Докладчик Карачкина Ю.Г. судья Ибрагимов Р.Р.
апелляционное дело № 33а-4259/2019 УИД 21RS0001-01-2019-000618-43
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2019 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркиной И.В., судей Карачкиной Ю.Г. и Степановой Э.А.
при секретаре Александрове П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии к Шамину Алексею Александровичу об установлении административного надзора, поступившее по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 11 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г., судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии (ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) обратилось в суд с административным иском к освобождающемуся из мест лишения свободы Шамину А.А. и просило установить в отношении него административный надзор на срок 3 года и административные ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 6 часов и обязательной двукратной ежемесячной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Требования мотивированы тем, что Шамин А.А. в период отбывания наказания за тяжкое преступление был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В судебном заседании представитель административного истца Согомонян Р.Г. представил уточнение к иску, в котором испрашиваемый срок административного надзора увеличил до 8 лет, административный ответчик Шамин А.А. первоначально предъявленный административный иск признал в части, не согласившись с установлением ему необязательных административных ограничений, прокурор Максимов Д.А. дал заключение о необходимости установления в отношении Шамина А.А. административного надзора сроком на 8 лет и отсутствии необходимости установления в отношении него необязательных административных ограничений.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 11 июля 2019 года в отношении Шамина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлен административный надзор на срок 8 лет, установленный законодательством для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и административное ограничение в виде обязательной явки 2 раза в месяц на регистрацию в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания; в удовлетворении исковых требований об установлении Шамину А.А. административных ограничений в виде запретов выезда за установленные судом пределы территории и пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов до 6 часов утра следующего дня отказано.
В апелляционной жалобе Шамин А.А. просит сократить ему срок административного надзора до 2 лет, указывая, что срок административного надзора в отношении него установлен судом с применением нормы закона, не имеющей к нему отношения, – п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», тогда как в отношении него следовало применить п.1 ч.1 ст.5 указанного закона; с материалами административного искового заявления он был ознакомлен, но в ходе судебного заседания судом были внесены изменения, с которыми его не ознакомили, нарушив тем самым его право на ознакомление с материалами дела и лишив возможности полноценно подготовиться к участию в судебном заседании и обосновать свою позицию; после курса наблюдения и медицинской реабилитации в июне 2018 года он был снят с <данные изъяты> учета; при принятии решения судом не было учтено, что злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания он был признан только 12 ноября 2018 года, по прошествии основной части срока наказания, а весь предыдущий период находился в обычных условиях содержания, представленные в отношении него характеризующие данные являются посредственными, каких-либо исключительных обстоятельств судом не установлено; административный истец ничем не обосновал необходимость установления в отношении него необязательных административных ограничений в виде двух запретов, при том, что преступление было совершено им в дневное время.
В суде апелляционной инстанции прокурор Овчинникова Н.А. дала заключение об отсутствии оснований для отмены/изменения решения суда, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии своего представителя не направило, административный ответчик Шамин А.А., получивший извещение суда 28 августа 2019 года, об обеспечении его участия в судебном заседании не ходатайствовал.
Проверив административное дело в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в полном объеме и не связывая себя доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании суда первой инстанции материалы дела были дополнены только письменным уточнением административного искового заявления, против чего Шамин А.А. не возражал, потому его довод о неознакомлении с дополнительными материалами судебной коллегией отклоняется.
Кроме того, поскольку уточнение к административному исковому заявлению было подписано и подано представителем ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии Согомоняном Р.Г. при отсутствии в выданной ему доверенности от 11.07.2019 № полномочий на совершение такого рода действий (ст.56 КАС РФ), суд первой инстанции это уточнение фактически не рассматривал.
Согласно ч.8 ст.272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении административного надзора суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ, статьей 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) и Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре, Федеральный закон № 64).
В соответствии с ч.2 ст.173.1 УИК РФ и ч.1 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого … из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (п.1), если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (п.1 ч.3 ст.3 этого же Федерального закона).
Таким образом, при установлении лицу административного надзора по причине признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания значение имеет сам факт такого признания, а не время принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что Шамин А.А. осужден приговором <суда> от 29 октября 2014 года (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 3 марта 2015 года) по ч.1 ст.228, ч.5 ст.33 - ч.2 ст.228 УК РФ с применением ч.3 ст.69 УК РФ к 5 годам лишения свободы, без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, поощрений не имеет, зато после восемьдесят шестого нарушения установленного порядка отбывания наказания, за которые он подвергался взысканиям, в том числе в виде водворения в штрафной изолятор, 12 ноября 2018 года был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания, после чего нарушать установленные условия отбывания наказания не прекратил, доведя число нарушений до 98, в связи с чем 11 июня 2019 года на четыре месяца переведен в единое помещение камерного типа.
Преступление, предусмотренное ч.5 ст.33 - ч.2 ст.228 УК РФ (в редакции Федерального закона от 01.03.2012 № 18-ФЗ), в соответствии со ст.15 УК РФ относится к категории тяжких, а потому с учетом того, что Шамин А.А. является совершеннолетним лицом и в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, вывод суда о наличии оснований для установления в отношении него административного надзора является правильным.
Пунктом 1 ч.1 ст.5 Закона об административном надзоре предусмотрено, что в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок от 1 года до 3 лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Определяя Шамину А.А. 8-летний срок административного надзора, суд сослался на пункт «г» ч.3 ст.86 УК РФ, согласно которому судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания, и на пункт 2 ч.1 ст.5 Закона об административном надзоре, согласно которому административный надзор в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Между тем в деле Шамина А.А. отсутствуют обстоятельства, перечисленные в пункте 3 ч.1, ч.2 и 2.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, потому максимальный срок административного надзора, который мог быть ему установлен, составляет 3 года, и срок погашения судимости за совершенное им тяжкое преступление значения в данном случае не имеет.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора для лица, указанного в ч.1 ст.3 настоящего закона, при наличии основания, предусмотренного п.1 ч.3 ст.3 настоящего закона, исчисляется со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В этой связи судебная коллегия изменяет решение суда в части установленного срока административного надзора, а также дополняет его указанием о порядке исчисления срока административного надзора.
Устанавливая Шамину А.А. 3-летний срок административного надзора, судебная коллегия исходит из того, что указанный срок не только соответствует закону, но в свете задач, стоящих перед административным надзором, по предупреждению преступлений, правонарушений и оказанию на Шамина А.А. индивидуально-профилактического воздействия является необходимым. Оснований для установления Шамину А.А. административного надзора меньшей продолжительности с учетом его крайне отрицательного поведения в период отбывания наказания не имеется.
Согласно ч.1 ст.4 Закона об административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласие суда с предложенной административным истцом периодичностью явок Шамина А.А. на регистрацию не было произвольным, судом в полной мере были учтены данные о его личности и устойчиво отрицательном поведении в период отбывания наказания. Однако формулировка установленного судом Шамину А.А. административного ограничения подлежит приведению в соответствие с п.5 ч.1 ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ, которым данный пункт был дополнен словами «по месту фактического нахождения», предоставив поднадзорному лицу возможность явки на регистрацию в орган внутренних дел не только по месту жительства или пребывания.
С отказом суда в установлении Шамину А.А. необязательных административных ограничений судебная коллегия соглашается.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения в безусловном порядке, судом не допущено.
Руководствуясь ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 11 июля 2019 года в части, удовлетворяющей административное исковое заявление, изменить,
установить в отношении Шамина Алексея Александровича административный надзор на срок 3 (три) года со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения,
установить Шамину Алексею Александровичу на срок административного надзора административное ограничение в виде обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи : Ю.Г. Карачкина
Э.А. Степанова