Дело № 2-878/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего Дзюба В.Г.,
с участием: представителя истца Баскаковой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Зиновьеве С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Олейника Виктора Филипповича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГУП "Центр эффективного использования собственности города" о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма,
установил:
истец обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма, ссылаясь на то, что с 2013 года по настоящее время постоянно проживает по адресу: <адрес>, несет бремя его содержания. Указанное жилое помещение истцу предоставлено на основании ордера №, выданного на основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета – договора №-А от ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма, однако ДД.ММ.ГГГГ в заключение договора отказано на основании подпункта 3 пунктов 19 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключения договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя». Ссылаясь на невозможность оформления прав в административном порядке, фактическое проживание в спорном жилом помещении, отсутствие иного жилья, ФИО1, уточнив исковые требования, просил суд признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, ком. №, на условиях договора социального найма.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 06.12.2023 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГУП "Центр эффективного использования собственности города", Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.
Истец Олейник В.Ф. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется отчет об извещении с помощью смс-сообщения (л.д. 132). Согласно представленному в материалы дела заявлению, просил суд рассматривать дело в его отсутствие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (л.д. 113). При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Баскакова Е.И., действующая на основании доверенности №<адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ, уточнила исковые требования, просила суд их удовлетворить и признать за ФИО1 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, ком. №, на условиях договора социального найма.
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется отчет об отслеживании почтового извещения с отметкой о вручении адресату (л.д. 131). Согласно представленному в материалы дела заявлению, просил суд рассматривать дело в отсутствие представителя Департамента, в удовлетворении иска возражал по основаниям, указанным Департаментом в отказе в предоставлении государственной услуги от 30.07.2018 № ОДН/18-607 (л.д. 56). При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес>, Департамент городского хозяйства <адрес>, ГУП "Центр эффективного использования собственности города" в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются отчеты об отслеживании почтового извещения с отметкой о вручении адресату (л.д. 133-135). Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании ордера № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлено право на занятие площади в общежитии по № (л.д. 11). В связи с трудоустройством в ООО «Нефтида» в должности главного бухгалтера (л.д. 24).
Также, представлен договор №-А от ДД.ММ.ГГГГ бессрочного пользования спорной жилой площадью, заключенный между истцом и № (л.д.12-13).
Как следует из справки ГУПС «ЕИРЦ», в помещении по адресу: <адрес>, ком. №, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88).
ДД.ММ.ГГГГ наниматель Олейник В.Ф. обратился в Департамент капитального строительства <адрес> с заявлением о заключении договора социального найма спорной комнаты (л.д. 60).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя» на помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> на основании подпункта 3 пункта 19 Административного регламента предоставления государственной услуги, утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №. Поскольку, подача заявления и документов лицом, не входящим в перечень лиц, установленный пунктом 2 настоящего Административного регламента, а именно заявителями на получение государственной услуги являются физические лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также лица которым ранее, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, было представлено во владение и пользование жилое помещение на условиях социального найма, постоянно зарегистрированные в данном жилом помещении.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре содержится информация об объектах недвижимости, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ГУП "Центр эффективного использования собственности города", расположенных по адресу: <адрес>: жилое помещение №, общей площадью № кв.м.; нежилое помещение вспомогательного использования №, общей площадью № кв.м. Указанные объекты включены в Реестр на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № как имущество, находящееся в казне города Севастополя (л.д. 90).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, ком. 115, кадастровый №, является <адрес> (л.д. 52-53).
Помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. № на кадастровый учет не поставлено, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Статьей 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Как следует из письменных пояснений истца ФИО1, а также его представителя, с 2013 года истец проживает и несет бремя содержание комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>, №. В комнате № предоставленной истцу на основании ордера, он не проживает и не намерен проживать, тем не менее с 2013 года оплачивает коммунальные платежи. Поскольку комната является нежилым подсобным помещением, истец уточнив исковые требования, просил суд признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, ком. №, на условиях договора социального найма (л.д. 138-140).
Кроме, того в судебном заседании обозревалось инвентарное дело на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, ком. № (л.д. 142-145). Согласно техническому паспорту, составленному ГУП «БТИ г. Севастополя» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, комната № по адресу: <адрес>, <адрес>, состоит из: № жилая комната площадью № кв.м., № коридор площадью № кв.м., № санузел площадью № кв.м. <адрес> 17,0 кв.м., жилая 11,7 кв.м., подсобная № кв.м.. В техническом паспорте отсутствуют сведения о перепланировки, реконструкции жилого помещения, комната № по адресу: <адрес>, <адрес>, состоит из: № бойлерная площадью № кв.м. (л.д. 94-105).
Из материалов дела усматривается, что право пользования спорным жилым помещением у истца возникло на основании ордера, выданного ФИО1 на основании договора найма №-А от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и №. Решение о выдаче ордера не оспорено, недействительным не признано.
Следовательно, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.
Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.
Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.
На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиям части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сведения о том, что жилое помещение – комната № по адресу: <адрес>, является помещением общежития и относится к помещениям специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.
Из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 года следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Тогда, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Принимая во внимание, что Олейник В.Ф. постоянно проживал в спорном жилом помещении с 2013 года, его право на пользование данным помещением оспорено не было, несет бремя содержания помещения, что подтверждается представленными сведениями (л.д. 14-21), в жилом помещении отсутствуют самовольная перепланировка, реконструкция (л.д. 119), суд приходит к выводу, что истец приобрел право пользования данной комнатой по договору социального найма, в связи с чем, его уточненные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Олейника Виктора Филипповича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГУП "Центр эффективного использования собственности города" о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма, удовлетворить.
Признать за Олейником Виктором Филипповичем ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес> (паспорт №) право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, общей площадью № кв.м., на условиях договора социального найма.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя (ИНН 9204003373, ОГРН 1149204006434) заключить с Олейником Виктором Филипповичем договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 27 февраля 2024 года.
Судья: В.Г. Дзюба