 22 ноября 2012г. N 2064-О, от 22 апреля 2014 г. № 885-О, от 23 апреля 2015 г. № 898-О, от 22декабря 2015 г. № 2876-О и от 29 марта 2016 г. № 545-О).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30 января 2008 г. Кнышов В.В. приговором Самойловского районного суда Саратовской области был осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ; ч. 1 ст. 166 УК РФ; ч. 1 ст. 158 УК РФ; ч.2ст.158УК РФ; п.«а» ч. 3 ст. 158 УК РФ; ч. 3 ст. 69 УК РФ к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
3 апреля 2018 г. Кнышов В.В. освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 10 месяцев 17 дней на основании постановления Пугачевского районного суда Саратовской области от 23 марта 2018 г., из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ, преступление, предусмотренное ч.1ст.105 УК РФ, отнесено к категории особо тяжких.
В соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, поскольку Кнышов В.В. был осужден за совершение особо тяжкого преступления, срок погашения судимости по которому составляет восемь лет, 23марта 2018 г. был освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 10месяцев 17 дней, до настоящего момента административный ответчик имеет непогашенную (неснятую) судимость, срок погашения судимости – 9 февраля 2027г.
16 сентября 2021 г. мировым судьей судебного участка № 7 Кировского района г. Саратова Кнышов В.В. был привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ, ему было назначено административное наказание в виде административного ареста 1(одни) сутки.
28 октября 2021 г. мировым судьей судебного участка № 7 Кировского района г. Саратова Кнышов В.В. был привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ, ему было назначено административное наказание в виде административного ареста 1(одни) сутки.
Вопреки доводам административного истца сведения о привлечении Кнышова В.В. к административной ответственности мировым судьей судебного участка № 7 Кировского района г. Саратова 29 октября 2021 г., как следует из ответа на судебный запрос, а также общедоступной информации с сайта судебных участков Кировского района г. Саратова своего подтверждения не нашли. Копия соответствующего постановления к административному иску приложена не была, в дальнейшем в суд не поступала.
Совершенные Кнышовым В.В. правонарушения отнесены к Главе20КоАПРФ, которая устанавливает ответственность за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В октябре 2021 г. Кнышов В.В. был поставлен в списочный учет ОП № 3 в составе Управления МВД РФ по г. Саратову как лицо, которое по формальным признакам попадает под действие Федерального закона от 6 ноябре 2011 г.
№64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно рапорту-характеристике старшего участкового уполномоченного ОП № 3 в составе УМВД России по г. Саратову Бурова М.В. Кнышов В.В. проживает по адресу: г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 7, где характеризуется посредственно, ранее привлекался к уголовной и административной ответственности, является лицом без гражданства, неоднократно замечен в употреблении спиртных напитков, жалоб со стороны соседей не поступало.
Вместе с тем, к письменному заявлению от 26 ноября 2021 г. о слушании административного дела в его отсутствие Кнышовым В.В. был приложен национальный паспорт гражданина Российской Федерации, датированный 15ноября 2021 г., следовательно, на момент рассмотрения настоящего административного дела Кнышов В.В. являлся гражданином Российской Федерации, доказательств обратного не представлено.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь названными выше положениями Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания для установления в отношении Кнышова В.В. административного надзора поскольку он является лицом, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость и совершившим в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, сроком на три года. Срок административного надзора исчислять с момента вступления в законную силу решения суда.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным (ч.2ст.4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений
(ч. 8 ст. 272, ч. 3 ст. 273 КАС РФ).
Часть 1 ст. 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Из материалов административного дела усматривается, что Кнышов В.В. два и более раз привлекался к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Из рапорта-характеристики следует, что Кнышов В.В. проживает по адресу: г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 7, где характеризуется посредственно, ранее привлекался к уголовной и административной ответственности, неоднократно замечен в употреблении спиртных напитков, жалоб со стороны соседей не поступало.
В силу ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Установление определенных обязанностей на период административного надзора предусмотрено положениями ст. 4 Федерального закона «Обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и те обязанности, что просит установить административный истец в отношении Кнышова В.В., за рамки положений данного закона не выходят.
Учитывая фактические обстоятельства дела, личность административного ответчика, имеющего непогашенную либо неснятую судимость, совершившего в течение одного года два и более административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, сведения, характеризующие поведение административного ответчика, суд в целях предупреждения совершения преступлений и правонарушений считает необходимым установить в отношении Кнышова В.В. административный надзор сроком на 3года, с момента вступления в законную силу решения суда, со следующими административными ограничениями:
запретом пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время суток (промежуток времени с 22.00 ч. до 06.00 ч. по местному времени);
возложением обязанности являться для регистрации в органы внутренних дел по избранному месту жительства два раза в месяц по установленному графику;
запретом посещение баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции;
запретом посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях – митингов, демонстраций, шествий;
запретом выезда за пределы территории Саратовской области без разрешения специализированных органов.
Установление судом в отношении Кнышова В.В. административного ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства на регистрацию отвечает обстоятельствам и степени опасности совершенного Кнышовым В.В. преступления и последующих правонарушений, способствует предупреждению совершения им преступлений и других правонарушений, оказанию на него необходимого профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Вследствие чего требование административного искового заявления о необходимости установления Кнышову В.В. четырех обязательных явок в органы внутренних дел для регистрации является преждевременным.
Кроме того, суд учитывает, что согласно положениям ст. 270 КАС РФ, ч.3ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Принимая решение об установлении административных ограничений, суд исходит из того, что они не нарушают права и законные интересы Кнышова В.В., поскольку устанавливают лишь контроль за его поведением в период нахождения под административным надзором по месту его жительства (пребывания), способствуют предупреждению совершения Кнышовым В.В. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит административные исковые требования УМВД России по г.Саратову об установлении в отношении Кнышова В.В. административного надзора подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 272, 273, 298КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову к Кнышову В.В. об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении Кнышова В.В., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, административный надзор сроком на три года.
Срок административного надзора исчислять с момента вступления в законную силу решения суда.
Установить Кнышову В.В. на срок административного надзора следующие административные ограничения:
запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время суток (промежуток времени с 22.00 ч. до 06.00 ч. по местному времени);
обязать являться для регистрации в органы внутренних дел по избранному месту жительства два раза в месяц по установленному графику;
запретить посещение баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции; запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях – митингов, демонстраций, шествий;
запретить выезд за пределы территории Саратовской области без разрешения специализированных органов.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Наблюдение за соблюдением Кнышовым В.В. установленных судом ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства или пребывания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья Д.В. Пугачев