Дело в„–2-34/2018 РЈРР” 32RS0011-01-2017-000633-34
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
29 августа 2018 года г. Злынка
Злынковский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ермоленко Т.Е.,
при секретаре судебного заседания Тищенко Н.А.,
с участием представителя истца, департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Клюева С.В., действующего на основании доверенности № №,
представителя третьего лица, департамента строительства Брянской области, Михальченко Р.Рќ., действующего РЅР° основании доверенности в„–,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ департамента семьи, социальной Рё демографической политики Брянской области Рє Гутниковой РЎ.Р’. Рѕ признании незаконной выплаты единовременной денежной компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, взыскании денежной компенсации материального ущерба,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Департамент строительства Брянской области обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Гутниковой РЎ.Р’. Рѕ признании незаконной выплаты единовременной денежной компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, расположенного РїРѕ <адрес>, взыскании денежной компенсации материального ущерба РІ размере <данные изъяты> рублей.
Рсковые требования мотивированы тем, что распоряжением Правительства Брянской области РѕС‚ 26.06.2015 РіРѕРґР° в„– 212-СЂРї Гутникова РЎ.Р’. была включена РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан РЅР° получение единовременной денежной компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества, вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> РІ размере <данные изъяты> рублей. Денежные средства были получены ответчиком РІ полном объеме РІ июле 2015 РіРѕРґР°.
Р’ С…РѕРґРµ проверки РІ РёСЋРЅРµ-июле 2017 РіРѕРґР° контрольной комиссией Управления Федерального казначейства РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹ РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ предоставления единовременной денежной компенсации материального ущерба вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ было установлено, что Гутникова РЎ.Р’., получив данное имущество, находящееся РІ Р·РѕРЅРµ отселения, РїРѕ наследству, РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РёР· Р·РѕРЅС‹ радиоактивного загрязнения РЅРµ выехала, фактически РЅРµ утратила возможность пользоваться данным имуществом, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, право РЅР° получение компенсации Сѓ неё РЅРµ возникло. Действия Гутниковой РЎ.Р’. РїРѕ незаконному получению денежной компенсации Р·Р° вышеназванное имущество являются злоупотреблением правом. Р’ результате неправомерной выплаты Гутниковой РЎ.Р’. компенсации РІ СЃСѓРјРјРµ <данные изъяты> рублей нанесен ущерб Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Определением Злынковского районного суда Брянской области от 25 июля 2018 года, вступившим в законную силу, ввиду передачи полномочий, произведена замена стороны истца на департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
В судебном заседании представитель истца, департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Клюев С.В., заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить, перечислив денежные средства в размере <данные изъяты> рублей на счет департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Ответчик Гутникова С.В., надлежащим образом извещенная о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, в направленном в суд заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, департамента строительства Брянской области Михальченко Р.Рќ., РІ судебном заседании РїСЂРѕСЃРёР» заявленные требования удовлетворить РІ полном объеме РїРѕ основаниям, изложенным РІ РёСЃРєРµ.
Представитель третьего лица, Правительства Брянской области, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя, при вынесении решения полагались на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, управления Федерального казначейства по г.Москве, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, направив в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя управления Федерального казначейства по г.Москве, указывая, что Управление не давало оценку законности либо незаконности получения единовременной денежной компенсации ответчику, поэтому оно не может подтвердить наличие оснований либо обоснованность заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица, Деменской сельской администрации Новозыбковского района, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Р’ соответствии СЃ Рї. 6 части 1 СЃС‚. 13 Закона Р Р¤ "Рћ социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ" Рє гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, РЅР° которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (РІ том числе выехавшие добровольно) РІ 1986 РіРѕРґСѓ РёР· Р·РѕРЅС‹ отчуждения или переселенные (переселяемые), РІ том числе выехавшие добровольно, РёР· Р·РѕРЅС‹ отселения РІ 1986 РіРѕРґСѓ Рё РІ последующие РіРѕРґС‹, включая детей, РІ том числе детей, которые РІ момент эвакуации находились (находятся) РІ состоянии внутриутробного развития.
Согласно Рї.4 СЃС‚.17 Закона Р Р¤ "Рћ социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ" гражданам, указанным РІ Рї. 6 С‡. 1 СЃС‚. 13 настоящего Закона, гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества, включающая РІ себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые РґРѕРјРёРєРё, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся Сѓ граждан РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 1994 РіРѕРґР°.
Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 29 декабря 2004 Рі. в„– 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ.
В соответствии с п. 5 названных Правил, на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате либо об отказе гражданину в выплате компенсации, о чем информирует заявителя в письменной форме.
Согласно п.9 указанных Правил, ответственность за достоверность представленной информации о потребности в средствах федерального бюджета, направляемых на выплату компенсации, возлагается на орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Гутникова С.В. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Право собственности на указанное домовладение возникло у ответчика на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного нотариусом Новозыбковского нотариального округа Брянской области.
Как следует из справки Деменской сельской администрации Новозыбковского района № от ДД.ММ.ГГГГ г., в <адрес>, никто не зарегистрирован и не проживает.
Согласно постановлению Правительства Р Р¤ РѕС‚ 18.12.1997 в„–1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся РІ границах Р·РѕРЅ радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», действующего РІ период спорных правоотношений, населенный РїСѓРЅРєС‚ - СЃ. Деменка Новозыбковского района Брянской области РЅР° основании Постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 18.12.1997 в„–1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся РІ границах Р·РѕРЅ радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» относился Рє Р·РѕРЅРµ отселения.
Р’ соответствии СЃ Рї. 3 Постановления Правительства Брянской области в„–689-Рї РѕС‚ 29.12.2014 РіРѕРґР° «Об организации осуществления переданного полномочия РїРѕ предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета РІ части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15 мая 1991 РіРѕРґР° в„– 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» был определен департамент строительства Рё архитектуры Брянской области.
Для реализации права на получение компенсации за утраченное имущество, Гутниковой С.В. на имя директора департамента строительства и архитектуры Брянской области ДД.ММ.ГГГГ. было подано заявление о выплате компенсации за полученное по наследству имущество - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> представлением необходимых документов.
Согласно выписке РёР· протокола в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° департаменту строительства Рё архитектуры Брянской области Гутникову РЎ.Р’. рекомендовано включить РІ СЃРїРёСЃРѕРє РЅР° получение компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ после отказа РѕС‚ права собственности Рё передачи имущества администрации.
Согласно справки администрации Новозыбковского района № от ДД.ММ.ГГГГ. Гутникова С.В. обратилась с заявлением об отказе от права собственности на имущество по указанному адресу.
Р’ соответствии СЃ положениями Закона Р Р¤ в„– 1244-1 РѕС‚ 15 мая 1991 РіРѕРґР° «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», РЅР° основании распоряжения Правительства Брянской области в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° «Об утверждении СЃРїРёСЃРєР° граждан РЅР° получение единовременной компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ Гутниковой РЎ.Р’. получена компенсация РІ СЃСѓРјРјРµ <данные изъяты> рублей Р·Р° утраченное имущество, расположенное РІ Р·РѕРЅРµ отселения, РїРѕ адресу: <адрес>.
Вышеуказанное распоряжение Правительства Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ года о выплате Гутниковой С.В. денежной компенсации за утраченное имущество, незаконным не признано, не отменено. В рамках рассмотрения настоящего спора, таких требований не заявлено. Кроме того, выпиской из Единого реестра недвижимости подтверждается, жилой <адрес>, за утрату которого ответчиком получена денежная компенсация, передан в собственность муниципального образования «Новозыбковский район» Брянской области.
Акт проверки контрольной комиссии управления Федерального казначейства города Москвы, на который ссылается истец в обоснование заявленных требований, в материалах дела не представлен.
Кроме того, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, основывая свои исковые требования на положениях части 1 статьи 8, части 3 статьи 1, части 1 статьи 10 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представил доказательств наличия в действиях Гутниковой С.В. недобросовестности или злоупотребления правом, с целью получения спорной денежной компенсации, в связи с чем, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении исковых требований департамента семьи, социальной Рё демографической политики Брянской области Рє Гутниковой РЎ.Р’. Рѕ признании незаконной выплаты единовременной денежной компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, взыскании денежной компенсации материального ущерба, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Дата изготовления решения в окончательной форме - 3 сентября 2018 года.
Судья Ермоленко Т.Е.